Сидоров - Святоотеческое наследие - Том 5

Алексей Иванович Сидоров - Святоотеческое наследие и церковные древности - Том 5 - От золотого века святоотеческой письменности до окончания христологических споров
Само название тома «От золотого века святоотеческой письменности до завершения христологических споров» указывает на один из важнейших периодов как истории Церкви, так и истории церковного богословия. По сути дела, данный период можно обозначить в качестве эпохи, определившей на многие столетия вперед фундаментальные параметры христианской жизни и культуры на греческом Востоке и на латинском Западе. Объемля хронологически почти четыре века (начало IV — конец VII века), эта эпоха поражает своим разнообразием в единстве. С одной стороны, это великое множество ярких и выдающихся отцов Церкви и церковных писателей, чьи творения составляют многоценную сокровищницу православного Предания, а с другой стороны, внутреннее единство многоликого хора выразителей Православия, своим мощным созвучием заглушающего диссонансы еретических течений.
 
Богословским стержнем, определяющим такое единство, являлось предельно бережное и корректное выражение церковного учения о Лице Господа нашего Иисуса Христа, которое немыслимо было без целомудренного охранения тайны этого учения. Триадология, христология и сотериология неразрывно сплелись в живом единстве такой тайны, где каждое слово, понятие и термин, определяя и отграничивая отдельные нюансы ее, несли на себе отпечатления таинственной невыразимости Богооткровения. Великие отцы Церкви указанной эпохи, органично сочетая в своих творениях кажущиеся антиномии апофатического и катафатического богословия, наметили, вслед за лучшими представителями доникейской ортодоксии, основные вехи царского пути, которым и доныне продолжает шествовать Православная Церковь.
 
В данном томе отсутствует единый и цельный обзор главных тенденций и течений богословской мысли указанной эпохи. Здесь имеются скорее отдельные «шурфы», представленные в статьях разных лет в период протяженностью почти в 28 лет (1988-2015), позволяющие с различных аспектов и на разном уровне глубины уловить некоторые интуиции этих тенденций. Одновременно присутствует и задача показать, что таковые течения никогда не являются безликими, ибо великая сила церковного Предания как раз и заключается в том, что оно проявляется в личности его представителей, своим подвигом смиренномудрия отринувших себялюбивое «эго». Такой подвиг, созвучно сочетающий в себе житие и миросозерцание каждого носителя Истины Православия, позволял им очистить образ Божий в себе, искаженный грехопадением первого человека, и явить подлинный (и каждый раз неповторимый) обоженный лик истинного ученика Господа.
 

Алексей Иванович Сидоров - Святоотеческое наследие и церковные древности - Том 5 - От золотого века святоотеческой письменности до окончания христологических споров

М.: Сибирская Благозвонница, 2017.-768 с.
ISBN 978-5-906853-23-3
 

Алексей Иванович Сидоров - Святоотеческое наследие и церковные древности - Том 5 - От золотого века святоотеческой письменности до окончания христологических споров - Содержание

Раздел I ЗОЛОТОЙ ВЕК
  • ЗОЛОТОЙ ВЕК СВЯТООТЕЧЕСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИИ. СВЯТИТЕЛЬ АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ КАК ЕГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬ
  • СВЯТИТЕЛЬ ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ. ЖИЗНЬ, ЦЕРКОВНОЕ СЛУЖЕНИЕ И ТВОРЕНИЯ
  • СВЯТИТЕЛЬ ПРОКЛ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ.ЖИЗНЬ И ЦЕРКОВНОЕ СЛУЖЕНИЕ
Раздел II ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ, БОГОСЛОВИЕ И ФИЛОСОФИЯ В VI ВЕКЕ ЖИЗНЬ И ТРУДЫ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ВЕЛИКОГО (ДВОЕСЛОВА)
  • ИОАНН ГРАММАТИК КЕСАРИЙСКИЙ (К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ВИЗАНТИЙСКОЙФИЛОСОФИИ В VI ВЕКЕ)
  • ЛОГИКА И ДИАЛЕКТИКА ИОАННА ФИЛОПОНА.О ХАРАКТЕРЕ ПЕРЕХОДНОЙ ЭПОХИВ РАЗВИТИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИОТ АНТИЧНОСТИ К СРЕДНЕВЕКОВЬЮ(НА ОСНОВЕ ФРАГМЕНТОВ ИЗ СОЧИНЕНИЯ«ПОСРЕДНИК»)
  • СВЯТИТЕЛЬ ЕФРЕМ, ПАТРИАРХ АНТИОХИЙСКИЙ.ЕГО ЖИЗНЬ, ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬИ ЗАЩИТА ИМ ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА
  • ПРОБЛЕМА «ЕДИНОГО ДЕЙСТВИЯ» У АНАСТАСИЯ IАНТИОХИЙСКОГО (К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ ИДЕЙНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК МОНОФЕЛИТСКИХ СПОРОВ)
  • ФЕОДОР РАИФСКИЙ И ФЕОДОР ФАРАНСКИЙ(ПО ПОВОДУ ОДНОГО ИЗ АВТОРОВ«ИЗБОРНИКА СВЯТОСЛАВА» 1073 ГОДА)
Раздел III МОНОФЕЛИТСКИЕ СПОРЫ VII ВЕКА И БОРЬБА ЗА ПРАВОСЛАВИЕ. ПРЕПОДОБНЫЙ МАКСИМ ИСПОВЕДНИК И ПРЕПОДОБНЫЙ АНАСТАСИЙ СИНАИТ
  • ИСТОРИЯ МОНОФЕЛИТСКИХ СПОРОВВ ИЗОБРАЖЕНИИ АНАСТАСИЯ СИНАИТА (Sermo III) И ПСЕВДО-АНАСТАСИЯ СИНАИТА (Synopsis de haeresibus et synodis 18-26)
  • «МОНОФЕЛИТСКАЯ» УНИЯ ПО СВИДЕТЕЛЬСТВУ«ПОВЕСТВОВАНИЯ О ДЕЛАХ АРМЯНСКИХ» ПРЕПОДОБНЫЙ МАКСИМ ИСПОВЕДНИК: ЭПОХА, ЖИЗНЬ, ТВОРЧЕСТВО
  • ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ МАКСИМА ИСПОВЕДНИКА В ДРЕВНЕЙ РУСИ (По материалам «Изборника Святослава» 1073 г.)
  • НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЭККЛЕСИОЛОГИИПРЕПОДОБНОГО МАКСИМА ИСПОВЕДНИКА (На материале документов, относящихсяк последнему периоду жизни преподобного)
  • СМЕРТЬ КАК НАКАЗАНИЕ И СМЕРТЬ КАКБЛАГОДЕЯНИЕ СОГЛАСНО УЧЕНИЮ ПРЕПОДОБНОГО МАКСИМА ИСПОВЕДНИКА («Вопросоответы к Фалассию», 61)
  • ПРЕПОДОБНЫЙ МАКСИМ ИСПОВЕДНИКИ ЕГО ЭПОХА В ИЗОБРАЖЕНИИX. УРСА ФОН БАЛЬТАЗАРА
  • ПРЕПОДОБНЫЙ МАКСИМ ИСПОВЕДНИК В ИЗОБРАЖЕНИИ Ж.-К. ЛАРШЕ
  • ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ЭКЗЕГЕЗЫ ПРЕПОДОБНОГО МАКСИМА ИСПОВЕДНИКА ПО «ВОПРОСООТВЕТАМ К ФАЛАССИЮ» (№ 65)
  • ПРЕПОДОБНЫЙ АНАСТАСИЙ СИНАИТ И ЕГО ТВОРЕНИЯ
  • СВЯТИТЕЛЬ СОФРОНИЙ ИЕРУСАЛИМСКИЙ. ЕГО ЖИЗНЬ И ЦЕРКОВНОЕ СЛУЖЕНИЕ
Указатель цитат из Священного Писания
Ветхий Завет
Новый Завет
Именной указатель
Древние авторы и исторические лица
Современные авторы и исторические лица
Современные авторы (латинский алфавит)
 

Алексей Иванович Сидоров - Святоотеческое наследие и церковные древности - Том 5 - От золотого века святоотеческой письменности до окончания христологических споров - Предисловие

 
Раздел I «Золотой век (IV-V века)» представлен работами по святителям Амвросию Медиоланскому, Василию Великому и Проклу Константинопольскому. В короткой статье «Золотой век святоотеческой письменности и святой Амвросий Медиоланский как его представитель» дается общее представление об этом важнейшем периоде в истории святоотеческой письменности, его восточных и западных представителях и вкратце — месте среди них свт. Амвросия, его личности и славных деяний на пользу Церкви. В пространной статье «Святитель Василий Великий: жизнь, церковное служение и творения» дается обзор эпохи, жизни и творчества свт. Василия Великого, одного из трех великих отцов-Каппадокийцев, заложивших прочный фундамент всего последующего православного богословия. Работа «Святитель Прокл Константинопольский: жизнь и церковное служение» посвящена менее известному, но оттого не менее славному святому отцу, жившему на излете данной эпохи — в V веке и много сделавшему для победы над ересью Нестория, для прояснения христологического догмата и для дальнейшего утверждения почитания в Церкви Пресвятой Богородицы.
 
Раздел II «Церковная жизнь, богословие и философия в VI веке» содержит ряд статей, посвященных этому важному в истории церковной мысли и письменности веку, который стал своего рода предваряющим этапом для так называемого богословского синтеза в трудах святых Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина. Первой помещена работа, посвященная свт. Григорию Двоеслову, папе Римскому, «Жизнь и труды святителя Григория Великого (Двоеслова)», в которой подробно рассматривается драматичная эпоха истории Церкви и церковной письменности на Западе в V-VI веках и его личность, а также произведения этого великого отца Западной Церкви. Остальные же статьи данного раздела касаются сложных философско-богословских «сплетений» восточной церковной и христианской мысли данного периода конца V — середины VI века, прежде всего вопросов христологических споров и богословской терминологии, на примере некоторых не широко известных православных богословов, внесших важный вклад в развитие православной христоло-гии и в борьбу с ересью монофизитства. Их имена в названиях статей говорят сами за себя: «Святой Ефрем, патриарх Антиохийский. Его жизнь, литературная деятельность и защита им Халкидонского Собора», «Проблема "единого действия" у Анастасия I Антиохийского (К вопросу о создании идейных предпосылок монофелитских споров)», «Феодор Раифский и Феодор Фаранский (По поводу одного из авторов "Изборника Святослава" 1073 г.)» и «Иоанн Грамматик Кесарийский (К характеристике византийской философии в VI веке)». Своеобразным «инославным» дополнением к теме, делающим обзор еще более объемным, служит работа об известном монофизитском александрийском богослове и философе «Логика и диалектика Иоанна Филопона».
 
Наконец, раздел III «Монофелитские споры VII века и борьба за Православие. Преподобный Максим Исповедник, преподобный Анастасий Синаит и святитель Софроний Иерусалимский» посвящен завершению эпохи христологических споров и напряженной борьбе Православия с ересью мо-нофелитства в лице вышеперечисленных отцов Церкви, среди которых особенно выделяется преп. Максим Исповедник, которому и посвящено большинство статей данного раздела. Основную часть предваряет некоторый документальный обзор эпохи в двух работах: «История монофелитских споров в изображении Анастасия Синаита (Sermo Ш) и Псевдо-Анастасия Синаита (Synopsis de haeresibus etsynodis 18-26)» и «Мо-нофелитская уния по свидетельству "Повествования о делах армянских"». Более обобщенно-«панорамное» продолжение этот обзор получает в статье «Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество», которая также касается жизни, деятельности и творений, и отдельных аспектов богословского наследия этого великого и одного из самых таинственных и глубоких богословов Церкви (статьи «Творческое наследие Максима Исповедника в древней Руси (По материалам "Изборника Святослава» 1073 г.)», «Некоторые аспекты эккле-сиологии преподобного Максима Исповедника (На материале документов, относящихся к последнему периоду жизни преподобного)», «Смерть как наказание и смерть как благодеяние согласно учению преподобного Максима Исповедника ("Вопросоответы к Фалассию", 61)», «Преподобный Максим Исповедник и его эпоха в изображении X. Урса фон Бальтазара», «Преподобный Максим Исповедник в изображении Ж.-К. Ларше», «Духовно-нравственные основы экзегезы преподобного Максима Исповедника по «Вопросоответам к Фалассию" (№ 65)»). Завершается раздел обзорной работой о сподвижнике преп. Максима в борьбе против монофелитства «Святитель Софроний Иерусалимский. Его жизнь и церковное служение» и статьей об еще одном, менее известном, но также оставившем важный след в богословии Церкви святом отце, - «Преподобный Анастасий Синаит и его творения».
АЛ. Сидоров
 
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 7.4 (7 votes)
Аватар пользователя ushpizin