Феофан Затворник - Добротолюбие

Феофан Затворник - Добротолюбие
Богатейшее литературное наследие святителя Феофана посвящено по сути одной важнейшей теме – духовной, или, как пояснял сам автор, внутренней жизни человека, тому, как она зарождается и полноценно развивается. Он не случайно отвел ей приоритетное место, ведь во вне человек бывает именно таким, каков он внутри*. При всем том духовный писатель хорошо сознавал и обратное влияние социальной среды на внутренний мир личности. Вследствие такого взаимного влияния сердце человека, его содержание, склонности, идеалы и вкусы раскрываются в каждом явлении личной и общественной жизни и по-своему их направляют.
 
Человек по своему назначению, подчеркивал святитель Феофан, «должен жить в духе, духу подчинять и духом проникать все свое внешнее, то есть жизнь семейную и общественную»***. Лишь в этом случае личность и общество будут развиваться гармонично и полноценно. При этом святитель постоянно подчеркивал, что духовное здоровье людей хранит одна только Православная Церковь, по-прежнему верная апостольскому преданию в своих учении и таинствах.
 

Святитель Феофан Затворник - Добротолюбие

 
Сост., предисл., примеч., имен. указ. А.Д. Каплина / Отв. ред. О.А. Платонов
 
М.: Институт русской цивилизации, 2012. — 752 с.
ISBN 978-5-4261-0024-4
 

Святитель Феофан Затворник - Добротолюбие - Содержание

 
Предисловие
РАЗДЕЛ I. СЛОВА, ПРОПОВЕДИ, АСКЕТИКА
СЛОВА АРХИМАНДРИТА ФЕОФАНА 
СЛОВА К ТАМБОВСКОЙ ПАСТВЕ 
СЛОВА К ВЛАДИМИРСКОЙ ПАСТВЕ 
Путь к спасению (Кратки раткий очерк аскетики ) 
ОТДЕЛ I. О начале христианской жизни чрез Святое Крещение, с указанием — как сохранить сию благодать в период воспитания
ОТДЕЛ III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то же о порядке Богоугодной жизни
РАЗДЕЛ II. ПИСЬМА 
ПИСЬМА В 8 ВЫПУСКАХ
РАЗДЕЛ III.
МЫСЛИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ГОДА ПО ЦЕРКОВНЫМ ЧТЕНИЯМ ИЗ СЛОВА БОЖИЯ
ПРИМЕЧАНИЯ
Именной указатель
 

Святитель Феофан Затворник - Добротолюбие

 
Все относящееся к порядку внешней жизни, по духу жизни новой, можно назвать удалением от мира, или изгнанием духа мирского из всего течения нашей внешней жизни. Аз избрах вы от мира, то есть изъял, – это сказал Господь апостолам. То же творит Он Божественною благодатию и со всяким верующим: изъемлет дух его из мира. Да и самое обращение состоит в отвращении сознания от суетного мира и разверстии пред ним мира иного – духовного. Но что в начале совершилось в духе невидимо, то потом, в жизни, должно быть исполняемо делом, стать постоянным правилом. Ищущему Господа надобно удалиться от мира.
 
Под миром разумеется все страстное, суетное, греховное, вошедшее в жизнь частную, семейную и общественную и ставшее там обычаем и правилом. Потому удалиться от мира не то значит, чтобы бежать от семейства или от общества, а оставить нравы, обычаи, правила, привычки, требования, совершенно противоположные духу Христову, принятому и зреющему в нас. Гражданство и семейство – благословенны у Бога, потому не должно отрешаться от них или презирать, равно как и все, принадлежащее к их существенному благоустроению. Но все пришлое к ним похотное и страстное, как нарост, вредящий и искажающий их, должно презреть и отвергнуть. Убежать от мира – значит установить себя в истинной семейственности и гражданственности; все же другое сделать так, чтоб оно было как бы не наше, не нас касалось. Требующие мира сего, яко не требующе (1 Кор. 7, 31).
 
Почему так должно сделать, очевидно само собою. Суетное, страстями пропитанное, неминуемо передает в душу нашу то же, возбуждает или прививает страсть. Как ходящий около сажи очерняется или касающийся огня опаляется, так участвующий в мирском пропитывается страстным, богопротивным. Потому, попавшись в мир, покаявшийся снова падает, а невинный развращается. Это почти неизбежно. Тотчас омрачается ум, рождается забвение, ослаба, плен и расхищение, а там и уязвление сердца, за ним страсть и дело – и человек пал. Свидетели тому – все истории развращений; равно как и свидетели того, сколь неизбежно и необходимо все то оставить, суть все обратившиеся, которые бегут всех этих обычаев, как огня.
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Голосов еще нет
Аватар пользователя fadd