Свешников - Мировоззрение

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомиться, вступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Протоиерей Свешников Владислав - Мировоззрение. Структура, содержание, созерцание
Слова, как и люди, рождаются, возрастают, живут полной жизнью, стареют и умирают. И, как и людям, одним словам предстоит жизнь краткая и насыщенная, другим, кажется, почти бесконечно долгая, но полуживотная и почти не вызывающая интереса. Одни слова похожи на задорных юношей, накачавших бицепсы, и им самим и их окружению кажется, что они — подлинные хозяева жизни, но проходит несколько лет, и они уже никому не нужны. Другие подобны стареньким профессорам, оторванным от жизни и все свои годы проведшим в теоретических, уважаемых, но малоинтересных изысканиях.
 
Известны и слова, которые, подобно некоторым людям, живут затаенным светом, и к ним изредка приникают и всматриваются в них с затаенным восхищением. Одни слова пригодны для всех и всегда, другие, «слова-профессионалы», вертятся лишь в особых, профессиональных кругах. И наконец, встречаются слова, которые даже и повсюду слышатся редко, а к их жизненным содержаниям прибегают все и постоянно и жить без них не могут. Некоторые из них относятся к повседневной физико-физиологической действительности, например воздух. Многие ли, часто ли говорят о воздухе, кроме случаев профессиональной надобности? А всякий знает, что без воздуха и минуты прожить невозможно. Без слова — сколько угодно. Без слова — хоть всю жизнь, а без реальности — ни минуты.
 
Подобная же — но не ровно такая же — судьба у слова мировоззрение; кажется, что оно возникает лишь в философских надуманностях, но никто и никогда без реальности, выраженной этим словом, не живет, хотя и не все это осознают. И слово это, само по себе довольно неуклюжее, трудно «ворочается» в нормальных устах. С одной стороны, кажется, оно почти всегда всем грамотным людям понятно. Во всяком случае, когда оно ясно произносится, едва ли кто спросит: «А что это такое?» с другой стороны, четкого определения или, по крайней мере, ясного описания содержания и смысла этого слова едва ли от многих удастся добиться; скорее всего, в головах будут ворочаться смутно-интуитивные глыбы попыток. Всякий человек живет с мировоззрением, но всякий ли знает, с чем конкретно он живет?
 

Протоиерей Свешников Владислав - Мировоззрение. Структура, содержание, созерцание

М .: Никея, 2015. 704 с.
ISBN 978-5-91761-39З-2

Протоиерей Свешников Владислав - Мировоззрение. Структура, содержание, созерцание - Содержание

1. Введение. Общие понятия
  • 1.1. Мировоззрение и его источники
  • 1.2. Признаки «хорошего» и «плохого» мировоззрения
  • 1.3. «Плохие» последствия «плохого» мировоззрения
2. Цель жизни
  • 2.1. Понятие о цели
  • 2.2. Цель и человек
  • 2.3. Цель и сердце. Интуиция
  • 2.4. Цель и разум
  • 2.5. Цель и чувства
  • 2.6. Цель и жизненные вопросы
  • 2.7. Цель и цели
  • 2.8. Энтелехия
  • 2.9. Цель и действие
  • 2.10. Задание Бога и цель
  • 2.11. Реальность исполнения
  • 2.12. Цель и жизнь
3. О знании
  • 3.1. Что такое знание?
  • 3.2. Знание чего и о чем
  • 3.3. Знание умное и сердечное
  • 3.4. Ложь и другие грехи ума
  • 3.5. Об интерпретациях
  • 3.6. Источники знания
  • 3.7. Божественное Откровение
  • 3.8. Знание естественно-научное и оккультное
  • 3.9. Знание и человечество
  • 3.10. Опыт принятия верной системы
4. О мире
  • 4.1. Содержание мира
  • 4.2. Возникновение мира
  • 4.3. Мир тварный
  • 4.4. Энтропия и смерть
  • 4.5. Красота и падение
  • 4.6. Простота и сложность мира
5. Человек: содерж ание и назначение
  • 5.1. Происхождение человека
  • 5.2. Образ и подобие Бога
  • 5.3. Если не образ Божий — то что?
  • 5.4. Животность
  • 5.5. Душ евность
  • 5.6. Духовность
  • 5.7. Личность: дух, душа и тело
  • 5.8. Содержание жизни человека
  • 5.9. История: время и пространство
  • 5.10. Жизнь и судьба
  • 5.11. Призвание
  • 5.12. Исполнение и неисполнение
6. Самосознание
  • 6.1. Человек — существо личное, т. е. сознательное
  • 6.2. Личностное самосознание
  • 6.3. Ошибки в самосознании
  • 6.4. Самосознание и авторитеты
  • 6.5. Миры и мифы психологии
  • 6.6. Самосознание народное
  • 6.7. Национализм подлинный и мнимый
  • 6.8. Самосознание общечеловеческое
  • 6.9. Самосознание: связь современности с историей
7. Деятельность
  • 7.1. Человеческие творения
  • 7.2. Миражи
  • 7.3. Личность и деятельность
  • 7.4. Ценностная мотивация деятельности «самой по себе»
  • 7.5. Деятельность по земным (плотским) основаниям
  • 7.6. Отказ от деятельности
  • 7.7. Рабство деятельности
  • 7.8. Подлинные мотивы деятельности
  • 7.9. Деятельность как служение
  • 7.10. Деятельность и общество
  • 7.11. Служение Богу
8. Нравственный мир
  • 8.1. Благо и блаженство
  • 8.2. Нравственные ошибки личности
  • 8.3. Добродетель и грех
  • 8.4. Покаяние. Возрождение
  • 8.5. Личная этика и аскетика
  • 8.6. Этика и откровение
  • 8.7. Конкретность евангельской нравственности
  • 8.8. Святость. Нравственность. Чистота
  • 8.9. О любви
  • 8.10. Иерархия нравственных ценностей
  • 8.11. Общественная этика
  • 8.12. Нерелигиозные этические системы
9. Боги человек
  • 9.1. Бог — Кто?
  • 9.2. Бог — Творец
  • 9.3. Бог — Промыслитель
  • 9.4. Религиозное знание о творении человека
  • 9.5. Иисус Христос и Евангелие Царствия
  • 9.6. Святой Дух и духовность
  • 9.7. Святой Дух и Церковь
10. Христианская религия
  • 10.1. Вероучение и его значение
  • 10.2. Православие, католицизм, протестантство
  • 10.3. Догматика и нравственность
  • 10.4. Христианство и опыт
  • 10.5. Христианство и наука
11. Православие в России
  • 11.1. Возникновение православия на Руси: начало нации и государства
  • 11.2. Краткая история русского православия до Нового времени
  • 11.3. Богословие и религиозная жизнь в XIX веке
  • 11.4. Русская святость
  • 11.5. Русское самосознание
  • 11.6. Особенности «русской души» и идеология
  • 11.7. Русская соборность
  • 11.8. Русская религиозная философия XX века
  • 11.9. Образование и «образованщина»
  • 11.10. Наши задачи

Протоиерей Свешников Владислав - Мировоззрение. Структура, содержание, созерцание - Кризисы русской жизни

 
Период конца XX — начала XXI века в русской жизни ознаменовался многообразным системным кризисом — политическим, экономическим, социальным, национальным, этическим, семейным, личностным, религиозным. Своими содержаниями эти кризисы оказались связанными друг с другом, что и неудивительно, потому что и нормальныеположительные воплощения этих жизненных категорий также связаны одно с другим. Экономическая стагнация конца брежневской эпохи стала неизбежной потому, что социализм все заметнее изживал свои возможности, а также потому, что невозобновляемые природные ресурсы (нефть, газ) составляли все большее содержание экономики, особенно по соотношению с быстро развивающимися высокими технологиями, которые обеспечивали выполнение экономических задач в развитых странах и делали кризис все более неизбежным и острым.
 
Окончательное развитие кризиса в конце брежневской эпохи, связанное к тому же с резким понижением цен на углеводороды (в результате чего Советский Союз влез в огромные государственные долги), привело к новым кризисам в постсоветскую эпоху. Оказались разрушенными целые отрасли промышленности (например, оборонная); многие бюджетные отрасли (например, наука, здравоохранение) влачили самое жалкое существование по причине нищенских средств, выделяемых на них из бюджета. Многие ученые по причине низких заработков оказались вынужденными уехать за границу. Заработки работников других отраслей и выплаты пенсионерам резко упали, да и выплачивались нерегулярно.
 
Это привело к небывалому обострению социального кризиса. Шахтеры и рабочие других специальностей проводили сидячие забастовки. К тому же путем полузаконных махинаций (ваучеры, аукционы) некоторый довольно узкий слой людей в баснословно короткий срок получил невероятные прибыли, самая ничтожная часть этого слоя стала называться олигархами. Необычайное развитие в постсоветское время получила криминальная деятельность, что привело также к резкому обогащению лиц, занимавшихся этой деятельностью, чрезвычайно выросла экономическая и уголовная преступность. Социальное расслоение, «ножницы» между богатством олигархов и бедностью большей части народа достигли очень высокой степени. Напряжение недовольства народа органами власти и управления с особенной силой проявилось при введении закона о так называемой монетизации пенсионных льгот. Все эти обстоятельства свидетельствовали и о глубине политического кризиса в новой России. Разумеется, этот кризис назревал и к концу брежневского правления. Но в ельцинские годы всенародная ненависть к власти достигла столь высокой степени, что только народная лень не дала пробудиться обширному восстанию. Результатом этого правления стало то, что и само слово «демократия» приобрело бранный характер
 
Наиболее острым выражением политического кризиса стало разделение великого государства Советский Союз на пятнадцать ничтожных национальных образований. Что касается России, то одним из напряженных проявлений политического кризиса здесь было критическое разногласие между президентской и парламентской властями. Разгосударствление России оказалось связанным с проявлением и национального кризиса. Прежнее многонациональное государство именно в силу этого своего качества (многонациональности) можно было рассматривать и в положительном, и в отрицательном контекстах. Положительный состоял в том, что русский народ, как государствообразующий, с приязнью и приветливостью принимал все остальные народы в некоторое сверхнациональное единство. Даже в XX веке, когда подверглись многообразным искажениям все мировоззренческие и духовные принципы жизни, это единство сохранялось, хотя тоже в значительно искаженном качестве, и даже получило свое название: «советский народ». Таким образом, во все времена, даже в советском государстве, русский народ был этически и этнически значимым.
 
Национальный кризис последних лет состоял в том, что в национальном переживании и осознании совершенно исчезли как интровертные, так и экстравертные положительные национальные начала. Так, вместо традиционной русской отзывчивости все чаще можно было видеть глубокое неприятие других народов, что нравственно недопустимо даже и тогда, когда, как кажется, это ситуационно обоснованно. В наиболее острых ситуациях такой кризис проявляется в качестве межнационального конфликта с самыми тяжелыми последствиями. С другой стороны, развитая в XIX и отчасти в XX веках национальная самоидентификация, исходящая из сознания национальных идеалов, оказалась почти полностью размытой, а порою выразившейся в нетворческом и нелепом национализме, который теперь так трудно возвратить к национализму живому и творческому. Национальный кризис в России острее всего проявляется в разрушении семейных отношений.
 
Многочисленные аборты и иные способы отказа от детей, отказ даже от самого брака и замена его полузаконным блудом с крайне неудачным названием «гражданский брак» — все это свидетельствует о распаде семьи. Безобразно выстраиваются отношения супругов между собой, разрушаются теплые контакты между детьми и родителями (связь поколений). Внимательность и духовная любовь исчезли в этих отношениях. Семья в России как духовно-нравственный институт любви постепенно исчезает. Но сам кризис любви совершается потому, что происходит кризис личности. Деградация личности, достигшая кризисной фазы, наиболее очевидным образом проявляется в психологическом, нравственном и духовном аспектах. Она приводит к пристрастным и страстным склонностям, к эгоизму и эгоцентризму, к увеличивающемуся набору претензий и стремлению к их обязательному осуществлению, к брезгливому презрению к жизни общества и народа и все меньшей адаптации к подлинным и глубоким жизненным содержаниям, к постоянным душевным подменам, к неразличению ценностных содержаний и переживаний, к закрытию сознания для истинных благ, к склонностям к дефективным взаимоотношениям, к интерпретативному и гиперболизированному типу мышления, к неверным актам самосознания и отказу от подлинной духовной свободы.
 
Возможно, от всех этих кризисов могло бы освободить православное сознание, но общество не признает и не понимает его. Дело в том, что и Православная Церковь не вполне выполняет свои общественные задачи, и не потому, что она сама находится в кризисном состоянии. При всей кажущейся симпатии общества и народа к Церкви, они, особенно в начале XXI века, настолько разведены по ценностным краям мировоззренческого пространства, что очень трудно ожидать, что в существующей ситуации церковное сознание будет когда-нибудь востребовано даже для постановки общественных, национальных и государственных задач.
 
 

Категории: 

Оцените - от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя Андрон