Сидоров - Святоотеческое наследие - Том 3

Святоотеческое наследие - Том 3 Александрия и Антиохия - Алексей Сидоров
Даже при самом беглом взгляде на содержание тома бросается в глаза отсутствие в нем раздела, посвященного Оригену. Это объясняется достаточно просто: в прошлом я вполне искренне увлекался этим александрийским мыслителем, считая, что он осужден не совсем правильно.
 
Чтобы разобраться в этом вопросе и «исправить историческую несправедливость», я решил серьезно заняться исследованием сочинений Оригена и потратил на это более десяти лет.
 
И когда я уже завершал второй том «Курса патрологии», написав практически целую книгу об Оригене, мне стало ясно, что я нахожусь на ложном пути: никакой «несправедливости», естественно, не было, поскольку александрийский «дидаскал» действительно являлся еретиком.
 

Сидоров, А. И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 3: Александрия и Антиохия в истории церковной письменности и богословия

 
М.: Сибирская Благозвонница, 2013. - 732 с.
ISBN 978-5-91362-654-7
 

Алексей Сидоров - Святоотеческое наследие и церковные древности - Том 3 Александрия и Антиохия в истории церковной письменности и богословия - Содержание

 
Пролог. Основные этапы развития доникейского богословия
 
Часть I АЛЕКСАНДРИЯ
НАЧАЛО АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ ШКОЛЫ: ПАНТЕН. КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
Глава I. Проблема возникновения Александрийской школы
Личность Пантена
Глава II. Жизнь и творчество Климента Александрийского
  1. Жизненный путь Климента
  2. Литературная деятельность Климента
Глава III. Миросозерцание Климента Александрийского
  1. Отношение Климента к греческой философии
  2. Подход Климента к Священному Писанию и церковному Преданию
  3. Экклесиология Климента
  4. Проблема веры и знания у Климента
  5. Учение о Боге. Триадология
  6. Учение о Логосе, христология и сотериология
  7. Антропология и нравственное учение
  8. Эсхатология
Заключение
 
СВЯТОЙ ДИОНИСИЙ ВЕЛИКИЙ: ЖИЗНЬ И ТВОРЕНИЯ
1.  Жизнь и церковное служение св. Дионисия
2.  Литературная деятельность св. Дионисия
 
СВЯТИТЕЛЬ АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ: ЖИЗНЬ И ЦЕРКОВНОЕ СЛУЖЕНИЕ
  1. Ранний период жизни
  2. Первый период архиерейского служения
  3. Второй период архиерейского служения
СВЯТИТЕЛЬ КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ: ЕГО ЖИЗНЬ, ЦЕРКОВНОЕ СЛУЖЕНИЕ И ТВОРЕНИЯ
1. Период жизни до архиепископства (375/380-412)
2.  Архиепископское служение св. Кирилла в период до несторианских споров (412-428)
3.  Борьба св. Кирилла за Православие (428-444)
Глава II. Литературная деятельность св. Кирилла
  1. Экзегетические творения
  2. Догматико-полемические сочинения
  3. Проповеди и послания
Глава III. Святитель Кирилл Александрийский как главный оппонент Нестория: его христология до Ефесского Собора
Заключение. Общая характеристика св. Кирилла как богослова и церковного мыслителя
 
ЧАСТЬ II АНТИОХИЯ
СВЯТОЙ ЛУКИАН АНТИОХИЙСКИЙ И ЕГО УЧЕНИКИ (К предыстории Антиохийской школы)
Глава I. Жизнь святого Лукиана
Глава II. Сочинения святого Лукиана
  1. Символ веры
  2. «Апология»
  3. Труд по текстологии Священного Писания
Глава III. Ученики святого Лукиана. Святой Лукиан и арианство
  1. Евсевий Никомидийский
  2. Астерий Софист
  3. Прочие ученики святого Лукиана
  4. Святой Лукиан и арианство
СВЯТИТЕЛЬ ЕВСТАФИЙ АНТИОХИЙСКИЙ
Глава I. Жизнь
Глава II. Литературная деятельность св. Евстафия
Сочинение «Об Аэндорской чревовещательнице против Оригена, или Диагностик»
Критика св. Евстафием экзегезы Оригена. Его собственные экзегетические принципы
Сочинения, сохранившиеся во фрагментах
 
ДИОДОР ТАРССКИЙ
Глава I. Жизнь
Глава П. Литературная деятельность
Глава III. Христологические воззрения Диодора
 
БЛАЖЕННЫЙ ФЕОДОРИТ КИРСКИЙ: АРХИПАСТЫРЬ, МОНАХ, БОГОСЛОВ. ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ИСТОРИИ ДРЕВНЕХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ И ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛОВИЯ
Глава I. Жизнь, церковное служение и место в истории православного богословия блаженного Феодорита
  1. Жизнь блж. Феодорита до епископства
  2. Блаженный Феодорит - архипастырь
  3. Блаженный Феодорит и традиция антиохийского богословия
  4. Блаженный Феодорит и христологические споры V века
5.  Вопрос о блж. Феодорите в ходе спора о «трех главах». Пятый Вселенский Собор
Глава П. Блаженный Феодорит - церковный писатель. Его «История боголюбцев» и эпоха первоначального сирийского монашества
1.  Литературная деятельность блаженного Феодорита
2.  Золотой век древнесирийского аскетизма (начало IV - середина V века) и блаженный Феодорит

Алексей Сидоров - Александрия и Антиохия в истории церковной письменности и богословия - ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДОНИКЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ

 
 
Становление древнецерковного богословия является одним из важнейших и уникальнейших явлений не только в истории Православия, но и в истории мировой культуры и всего человечества. Благая Весть, зародившаяся в отдаленном уголке Римской империи, быстро охватила другие области ее и породила многообразные и красивейшие цветы христианской словесности и мысли.
 
И если обратиться к основным этапам развития церковной письменности и богословия в период от конца I до начала IV века, то, оставляя в стороне эпоху Нового Завета как предмет особого рассмотрения, можно выделить четыре главные группы церковных писателей и мыслителей:
 
1) мужи апостольские,
2) греческие апологеты II века,
3) представители Александрийской школы и
4) западные христианские писатели.
 
Каждая из этих групп обладала специфическими чертами, хотя у них, несомненно, было и много общего. Казалось бы, самой простой представляется первая группа, в которую обычно включаются такие краткие вероучительные и литургико-канонические памятники, как «Дидахе» и «Каноны святых апостолов»,подлинное послание св. Климента Римского и приписываемые ему произведения, семь знаменитых посланий св. Игнатия Богоносца, «Послание Варнавы» и очень сложный, написанный в духе «Откровений», известный «Пастырь Ермы», а также несколько других небольших сочинений[1].
 
Эти творения непосредственно примыкают к Новому Завету, датируясь концом I - первой половиной II века. Согласно характеристике Л. И. Писарева, «по приемам литературного творчества все произведения мужей апостольских, как и апостольские Писания, отличаются непосредственностью религиозного чувства, особой патриархальной простотой и задушевностью часто отеческого тона в обращении с читателями. В них та же непосредственность религиозно-богословского творчества, полная отрешенность от современных им вне-христианских идей, с которыми они не находят нужным вступать в какое-либо даже внешнее соприкосновение.
 
Религиозная мысль мужей апостольских, как и у апостолов, замкнута в круге положительного христианского учения, которое и прививается сознанию верующих - прямо, без всяких особых доказательств, как ряд истин — самоочевидных, непререкаемых, не допускающих никакого сомнения»[2]. Указанный круг «положительного христианского вероучения» в творчестве мужей апостольских охватывал преимущественно области христологии (вкупе с сотериологией), экклесиологии, эсхатологии и христианского нравственного учения
 

[1] Обзор их см. в нашей книге: Сидоров А. И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности // Сидоров А. И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Т. 2. М, 2011. С. 77-173.
[2] Данный труд русского патролога цитируется по переизданию: Писарев Л. И. Очерки из истории христианского вероучения патри-стического периода. Век мужей апостольских (I и начало II в.). СПб., 2009. С. 9-10.
 

Алексей Сидоров -  Том 1 Святые отцы в истории Православной Церкви - работы общего характера

 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (4 votes)
Аватар пользователя esxatos