Шохин - Философия религии и ее исторические формы

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Владимир Кириллович Шохин - Философия религии и ее исторические формы
Кажется, Бернард Шартрский (ум. 1126/1130) первым сказал о себе и своих современниках, что они ≪новые≫, в сравнении с ≪древними≫, и подобны карликам, сидящим на плечах гигантов, вследствие чего могут видеть больше и дальше. Эта крылатая фраза была воспроизведена едва ли не десятком авторитетных людей, включая Исаака Ньютона. Популярность афоризма вполне объяснима, так как он образно и точно обобщает основное условие прогресса в любой области познания, которое есть преемственность, избавляющая каждое поколение от необходимости начинать все сначала, и без которого люди обречены каждый раз изобретать заново огонь и колесо.
 
Философия, по крайней мере современная, отличается от других областей познания двумя свойствами. Во-первых, тем, что те, кто ее делает, не могут прийти к консенсусу в своих результатах, поскольку их достоинство состоит в значительной мере как раз в различии их исходных позиций, которые не могут быть фальсифицированы ни каким-либо экспериментом (что отличает философию от эмпирических наук), ни апелляцией к авторитетным текстам (что отличает философию от теологии). Во-вторых, тем, что, несмотря на востребованность исходных посылок ≪древних≫ для ≪новых≫ (вследствие того, что философия занимается вечными проблемами), аккумуляции философской информации все-таки не происходит. А это значит, что, перефразируя Бернарда Шартрского и его последователей, ≪карлики≫ в лучшем случае сидят на плечах у ≪карликов≫ же, что, разумеется, не может не сказаться на их горизонте.
 

Владимир Кириллович Шохин - Философия религии и ее исторические формы (античность — конец XVIII в.)

В.К. Шохин. —М. : Альфа-М, 2010.-784 с.
ISBN 978-5-98281-239-1
 

Владимир Кириллович Шохин - Философия религии и ее исторические формы (античность —конец XVIII в.) - Содержание

Часть I
Глава 1. Философия религии в российской перспективе
  • § 1. Основные взгляды на предмет и границы философии религии
  • § 2. Идеи относительно генезиса философии религии
  • § 3. Закономерности и тенденции
Глава 2. Философия религии в англо-американской перспективе
  • § 1. Основные программы разработки философии религии
  • § 2. Способы установления генезиса философии религии
  • § 3. Закономерности и тенденции
Глава 3. Философия религии в европейско-континентальной перспективе
  • § 1. Основные парадигмы предназначения философии религии
  • § 2. Реконструкции генеалогии философии религии
  • § 3. Закономерности и тенденции
Глава 4. Аутентичная предметность философии религии
  • § 1. Возможности метода элиминации
  • § 2. Основные задачи и ≪задания≫
Глава 5. Исторические форматы философии религии
  • § 1. Сравнительный анализ позиций
  • § 2. Опыт периодизации
Часть II
Глава 6. Период проторелигиологии (от истоков до 1600 г.)
  • § 1. Античная культура и школы античной философии
  • § 2. Патристика и схоластика
  • § 3. Гуманизм и Реформация
  • § 4. Pro et contra
Глава 7. Ранняя религиология (1601-1772)
  • § 1. XVII столетие
  • § 2. Английское Просвещение
  • § 3. Французское и итальянское Просвещение
  • § 4. Pro et contra
Глава 8. Фон Шторхенау и Пара Дю Фанжас: ≪философия религии≫ ≪как философская апологетика религии откровения≫
  • § 1. Философское фундирование ≪двух религий≫
  • § 2. Философская апология и богословское обличение естественной религии
  • § 3. Pro et contra
Глава 9. Вольфианец Кант, неолог землер и гуманист гердер: начальные проекты секулярной философии религии
  • § 1. Религия как часть и санкция этики
  • § 2. Религия как ≪частное дело≫
  • § 3. Религия как ≪человечность≫
  • § 4. Pro et contra
Глава 10. Рейнгольд и Клёйкер: две реконструкции ≪Кантовской философии религии≫
  • § 1. ≪Чистая религия разума≫
  • § 2. Апология ≪положительной религии≫
  • § 3. Pro et contra
Глава 11. Хайденрайх и ≪начальный фихте≫: философия естественной религии и критика всякого откровения
  • § 1. ≪Религия разума≫ с Откровением
  • § 2. Откровение на суде ≪религии разума≫
  • § 3. Pro et contra
Глава 12. Поздний Кант: ≪религия в границах одного разума≫
  • § 1. Религиология как строительство системы ≪чистой религии разума≫ 
  • § 2. Методологические рассуждения
  • § 3. Pro et contra
Глава 13. Форберг и Иенский Фихте
  • § 1. ≪Тяжба об атеизме≫ и ≪религия как практическая вера в моральное мироправление≫
  • § 2. Философия-о-религии как теория трансцендентального ≪религиоучения≫
  • § 3. Pro et contra
Глава 14. Шлейермахер: религия как мир ≪космических созерцаний≫
  • § 1. Становление проекта
  • § 2. Альтернатива рационалистическо-моралистической религиологии
  • § 3. Pro et contra

Владимир Кириллович Шохин - Философия религии и ее исторические формы (античность —конец XVIII в.) - Гуманизм и Реформация

 
Если в схоластике была реализована только наметившаяся было в патристике трактовка «религии» как подвида «добродетели», то в рассматриваемую эпоху начал осмысляться едва осознанный в схоластике факт существования помимо «религии» (в единственном числе) «религий» (во множественном числе), которые обозначались как secta (см. § 2). А через это осмысление естественным образом стал вопрос о критериях их сопоставления и масштаба, которым можно было бы мерить соотношение и их истинности. Вначале этому способствовало противостояние христианства и ислама, затем — рост знаний о чужеродных традициях и в еще большей степени радикальное противостояние самих христианских конфессий, приведших к опустошительным религиозным войнам, ожесточенность которых вполне позволяла участвовавшим сторонам (и немногочисленным внешним наблюдателям) рассматривать себя как представителей различных религий. Эти объективные исторические обстоятельства способствовали самым первым попыткам разработки не только религиологической критериологии2, но и поискам «общих знаменателей» различных религий для проектирования различных унификационных программ — от гуманистической веротерпимости до утопии надконфессиональной «разумной религии». Таков был приблизительный общий контекст многих конкретных философских «вопрошаний» о религии в XV—XVI вв.
 
Попытки мыслить о религии в современном для нас смысле начинаются с сочинений Николая Кузанского (1401—1464). Речь идет прежде всего о главе 15 трактата «О предположениях» (1444), посвященной антропологической иерархии Вселенной. Некоторые из людей, согласно философу, более свободные и созерцательные, составляющие как бы «начало» всего человеческого рода, пребывают, подобно платоновским мудрецам, в общении с духовными и вечными сущностями, обитая на «высшем небе человечности», и несут в себе изображение нетленного духовного вида. Следующие за ними живут рассудком и причастны тому свету, который льется на них от высших. Последние, чувственные, подобно животным, следуют похоти и сластолюбию. Это распределение людей, однозначно напоминающее их высокомерное деление у гностика Валентина на духовных, душевных и телесных, является для Николая достаточным основанием для стратификации и самой религии, которая у него как сущностное начало трактуется, в цицероновском духе, как созерцательность (contemplatio). Хотя, казалось бы, исходя из этой идентификации религия должна быть достоянием только первой «части» людей, наиболее совершенной, в ней, в некотором противоречии с этим, участвуют все три, «потому что какое-то множество людей обращается к ней с высотой и благородством поверх всякого рассудка и чувства, другое стягивает ее в некую рациональную конкретность, а низшее — в чувственность».
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 9 (2 votes)
Аватар пользователя andrua