Шёнборн - Бог послал Сына Своего

Бог послал Сына Своего - Кристоф Шенборн
От автора: "Мое учение сложилось на основе 16-летнего опыта чтения лекций по христологии, равно как 30-летнего опыта исследования христологической проблематики, и оно покоится на весьма простой убежденности (вновь и вновь  подтверждаемой моими отдельными исследованиями, но прежде всего духовным и пастырским опытом), а именно: отправной точкой любого учения о Христе является неколебимая вера в то, что Иисус Христос — это Мессия Израиля, это Сын Живого Бога (ср. Мф 16,16).
 
Уверенность в Богосыновстве Христа не возникла у меня как результат продолжительного процесса  размышлений, и она не представляет собой богословского вывода из различных, пусть и сведенных воедино, элементов; напротив, она есть «источник света»,  наперед освещающий все христологические заключения, осмысления и  формулировки. В этом-то и состоит, если сказать одной фразой, вся суть моей христологии, выносимой сейчас на богословскую дискуссию.
 

КРИСТОФ ШЁНБОРН. БОГ ПОСЛАЛ СЫНА СВОЕГО. ХРИСТОЛОГИЯ

При участии Михаэля Конрада и Хуберта Филиппа Вебера
Москва, «Христианская Россия»
Originalausgabe: Gott sandte seinen Sohn. Christologie
Пер. с немецкого — Ε. Верещагин
Научный редактор — Ε. Гейнрихс
Associazione Manuali di Teologia Cattolica Lugano
«Христианская Россия», издание на русском языке
Italy, 24068, Seriate (Bergamo), v. Tasca, 36
Центр распространения: Культурно-просветительский Центр «Духовная Библиотека»
 
Основательный труд Кристофа Шенборна "Бог послал Сына Своего" написан на опыте преподавания христологии в течении десятков лет.

ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ: ОТЧЕТ В ТОМ, ЧТО СДЕЛАНО

ВВЕДЕНИЕ. PRAEAMBULA CHRISTOLOGIAE

1. Три столпа христологии
(Св. Писание — Св. Предание — Опыт) 30
А. Три столпа 31
Б. Столпы больше не держат 32
2. Три кризиса новейшего времени 35
A. Естественно-научный кризис 35
Б. Исторический кризис 37
B. Экзистенциальный кризис 40
3. Устойчивость образа Иисуса 42
A. Впечатление от образа: познавать Иисуса как Христа 44
Б. Мировоззренческий переворот: случай ап. Павла 47
B. Обладание полнотой власти и уничижение 51
а) Спор о полномочиях — день в Капернауме 51
б) Благовествование бедным как основной образ благовестия Христова 54
ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ «БОГ ПОСЛАЛ СЫНА СВОЕГО» 61
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ: НИСПОСЛАНИЕ СЫНА КАК СРЕДОТОЧИЕ ХРИСТОЛОГИИ. СИМВОЛ ВЕРЫ КАК ПЛАН ДЛЯ ИЗЛОЖЕНИЯ ХРИСТОЛОГИИ ... 63

ГЛАВА I ИИСУС ХРИСТОС КАК ПРЕДВЕЧНЫЙ СЫН БОЖИЙ

1. Идея предвечности согласно библейским свидетельствам 69
2. Арианский кризис и 1-й Вселенский собор в Никее (325 г.) 76
A. Замысел и учение Ария 76
Б. Первый Никейский собор — толкование Символа веры 79
Единородный, рожденный от Отца 81
Рожденный, не сотворенный 83
Единосущный Отцу 85
B. Начало или конец — тезис об эллинизации 87
Эллинизация или де-эллинизация христианства? 88
Правоверие и ересь как процесс различения 90
Образ Христа и императорская политика после Никейского собора 93
Критерии и границы единства во многообразии 95
Резюме 97
3. Масштабы влияния Никейского символа веры 99
А. Христос как совершенный образ Отца 99
Б. Вочеловечение Логоса и обожение человека 103
 

ГЛАВА II ВОЧЕЛОВЕЧЕНИЕ СЫНА БОЖИЯ

1. Ветхозаветные и иудейские подходы к вочеловечению Божию .... 109
А. Божественное самоуничижение в иудейском богословии 111
Б. Пророк как представитель Божий 116
2. «Зачатый Святым Духом — Рожденный Девой Марией» 120
A. Исторический вопрос, но не только 120
Б. Библейский символический язык 126
B. Жизнь от Святого Духа: корень нового человека 129
3. Вселенский собор в Халкидоне:
«истинный Бог — истинный человек» 131
A. Два «тупика»: христология разделения
и христология смешения 132
Схема Логос-саркс у А поллинария Лаодикийского 133
Антиохия, схема Логос-Антропос и богословие Нестория ... 136
О становлении христианского понимания Лица 141
Продолжающийся раскол 147
Б. Эфесский собор (431 г.) и Кирилл Александрийский 148
B. Халкидонский собор (451 г.) 153
Вероучителъное определение Халкидонского собора 156
Авторитетность соборных определений 162
Халкидонский собор как ключ к христианскому пониманию мира 164

 

ГЛАВА III ЗЕМНОЙ ПУТЬ СЫНА БОЖИЯ

1. Самосознание Иисуса и Его отношение к Своей миссии 167
А. Близкие чаяния: не ошибся ли Иисус? 169
Все решает воля Божия: нравственное благовестив Иисуса 172
Б. Объем знаний, известных Христу, как его устанавливали в истории богословия 177
Принципы интегральности и перфекционизма в патристике 178
Средневековое видение Божественной природы Иисуса 181
Самосознание Христа как проблема нового времени 184
В. Богословская рефлексия 186
Принципиальное разграничение Карла Ранера 187
Тринитарный синтез Ганса Урса фон Бальтазара 191
« Основная ориентировка» и тематическое знание 194
2. Дальнейшие аспекты человеческой природы Иисуса 197
A. Иисусовы произволения и энергии как Бога и человека 199
Проблема двух воль во Христе в учении Максима Исповедника 200
Третий Константинопольский Собор 202
Непреходящее значение III-го Константинопольского Собора 204
Сотериологическое значение учения о двух волях 207
Б. Истинное тело Иисуса 210
Иконоборцы 211
Иконопочитатели 214
B. Сердце Иисуса 219
3. О богословии жизни Иисуса: тайны Христа 222
A. История исследования тайн жизни Иисуса 223
Б. Богословское значение тайн жизни Иисуса 230
Жизнь Иисуса — Откровение Бога-Отца 231
Жизнь Иисуса — тайна искупления 233
Жизнь Иисуса — соединение всего под одной Главою 234
B. Размышления об отдельных тайнах жизни Иисуса 236
Тайны сокровенной жизни Иисуса 236
Тайна сообщности со Христом 238
Знамения грядущего Царства Божия 240
Тайна противоборства Иисуса с сатаной 243
Преображение Господне 246
 

ГЛАВА IV ПАСХА СЫНА БОЖИЯ

1. Конфликт Иисуса с иудейскими авторитетами 250
А. Иисус и Израиль 252
Закон 252
Иерусалимский Храм 256
Иисус и вера Израиля в Единого спасающего Бога 257
Б. Судебный процесс над Иисусом 259
В. Христианство и иудаизм: вопрос виновности 261
2. ОН УМЕР НА КРЕСТЕ ЗА НАС! УЧЕНИЕ ОБ ИСКУПЛЕНИИ 264
Краткий очерк новозаветного учения об искуплении 266
A. Сатисфакционное учение Ансельма Кентерберийского 268
Метод Ансельма 269
Аксиомы исследования 271
Толкование 273
Свобода и грех 274
Удовлетворение правосудию Божию или наказание 275
Вновь обретенная свобода 279
Резюме 281
Б. Богословие креста Мартина Лютера 282
Постановка проблемы 282
Понимание греха 286
Искупительное деяние Христа 289
Послеродовые схватки «показательной сатисфакции» 296
B. Синтез Фомы Аквинского 297
Было ли вочеловечение Божие необходимо? 298
Последствия страстей Христовых (STh III q. 48) 302
Искупление посредством заслуг Христа 306
Резюме 310
Г. Заключительное рассмотрение — Ave crux, spes unica 310
3. Нисхождение в царство смерти 313
A. Библейская основа: ад как ше'ол 314
Б. Нисхождение во ад как победа над смертью: икона Воскресения 315
B. Нисхождение во ад из солидарности с судьбой людей 317
 

ГЛАВА V ПРОСЛАВЛЕНИЕ СЫНА БОЖИЯ

1. В третий день воскрес из мертвых 321
A. Контексты обетовании Иисуса Христа о воскресении мертвых 323
Б. Историческое и трансцендентное событие 325
B. Тринитарное, экклезиологическое и сотериологическое значение Воскресения Иисуса 330
Тринитарное значение Воскресения Иисуса 330
Экклезиологическое значение
Воскресения Иисуса Христа 331
Сотериологическое значение Воскресения Иисуса 332
Воскресение и «ожидание близкого конца веков» 335
Новое бытие во Христе 336
Между смертью и воскресением 338
2. Он воссел одесную Бога, всемогущего Отца 341
A. Свидетели «правила веры» 342
Б. Член Символа веры как предмет пререканий 346
B. Тайна владычества Христова в наши дни 352
Наше отечество — на небесах 354
Христос присутствует в Своей Евхаристии 355
3. Вновь Грядущий судить живых и мертвых 357
А. Христос совершит Второе Пришествие в конце времен 358
Молния и знамения времени 359
Ветхозаветные обетования 361
Церковь в борьбе с уже поверженным противником 365
Второе Пришествие Христово как упование для Израиля.... 367
Христос — Альфа и Омега 369
Б. Чтобы судить живых и мертвых 371
Перед судом Христовым 372
Шрамы души 375
Перед лицом Христа 376
 

ЭПИЛОГ ИИСУС — МОЯ ЕДИНСТВЕННАЯ ЛЮБОВЬ

«Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2, 20) 380
Ясли и Крест как несущие опоры христологии 382
Милосердный Бог. Теоцентризм 385
Иисус, и только Он. Христоцентризм 386
Блеск и нищета тварного созданья 388
Огонь любви 390
 
Книгу Шнакенбурга по христологии   читайте на Эсхатосе
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 9.3 (14 votes)
Аватар пользователя dimaphm