Тертуллиан - О душе

Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс - О душе
Тертуллиан жил в сложное для Церкви время, когда висевший над головой каждого ее члена дамоклов меч гонений время от времени срывался и умножал число мучеников. Сопротивление язычества христианству выражалось не только в гонениях, но и в литературной полемике. Опровержению язычества и иудаизма и защите христианства посвящены сочинения Тертуллиана «К язычникам», «Апологетик», «О свидетельстве души», «К Скапуле», «Против иудеев». Жанр христианской апологии был уже хорошо разработан греческими предшественниками Тертуллиана, среди которых следует, прежде всего, назвать Аристида, Иустина, Татиана, Афинагора и Феофила Антиохийского.
 
Кроме внешней опасности, существовала и внутренняя. Молодой Церкви приходилось утверждать свою исключительность среди множества гностических и прочих сект. Много сочинений Тертуллиана посвящено полемике с еретиками. За нравственное совершенство христиан Тертуллиан борется в практико-аскетических трудах. Итак, Тертуллиан в своих сочинениях обращается к язычникам, к еретикам, иудеям и единоверцам. В первом случае, Тертуллиан пытался изменить общественное мнение в пользу христиан, показывал на своем примере «интеллектуальную респектабельность новой веры».
 
Среди христиан в Карфагене было уже много представителей среднего и даже высшего класса, эстетические вкусы которых также приходилось учитывать. Однако Тертуллиан не забывал и о малообразованных слоях общества. Африканский апологет писал не только для своих земляков. Он не допускал пунических ссылок в своих текстах," так что его сочинения должны были быть понятны всем жителям Римской империи, читавших по-латински. Упоминания популярных в Карфагене богов могли быть расценены читателями-неафриканцами как экзотические примеры, призванные заинтересовать лишь любознательных.
 

Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс - О душе

Пер. с лат., вступ. ст., коммент. и указатель А. Ю. Братухина
СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2004. 256 с.
(Серия «Библиотека христианской мысли. Источники»)
ISBN 5-7435-0218-8
 

Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс - О душе - Содержание

Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан
  • Тертуллиан и Карфаген
  • Тертуллиан и митраизм
  • Тертуллиан и стоицизм
  • Тертуллиан и монтанизм
  • Тертуллиан и его читатели
«О душе»
Проблемы
Источники
О душе
  • Глава I. Не от философов, но от Бога следует узнавать о душе
  • Глава II. В том, что пишут о душе философы, много спорного и недостоверного
  • Глава III. Происхождение души — из дыхания Бога
  • Глава IV. Душа рождена и сотворена
  • Глава V. Душа — это тело
  • Глава VI. Опровержение платоников, отрицающих телесность души
  • Глава VII. Телесность души очевидна из слов Евангелия
  • Глава VIII. Душа является телом несмотря на свое отличие от других тел
  • Глава IX. Душа наделена определенным обликом, формой и размерами
  • Глава X. Душа является простой и однородной
  • Глава XI. Душа названа духом, потому что она дышит, а не потому что она собственно есть дух
  • Глава XII. О душе и уме
  • Глава XIII. Ум — орудие души
  • Глава XIV. Душа является несоставной и неделимой
  • Глава XV. У души есть ведущее начало, пребывающее в сердце
  • Глава XVI. Две части души: природное разумное начало и возникшее позже неразумное
  • Глава XVII. Об истинности пяти чувств
  • Глава XVIII. Интеллект нельзя предпочитать чувству и отделять от него
  • Глава XIX. Опровержение тех, кто утверждает, что человек получает интеллект позже души
  • Глава XX. Душа однородна по семени, разные судьбы обусловливаются внешними воздействиями
  • Глава XXI. О свободе воли и изменчивости природы всех рожденных и сотворенных
  • Глава XXII. Определение души
  • Глава XXIII. Мнения различных еретиков, заимствующих учение Платона
  • Глава XXIV. Опровержение учения Платона о воспоминании души
  • Глава XXV. Опровержение мнения, что душа появляется после рождения
  • Глава XXVI. Писание подтверждает то, что душа есть у еще неродившихся младенцев
  • Глава XXVII. Душа и тело зачинаются одновременно
  • Глава XXVIII. Разоблачение обмана Пифагора
  • Глава XXIX. Опровержение учения о переселении душ
  • Глава XXX. Опровержение учения о переселении душ (продолжение)
  • Глава XXXI. Нелепость учения о переселении душ
  • Глава XXXII. Опровержение учения о вселении человеческой души в животных
  • Глава XXXIII. Бессмысленность и неадекватность воздаяния, осуществляемого посредством вселения человеческой души в различных животных
  • Глава XXXIV. Опровержение учения Симона Самаритянина
  • Глава XXXV. Опровержение учения Карпократа
  • Глава XXXVI. О мужском и женском полах
  • Глава XXXVII. О вынашивании младенца, его рождении и дальнейшем росте
  • Глава XXXVIII. Плоть — дом души, а душа — жилец плоти
  • Глава XXXIX. О суевериях, связанных с родами
  • Глава XL. Плоть — служанка души
  • Глава XLI. Как нет души без греха, так нет и души без семени добра
  • Глава XLII. Опровержение учения Эпикура о смерти
  • Глава XLIII. О естественности сна
  • Глава XLIV. О случае с Гермотимом
  • Глава XLV. О сне и экстазе
  • Глава XLVI. О достоверности сновидений
  • Глава XLVII. Четыре вида сновидений
  • Глава XLVIII. О влиянии времени, положения человека и поста на сновидения
  • Глава XLIX. Не существует душ, свободных от сновидений
  • Глава L. Опровержение Менандра, учившего, что смерть к его последователям не относится
  • Глава LI. Смерть сразу и полностью отделяет душу от тела
  • Глава LІІ. Человек не был создан для смерти, любая смерть является насилием над природой
  • Глава LIII. Видимость угасания души при болезнях возникает благодаря процессам, происходящим в теле больного
  • Глава LIV. О прибежище души после смерти согласно различным философам
  • Глава LV. Преисподняя согласно учению христиан; рай сразу после смерти — привилегия мучеников
  • Глава LVI. Опровержение мнения, что души непогребенных и погибших преждевременно находятся среди живых
  • Глава LVII. Под именем душ, вызываемых магами, действуют демоны
  • Глава LVIII. О посмертной участи душ
Примечания
DE ANIMA (латинский текст)
Библиография
Указатель имен
 

Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс - О душе - В том, что пишут о душе философы

 
В том, что пишут о душе философы, много спорного и недостоверного
 
1. Конечно, мы не будем отрицать того, что философы порою думали так же, как и мы; истина подтверждается успехом ее дел. Иногда и в бурю, когда смешались небо и море, из-за счастливой ошибки встречается на пути какая-нибудь гавань; даже во мраке можно найти некий вход и выход благодаря слепой удаче. И весьма многое нам подсказано нашей природой — обычным здравым смыслом, которым Бог удостоил одарить душу.
 
2. Став его обладателем, философия использовала его для прославления собственного искусства еще до того, как пристрастилась (не удивительно, если я назову это так) к красноречию, способному что угодно создать и разрушить и убеждающему скорее при помощи говорения, чем обучения. Философия облекает содержание в формы, рассматривает все то вместе, то порознь; об известном судит как о неизвестном. Ссылается на примеры, словно все подлежит сравнению; всё относит к той или иной категории, хотя даже у похожих вещей оказываются различные свойства, и ничего не оставляет во власть Богу. Свои предположения она навязала как законы природы. Я смирился бы с этим, если бы философия, оставаясь естественной, доказывала свою правоту как причастная природе, исходя из своего родства с нею.
 
3. Ей же кажется, что она почерпнула знания из сочинений, как полагают, священных, ибо благодаря древности многие авторы были признаны не просто божественными, но даже богами. Таковы Меркурий египетский, к которому преимущественно тяготел Платон, Силен-фригиец, которому, когда его привели пастухи, Мидас предоставил свои огромные уши, Гермотим, которому после его смерти жители Клазомен воздвигли храм, Орфей, Мусей, Ферекид, учитель Пифагора. А что делать, если философы набросились также на те сочинения, которые подверглись осуждению как псевдохристианские у нас, убежденных в недопустимости принятия чего-нибудь из того, что не согласуется с истинным и уже в самом этом веке возникшим пророчеством (поскольку мы помним и о лжепророках и о гораздо ранее появившихся падших духах-отступниках, создавших благодаря умелому использованию такого рода способностей весь облик мира сего)?
 
4. Наконец, даже если есть вероятность, что всякий искатель мудрости из любопытства обращается к самим пророкам, все равно ты найдешь у философов больше различий, чем общего, так как и в этом общем обнаруживается их несходство. Ведь всё, что было истинного и согласного с пророками, они или преподносят как произошедшее из другого источника, или приспосабливают к чему-нибудь другому, причем с величайшим ущербом для истины, которую заставляют либо принимать помощь от лжи, либо оказывать лжи содействие.
 
5. Итак, наше столкновение с философами, особенно в разбираемом вопросе, произойдет потому, что иногда общие с нами положения они снабжают своими доказательствами, противоречащими так или иначе нашим принципам; иногда же собственные положения подкрепляют общими с нами доказательствами, соответствующими так или иначе их принципам, так что истина оказывается практически отделенной от философии из-за присущего той яда. Из-за существования этих двух приносящих вред истине точек соприкосновения [между нашим учением и философией] мы вынуждены, сверяясь с божественными сочинениями, освобождать наши общие с философами положения от приводимых ими доказательств и отделять общие с ними доказательства от их положений, конечно, исключая то, чем можно будет воспользоваться как простым свидетельством без риска попасть в ловушку какого-нибудь предвзятого мнения. Ибо иногда бывает необходимо и показание соперников, если оно не приносит им пользы.
 
6. Я не пребываю в неведении относительно того, какое обилие материала по этому вопросу есть у философов, если учесть также число их комментаторов; сколь велико многообразие суждений, сколько существует школ, придерживающихся того или иного мнения, сколь разрослись исследования, сколько хитросплетений в изложении. Исследовал я и медицину, сестру, как говорят, философии, также претендующую на знание в этой области. Разве нет? Ведь вследствие ее заботы о теле может показаться, что она в большей степени, чем философия, сталкивается с проблемой души. Потому философия и противится сестре, что та лучше нее постигла душу, изучая ее как бы непосредственно в месте ее нахождения. Однако пусть и та и другая умерят свое желание первенствовать!
 
Ведь в изысканиях о душе философы руководствовались игрой свободного ума, медики же — необходимостью совершенствовать мастерство: подробно исследуется недостоверное, еще подробнее обсуждается предположительное. Сколько затруднений при доказательстве, столько же усердия при убеждении. Так что Гераклит, славящийся своей темнотой, видя, как много тумана напустили в своих сочинениях те, кто исследует душу, с отвращением к их поискам справедливо объявил, что он, как ни пытался, не обнаружил никаких границ души.
 
7. Христианину же достаточно немногого для понимания этого предмета. Ведь и достоверного всегда немного, да и не позволено христианину стараться узнать больше, чем можно. Бесконечные же прения и Апостол запретил. Кроме того, нельзя открывать больше того, что открыто Богом; а то, что открыто Богом, есть всё.
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя Андрон