Тиллих - Мужество быть

Пауль Тиллих - Мужество быть
Название этой книги, «Мужество быть», объединяет оба значения «мужества», этическое и онтологическое.
 
Мужество как человеческий акт, как предмет оценки — этическое понятие.
 
Мужество как универсальное и сущностное утверждение собственного бытия — понятие онтологическое.
 
Мужество быть — это этический акт, в котором человек утверждает собственное бытие вопреки тем элементам своего существования, которые препятствуют его сущностному самоутверждению.
 
Обозревая историю западной мысли, мы почти всюду встретим — в явном или неявном виде — два значения «мужества».
 
Поскольку нам придется иметь дело с идеями стоиков и неостоиков в дальнейшем, в отдельных главах, здесь я ограничусь интерпретацией мужества в той линии мысли, которая идет от Платона к Фоме Аквинскому.
 
 
Приобрести книгу можно в книжных интернет-магазинах, а также в киевском издательстве "Дух i Лiтера"
 
 

Пауль Тиллих - Мужество быть

 
Издатели: Константин Сигов и Леонид Финберг
Перевод с английского: Ольга Седакова
 
Киев, ДУХ I ЛIТЕРА,, 2013. - 200 с.
ISBN 978-966-378-325-3
 

Пауль Тиллих - Мужество быть 

 
1. БЫТИЕ И МУЖЕСТВО
  • Мужество и стойкость.
    • От Платона до Фомы Аквинского                                          
  • Мужество и мудрость. Стоики
  • Мужество и самоутверждение. Спиноза
  • Мужество и жизнь. Ницше
2. БЫТИЕ, НЕБЫТИЕ И ТРЕВОГА
  • Онтология тревоги. Смысл небытия
  • Взаимозависимость страха и тревоги
  • Три типа тревоги и природа человека
  • Тревога судьбы и смерти
  • Тревога пустоты и бессмысленности
  • Тревога вины и осуждения
  • Значение отчаяния
3. ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА. ВИТАЛЬНОСТЬ (ЖИЗНЕННОСТЬ) И МУЖЕСТВО
  • Природа патологической тревоги
  • Тревога, религия и медицина
  • Витальность (жизненность) и мужество
4. МУЖЕСТВО И УЧАСТИЕ (МУЖЕСТВО БЫТЬ ЧАСТЬЮ)
  • Бытие, индивидуализм и участие
  • Коллективистские и полуколлективистские проявления мужества быть частью
  • Неоколлективистское проявление мужества быть частью
  • Мужество быть частью в демократическом конформизме
5. МУЖЕСТВО И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ (МУЖЕСТВО БЫТЬ СОБОЙ)
  • Подъем современного индивидуализма и мужества быть собой
  • Романтическое и натуралистическое мужество быть собой
  • Экзистенциалистские формы мужества быть собой. Экзистенциальная позиция и экзистенциализм
  • Экзистенциалистская точка зрения
  • Утрата экзистенциалистской точки зрения
  • Экзистенциализм как бунт
    • Новейший экзистенциализм и мужество отчаяния
    • Мужество и отчаяние
    • Мужество отчаяния в современном искусстве и литературе
    • Мужество отчаяния в современной философии
    • Мужество отчаяния в нетворческой экзистенциалистской позиции
  • Ограниченность мужества быть собой
6. МУЖЕСТВО И ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ
  • Сила бытия как источник мужества быть. Мистическое переживание и мужество быть
  • Встреча человека с Богом и мужество быть
  • Вина и мужество принять приятие
  • Судьба и мужество принять приятие
  • Абсолютная вера и мужество быть
  • Мужество быть как ключ к Самому-Бытию
  • За пределами теизма
  • Бог-над-Богом и мужество быть
 
МУЖЕСТВО И ПОСЛЕ НЕГО. Заметки переводчика
 

Пауль Тиллих - Мужество быть - БЫТИЕ И МУЖЕСТВО

 
Поскольку по условиям фонда Терри лекции должны касаться «Религии в свете науки и философии», я избрал своей темой понятие, в котором сходятся теологические, социологические и философские проблемы, — «мужество». Есть очень немного понятий, которые так же продуктивны для анализа человеческой ситуации. Мужество — этическая реальность, но корни его уходят в глубину человеческого существования как целого и, в конечном счете, в структуру самого-бытия (being-itself). Чтобы понять его этически, необходимо думать о нем онтологически.
 
Эта связь обнаружилась уже в одной из первых попыток философского определения мужества — в платоновском диалоге «Лахет». По ходу диалога выдвигаются пробные определения — и одно за другим оказываются опровергнуты. Наконец, слово берет Никий, знаменитый стратег. Уж он-то, военачальник, должен знать, что такое мужество, и наверняка сумеет его определить. Но и его определение, как все прочие, терпит неудачу. Если мужество, как утверждает Никий, есть знание о том, «чего следует страшиться, а на что решаться», то вопрос становится всеобщим, ибо для ответа на него требуется «знать обо всем, что хорошо и что дурно во всех обстоятельствах» (199с). Но это противоречит исходной посылке о том, что мужество — только составная часть добродетели.
 
«Итак, — заключает Сократ, — нам не удалось выяснить, что такое мужество» (199е). Эта неудача достаточно серьезна в системе сократовской мысли. По Сократу, добродетель есть знание, и следовательно, незнание о том, что такое мужество, делает невозможным всякое действие, отвечающее его истинной природе. Но эта сократовская неудача важнее многих по видимости успешных определений мужества (в том числе принадлежащих самому Платону и Аристотелю).
 
Ведь неудача в попытке найти определение мужеству как добродетели в ряду других добродетелей открывает самую глубокую проблему человеческого существования. Она показывает, что понимание мужества предполагает понимание всего человека и его мира, со всеми его структурами и ценностями. Только тот, кто знает все это, и может знать, что должно быть принято, а что отвергнуто. Этическая проблема природы мужества неизбежно приводит к онтологической проблеме природы бытия. И эта процедура обратима. Онтологическая проблема природы бытия может быть поставлена как этическая проблема природы мужества. Мужество может открыть нам, что такое бытие, и бытие может открыть нам, что такое мужество. Поэтому первая глава этой книги — «Бытие и мужество». И хотя меня вряд ли ждет успех там, где потерпел неудачу Сократ, само мужество пойти на риск почти неизбежного провала может принести свою пользу: оно поддерживает тревожную остроту сократовской проблемы.
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (5 votes)
Аватар пользователя vestelyuri