Булгаков - Свет невечерний

Сергей Булгаков - Первообраз и образ
 
...С годами... в подлинной ценности выступает благо жизни и дар жизни, который никогда не отвергнет — вплоть до конца — никакое живое существо, ни даже сатана, хотя и клевещет и хулит Жизнодавца.
 
И, вместе с годами, все яснее печатлеется бессмертие жизни, — не веришь ни в какие ее сроки, ни в старость, ни в смерть, а только в жизнь.
 
Свеча, вся сгорая, переходит в свет и тепло, которые с избытком возмещают отгоревшую часть ствола.
 
О. СЕРГИЙ БУЛГАКОВ. Ялтинский дневник. (Запись от 16 июня 1921 г.— в день пятидесятилетия)
 
Умственная продукция С. Н. Булгакова — это лавина спекулятивных воззрений и идейных предположений, почти визионерских либо художественных интуиций и изощренных логических сцеплений; из этого бурлящего котла мысли можно выхватить и все то, что служит основанием для вышеприведенных разноречивых оценок.
 
А вместе с тем Булгаков — один из самых цельных, я сказала бы даже, центростремительных мыслителей так называемого русского религиозного ренессанса. Его любомудрие вырастает непосредственно из того же корня, что и древо жизни, а так как «все болит около дерева жизни» (Булгаков любил повторять эти слова Константина Леонтьева[1]), то и мысль его болит и болеет противоречиями, быть может, принципиально неразрешимыми в кругу разума и в пределах исторического времени.
 
И. Б. Роднянская
 

[1]  См., например, т. I настоящего издания. С. 305.
 
 

Сергий Булгаков - Первообраз и образ - Сочинения в двух томах - Том 1 - Свет невечерний

 
Подг. текста, вступ. статья И. Б. Роднянской, коммент. В. В. Сапова и И. Б. Роднянской
СПб.: ООО «ИНАПРЕСС»
Москва: «Искусство», 1999. - 416 с. (С.Ц.З.) 
ISBN 5-871-35083-6 (Т.1) 
ISBN 5-210-01400-2 (T.l) 
 

Сергий Булгаков - Первообраз и образ - Сочинения в двух томах - Том 1 - Свет невечерний - Содержание

 
И. Б. Роднянская. Чтитель и толмач замысла о мире
 

СВЕТ НЕВЕЧЕРНИЙ - Созерцания и умозрения 

ОТ АВТОРА
ВВЕДЕНИЕ 
ПРИРОДА РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ 
  • 1. Как возможна религия? (Проблемы трех «критик» Канта
  • 2. Трансцендентное и имманентное
  • 3. Вера и чувство. Учение Шлейермахера
  • 4. Религия и мораль
  • 5. Вера и догмат
  • 6. Природа мифа
  • 7. Религия и философия
ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ - БОЖЕСТВЕННОЕ НИЧТО 
  • I. Основная антиномия религиозного сознания
  • II. «Отрицательное богословие»
  • III. Филон Александрийский
  • IV. Александрийская школа богословия
  • V. Отцы церкви
  • VI. Ареопагит
  • VII. Св. Максим Исповедник
  • VIII. Св. Иоанн Дамаскин
  • IX. Св. Григорий Палама
  • X. И. Ск. Эриугена
  • XI. Николай Кузанский
  • XII. Еврейская мистика
  • XIII. Немецкая и английская мистика
  • XIV. Имм. Кант
ОТДЕЛ ВТОРОЙ - МИР 
  • I. Тварность мира
    • 1. Творение
    • 2. Тварное ничто
    • 3. Мир как теофания и теогония
    • 4. Время и вечность
    • 5. Свобода и необходимость
  • II. Софийность твари
    • 1.София
    • 2. Что такое материя?
    • 3. Материя и тело
    • 4. Природа зла
ЧЕЛОВЕК 
I. Первый Адам
  • 1. Образ Божий в человеке
  • 2. Пол в человеке
  • 3. Человек и ангел
  • 4. Подобие Божие в человеке
  • 5. Грехопадение человека
  • 6. Свет во тьме
  • 7. Ветхий Завет и язычество
II. Второй Адам 291-303 
  • 1. Миротворение и боговоплощенис
  • 2. Спасение падшего человека
III. Человеческая история
  • 1. Конкретное время
  • 2. Хозяйство и искусство 
  • 3. Хозяйство и теургия
  • 4. Искусство и теургия
  • 5. Власть и теократия
  • 6. Общественность и церковность
  • 7. Конец истории
IV. Свершение
Комментарии 
 

Сергий Булгаков - Первообраз и образ - Сочинения в двух томах - Том 1 - Свет невечерний - Созерцания и умозрения

 
Книга эта писалась медленно и с большими перерывами (в течение 1911-1916 годов), а заканчивалась она уже под громы мировой войны. Для гуманистического мировоззрения, победно утвердившегося в "новое время", война эта поистине явилась духовной катастрофой, неожиданной и опустошительной. Она разбила обветшавшие скрижали и опрокинула общечтимые идолы. Напротив, в религиозном мироощущении катастрофа эта внутренне предугадывалась, как надвигающаяся вместе с созреванием исторической жатвы. Во всяком случае, последние события нас не заставили ни в чем существенном пересмотреть или изменить основные линии мировоззрения, верований, устремлений, отразившихся в этой книге, они даже придали им еще большую определенность и трагический пафос.
 
Грандиозность происходящего не вмещается в непосредственное сознание участников, а катастрофическому чувству жизни упрямо (и по-своему даже правомерно) противится обыденное, "дневное" сознание с его привязанностью к "месту". Лишь насколько нам удается в религиозном созерцании подняться выше своей эмпирической ограниченности и слабости, мы ощущаем наступление великих канунов, приближение исторических свершений. "Когда ветви смоковницы становятся мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето" (Мф. XXIV, 32).
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя Гость