Стролл - Аналитическая философия

Аврум Стролл - Аналитическая философия: двадцатый век
Библиотека аналитической философии
Книга Стролла, с моей точки зрения, является превосходным введением в историю аналитической философии, простирающейся до 1970-х. Описание того, что происходило последние полвека, это уже отдельная история. Математик (и) Никола Бурбаки заметил (и) как-то, что настоящая философия должна отставать от науки этак лет на пятьдесят. Имея в виду описываемый на последних страницах все больший контакт философии с когнитивными исследованиями, следует признать, что именно эту ситуацию мы и имеем в случае представляемой читателю книги.
 

Аврум Стролл - Аналитическая философия: двадцатый век

(Библиотека аналитической философии)
М.: Канонч-РООИ «Реабилитация», 2020. - 384 с.
ISBN 978-5-88373-639-0
 

Аврум Стролл - Аналитическая философия: двадцатый век - Содержание

ГЛАВА ПЕРВАЯ. СИСТЕМА СОЛЕРА
ГЛАВА ВТОРАЯ. ФИЛОСОФСКАЯ ЛОГИКА
  • Тезис логицизма
  • Логика как идеальный язык
  • Теория дескрипций
  • Фреге: предложения тождества и дескрипции
  • Логический атомизм
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ И ТРАКТАТ
  • Его происхождение и основные идеи
  • Критика Рассела
  • Влияние Трактата
  • Три основные доктрины позитивизма
  • Принцип верификации
  • Редуктивный тезис и роль наблюдения
  • Рудольф Карнап
  • Биография
  • Философия Карнапа
  • Критика позитивизма
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Дж. Э. МУР: Тяжеловес
  • Биография
  • Ранняя философия Мура
  • Этика
  • Атака Мура на идеализм
  • Поздняя философия Мура
  • Защита здравого смысла
  • Концепция анализа
  • Критика Мура
ГЛАВА ПЯТАЯ. ПОЗДНЯЯ ФИЛОСОФИЯ ВИТГЕНШТЕЙНА: «ПОТОК ЖИЗНИ»
  • Биография
  • Более поздняя философия
  • «Философские исследования»и рождение нового метода
  • О достоверности
  • Критика Витгенштейна
ГЛАВА ШЕСТАЯ: РАЙЛ И ОСТИН: ЗОЛОТОЙ ВЕК ОКСФОРДСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Райл
  • Биография
  • Философия
  • Критика Райла
  • Дж. Л. Остин (1911-1960)
  • Биография
  • Философия
  • Метод Остина
  • Извинение и свобода воли
  • Речевые акты
  • Перформативы
  • Критика Остина
ГЛАВА СЕДЬМАЯ. У. В. О. КУАЙН
  • Биография
  • Философия
  • 'Догма' аналитического и синтетического
  • Догма редукционизма
  • Эмпиризм без догм
  • Бихевиоризм Куайна
  • Критика Куайна
ГЛАВА ВОСЬМАЯ. ТЕОРИИ ПРЯМОГО УКАЗАНИЯ
  • Собственные имена
  • Проблема
  • Оценка теории прямого указания
  • Аксиома указания
  • Решение
  • Термины естественного рода
  • Аргумент Земли-Близнеца
  • Первая критика взгляда прямого указания
  • Опровержение Крипке и Патнэма
  • Три дополнительных критических замечания
  • Альтернативное объяснение
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. СЕГОДНЯ И ЗАВТРА
  • Часть 1
  • Часть 2
  • Философия ума
  • Функционализм
  • Элиминативный материализм
  • Ощущение
  • Часть 3
ЛИТЕРАТУРА
ПОСЛЕСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА
УКАЗАТЕЛЬ
 

Аврум Стролл - Аналитическая философия: двадцатый век - Критика Рассела

 
И репрезентативный реализм Рассела, и феноменализм открыты для критики. Репрезентативный реалист считает, что наши ментальные представления копируют или воспроизводят внешний объект, когда нам говорят, что мы 'видим’ такой объект. Но эта точка зрения имеет радикальное скептическое следствие, ибо невозможно сравнить такое мысленное представление с действительным объектом. То есть нельзя убрать мысленное представление и поставить его рядом с внешним объектом, чтобы определить, похожи ли они. Хуже того, человек не может знать, и должен лишь предполагать, что такой внешний объект существует. Таким образом, критика приводит к тому, что каждый человек осознает только свои собственные ментальные ощущения. Существует ли что-то 'внешнее’ или, если оно существует, то на что оно похоже, вообще неизвестно. Таким образом, мы остаемся с исходной проблемой внешнего мира, которую должен был решить взгляд, подобный эмпиризму Рассела.
 
Феноменалистская альтернатива не намного лучше. Настаивать на том, что физические объекты - это просто нагромождения действительных или возможных чувственных данных, значит говорить нечто совершенно невероятное. То есть считать, что гора или планета - это просто набор ощущений, значит создавать точку зрения, которую никто из здравомыслящих людей не может принять всерьез. Для здравого смысла существование таких объектов не имеет ничего общего с их восприятием или мыслью. Более того, даже если бы феноменализм можно было защищать на философских основаниях, он все равно подвергся бы серьезному опровержению. В феноменалистском анализе трудно понять, как может возникнуть перцептуальная ошибка, и соответственно как она может быть объективно выверена и исправлена. Когда говорят, что человек видит стол, обычно подразумевают, что он может быть прав или ошибаться. Но если в любом подобном случае человек переживает кучу чувственных данных от стола, то существование ошибки кажется невозможным, поскольку, по-видимому, нет способа отличить достоверное восприятие от недостоверного. Критический ответ Расселу будет настаивать на том, что его феноменализм, таким образом, исключил возможность ошибки. Поскольку любая убедительная теория познания должна признавать возможность ошибки, точка зрения Рассела должна быть отвергнута. И далее, признать возможность ошибки - значит, конечно, признать, что скептический вызов нельзя отбросить.
 
Тем не менее, несмотря на эти критические замечания, идея Рассела о том, что философия должна учитывать научные и логические разработки, никогда не теряла своей власти над многими философами, и, как мы сейчас увидим, приверженцы логического позитивизма (как и приверженцы логического атомизма до них) считали сочетание науки и символической логики моделью, которой должны следовать их собственные исследования. Акцент на науку был особенно важен для логического позитивизма. Начало двадцатого века было одним из самых впечатляющих периодов в истории науки. Век был свидетелем частной и общей теорий относительности Эйнштейна и развития квантовой механики. В результате этих творческих успехов было достигнуто новое понимание как макроскопического, так и субатомного миров. Многие гуманитарии считали, что такие прорывы имеют значительные последствия для их конкретных дисциплин. В этом отношении примечателен логический позитивизм. Фактически это была радикальная форма сайентизма, главный тезис которой, выведенный из тщательного, хотя и узконаправленного прочтения Трактатау заключался в том, что только специальные науки способны делать когнитивно значимые и истинные утверждения о мире. Этот взгляд нашел дополнительную поддержку в дефляционном эмпиризме Юма, Enquiry Concerning Human Understanding (Исследование о человеческом познании), касающемся человеческого понимания. Юм в конце этой работы говорит: 'Если мы возьмем в руки какое-либо сочинение, например, теологическое или схоластическую метафизику, то зададимся вопросом: содержит ли оно какие-нибудь абстрактные рассуждения о количестве или числе? Нет. Содержит ли оно какие-либо экспериментальные рассуждения о факте и существовании? Нет. Предайте же их огню, ибо в них нет ничего, кроме софистики и иллюзии’.
 
Витгенштейн не ограничивает ‘логическое прояснение мыслей’ (4.112) наукой. Он говорит: ‘Результат философии - не некоторое количество философских предложений, но прояснение предложений. Философия должна прояснять и строго разграничивать мысли, которые без этого являются как бы темными и расплывчатыми’ (4.112). Таким образом, цель философии, как она понимается позитивистами, гораздо более узка, чем она обоснована в тексте Трактата. В их интерпретации философия является дисциплиной второго порядка, описывающей и формулирующей основные принципы и понятия - такие как 'теория’, ‘вероятность’, ‘закон’ и ‘причина’, - принадлежащие дисциплинам первого порядка, науке. Логический позитивизм основывал свой взгляд на новой логике как идеальном языке для анализа таких понятий. Таким образом, слова ‘логический’ и ‘позитивизм’, которые совместно образуя его название, также дают компактное описание его основных принципов.
 
Эта точка зрения возникла в результате дискуссий, проводимых в Вене группой интеллектуалов, которые назвали свою ассоциацию Венским Кружком (Der Wiener Kreis). Ее первые члены - Отто Нейрат, Фридрих Вайсман, Ганс Ган, Ольга Ган, Виктор Крафт, Филипп Франк, Курт Райдмайстер, Герберт Фейгль и Мориц Шлик - были в основном учеными или математиками. Начиная с 1924 года, они еженедельно встречались, чтобы обсудить вопросы, поднятые частной и общей теориями относительности Эйнштейна, работу Шлика Allgemeine Erkenntnislehre Шлика (Общая теория познания) 1918 года и Трактат.
 
Шлик, основатель Кружка и опытный физик, был одним из первых философов, проанализировавших методологические основы теорий Эйнштейна и указавший на их огромное значение для философии. Erkenntnislehre был важной работой, которая предвосхитила многие идеи, которые Кружок позже поддержит явно: задача философии как анализа оснований научного знания; концепция значения как определенного правилами языка использования знака; акцент на формалистическом методе Давида Гильберта введением понятий через постулаты (т. е. неявные определения); защита корреспонденткой теории истины; тезис о том, что различие между физическим и ментальным - это не различие между двумя видами сущностей, а просто различие двух языков; и компатибилистский взгляд на соотношение свободы воли и детерминизма.
 
В результате откровенных и недогматических дискуссий они постепенно пришли к консенсусу к середине - концу 1920-х годов о природе традиционной философии и о принципах, которые должна поддерживать научно ориентированная философия. Их взгляды постепенно становились известны лицам со схожими интересами как в Австрии (например, Карлу Попперу), так и за ее пределами, включая Йоргена Йоргенсена в Дании, Арне Несса в Норвегии, К. У. Морриса в США и Альфреда Тарского в Польше. В расширенном составе кружка со временем появились такие выдающиеся мыслители, как Густав Бергман, Бела Югос, Карл Менгер, Рихард фон Мизес, Эдгар Цильзель и Курт Гедель. Карнап присоединился к кружку в 1926 году, и ему суждено было стать его наиболее продуктивным и авторитетным представителем. Поэтому в этой главе мы сосредоточимся на его достижениях.
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (4 votes)
Аватар пользователя brat christifid