Сидоров - Святоотеческое наследие - Том 2

Алексей Сидоров - Святоотеческое наследие и церковные древности - Том 2 Доникейские отцы Церкви и церковные писатели
От автора. Основную часть его составляет мой «Курс патрологии. Возникновение церковной письменности», увидевший свет в 1996 году.
 
Пиратским способом он был переиздан каким-то мифическим издательством.
 
Это репринтное издание «Курса патрологии», даже в таком несовершенном с точки зрения полиграфии виде, насколько я знаю, уже разошлось.
 
Поэтому новое издание его представляется целесообразным. В нем только добавлена глава о св. Иринее Лионском.
 

Сидоров, А. И.  Святоотеческое наследие и церковные древности. Т. 2: Доникейские отцы Церкви и церковные писатели

 
М.: Сибирская Благозвонница, 2011. - 528 с.
ISBN 978-5-91362-430-7
 

Алексей Сидоров - Святоотеческое наследие и церковные древности - Том 2 Доникейские отцы Церкви и церковные писатели - Содержание

 
Методы изучения святоотеческих творений и путь постижения отцов Церкви
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЦЕРКОВНОЙ ПИСЬМЕННОСТИ: МУЖИ АПОСТОЛЬСКИЕ И АПОЛОГЕТЫ
  1. Предмет патрологической науки. Определение основных понятий
  2. Издания и переводы творений отцов Церкви и памятников церковной письменности
  3. Основные этапы развития патрологии. Русская патрологическая наука
  4. Эпохи истории церковной письменности. Хронологические рамки классической патрологии
Раздел первый. МУЖИ АПОСТОЛЬСКИЕ
Глава I. Вероучительные и литургико-канонические памятники первохристианской Церкви
  1. «Учение двенадцати Апостолов» («Дидахе»)
  2. «Каноны святых Апостолов»
Глава II. Св. Климент Римский
  1. «Первое послание к Коринфянам»
  2. Так называемое «Второе послание св. Климента Римского»
  3. Прочие сочинения, приписываемые св. Клименту Римскому. «Два окружных послания о девстве» («De virginitate»). «Псевдо-Климентины» («Климентины»)
Глава III. Св. Игнатий Богоносец
  1. Жизнь и творения св. Игнатия
  2. Богословие св. Игнатия
Глава IV. Св. Поликарп Смирнский. Папий Иерапольский
  1. Св. Поликарп Смирнский и его «Послание к Филиппийцам»
  2. «Мученичество св. Поликарпа»
  3. Папий Иерапольский
Глава V. «Послание Варнавы»
 
Глава VI. «Пастырь» Ерма
 
Раздел второй. ГРЕЧЕСКИЕ АПОЛОГЕТЫ II ВЕКА
Глава I. Возникновение греческой апологетики и ее задачи. кодрат
Глава II. Аристид. Аристон из Пеллы
  1. Аристид и его «Апология»
  2. Аристон из Пеллы
Глава III. Св. Иустин Философ и Мученик
  1. Жизнь св. Иустина и история его обращения. Решение им проблемы отношения христианства к греческой философии
  2. Литературная деятельность св. Иустина, его подлинные и неподлинные творения
  3. Богословие св. Иустина
 
Глава IV.Taтиан
  1. Жизнь и литературная деятельность Татиана
  2. Богословские взгляды Татиана
Глава V. Афинагор Афинянин
  1. Сведения древнецерковных писателей об Афинагоре
  2. Литературные труды Афинагора
  3. Богословские взгляды Афинагора
Глава VI. Св. Феофил Антиохийский
  1. Жизнь и творения св. Феофила
  2. Богословие св. Феофила
Глава VII. Св. Мелитон Сардийский
  1. Жизнь и творения св. Мелитона
  2. Богословие св. Мелитона, отраженное в его сочинении «О Пасхе»
Глава VIII. Анонимное сочинение «К Диогнету»
  1. Судьба, характер и датировка произведения
  2. Миросозерцание автора трактата
Глава IX. Ермий. Апологеты Мильтиад и Аполлинарий Иерапольский
  1. Памфлет Ермия против языческой философии
  2. Апологеты Мильтиад и Аполлинарий Иерапольский
Глава X. Жанр «учительных книг» в древнецерковной письменности: «Изречения Секста» и «Поучения Силуана»
  1. Предварительные замечания: идейно-богословские истоки жанра
  2. «Изречения Секста»
  3. «Поучения Силуана»
Раздел третий. СВЯТОЙ ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ. ЕГО ЖИЗНЬ, ТВОРЕНИЯ И БОГОСЛОВИЕ
  1. Жизнь св. Иринея
  2. Творения
  3. Учение
  4. Боговедение. Церковное Предание как ключ к истинному Богомыслию
  5. Учение о Святой Троице, христология и сотериология
  6. Экклесиология, учение о нравственности, эсхатология
 
ПРИЛОЖЕНИЕ
 
ДИДАХЕ. УЧЕНИЕ ДВЕНАДЦАТИ АПОСТОЛОВ. Учение Господа, [поведанное народам через двенадцать апостолов]. Перевод и комментарии А. Сидорова
А. И. Сидоров. «ДИДАХЕ» (Вероучительный и литургико-канонический памятник первохристианской эпохи)
 
КОММЕНТАРИИ
 

Алексей Сидоров - Том 2 Доникейские отцы Церкви и церковные писатели - Методы изучения святоотеческих творений и путь постижения отцов Церкви

 
Общеизвестно, что святоотеческие творения составляют существенную и органичную часть записанного Священного Предания, которое наряду со Священным Писанием является основой основ нашего православного бытия и нашего богословия. Но одновременно следует напомнить, что эти творения представляют собой и часть общекультурного достояния всех христианских народов. Другими словами, сочинения отцов Церкви по своей формальной стороне суть памятники письменности и как таковые могут изучаться так же, как и все прочие памятники, с применением соответствующих научных методов. В частности, их можно рассматривать с точки зрения текстологии, включая изучения рукописной традиции того или иного произведения или группы произведений. Кроме того, данные творения доступны изучению с филологической точки зрения, предполагающей анализ жанровых особенностей сочинений отцов Церкви, их стиля и т. п.
 
Еще они (особенно эпистолярное наследие Отцов) могут исследоваться как исторические источники, проливающие свет на определенные обстоятельства конкретной исторической эпохи как в земном бытии Церкви, так и светского общества. Наконец, некоторые святоотеческие творения (яркий пример тому — «Философские главы» преп. Иоанна Дамаскина) органично входят и в контекст истории философии и в таком своем качестве предполагают определенный философский подход к ним. Все названные методы суть средства подхода к памятникам церковной письменности, и каждый метод имеет в виду определенную частную цель (издание творений Отцов, их перевод на различные языки, их анализ с филологической, исторической и философской точек зрения), достижение которой способствует удовлетворению нашей научной пытливости и прояснению ряда аспектов внешней стороны святоотеческого наследия. И здесь невольно напрашивается аналогия с нашей обычной человеческой жизнью, на протяжении которой мы постоянно ставим себе частные цели, порой достигая их, а порой и терпя неудачи на пути этого достижения.
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (4 votes)
Аватар пользователя esxatos