Тиллих - Потрясение оснований

Пауль Тиллих - Избранное - Потрясение оснований
В Америке Тиллих окончательно понял свое творчество как мышление, осуществляющее себя «на границе». Его первая интеллектуальная автобиография так и называется – «На границе».
 
Заглавие этой книги содержит аллюзию на ключевой термин экзистенциализма и современной психологии – «пограничная ситуация». В одной из своих поздних речей Тиллих говорил о том, что задача философии и социального действия – сначала признать, а затем преодолеть границы, проходящие между идеями, людьми и народами. Как мы видели, это положение укоренено в собственном жизненном опыте Пауля Тиллиха.
 
Действительно, мысль Тиллиха пересекает границы философии, теологии и психологии, его философская теология стремится соотнести между собой Откровение и историческую ситуацию («кайрос»), христианскую веру и светскую культуру XX в.
 
Это ведет к переосмыслению основополагающих понятий самой христианской традиции. «Бог» становится «основанием бытия», «вера» – «предельной захваченностью» (или «тем, что касается меня безусловно», «предельным интересом»), «грех» – «отчуждением от бытия», «благодать» – «приятием».
 
Центральный для Реформации принцип «оправдания верой» трансформируется в «оправдание сомнением». Здесь можно увидеть опыт того, что Дитрих Бонхёффер называл «нерелигиозной интерпретацией библейских понятий».
 

Пауль Тиллих - Избранное - Потрясение оснований

 
Пер. с англ. Сост. С.Я. Левит, С.В. Лёзов
М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015.-352 с.
Серия «Книга света»
ISBN 978-5-98712-512-0 
 

Пауль Тиллих - Избранное - Потрясение оснований - Содержание

  • Мужество быть

    • Глава I Бытие и мужество
    • Глава II. Бытие, небытие и тревога
    • Глава III. Патологическая тревога, витальность и мужество
    • Глава IV. Мужество и соучастие (мужество быть частью)
    • Глава V. Мужество и индивидуализация (мужество быть собой)
    • Глава VI Мужество и трансцендирование (мужество принять принятие)
  • Любовь, сила и справедливость. Онтологический анализ и применение к этике

    • Предисловие
    • I. Проблемы, путаница, метод
    • II. Бытие и любовь
    • III. Бытие и сила
    • IV. Бытие и справедливость
    • V. Единство справедливости, любви и силы в межличностных столкновениях
    • VI. Единство силы, справедливости и любви в отношениях внутри групп и между группами
    • VII. Единство любви, силы и справедливости в их отношении к предельному
  • Потрясение оснований

    • Предисловие
    • 1. Потрясение оснований
    • 2. Два порядка нашей жизни
    • 3. Парадокс блаженств Нагорной проповеди
    • 4. Два раба Яхве
    • 5. Размышление о тайне времени
    • 6. Бегство от Бога
    • 7. Глубина существования
    • 8. Скоротечность жизни
    • 9. И природа оплакивает утраченное благо
    • 10. Опыт святости
    • 11. Иго религии
    • 12. Смысл провидения
    • 13. Знание через любовь
    • 14. Делание истины
    • 15. Теолог{ Эту проповедь, как и две последующие, я читал, памятуя в особенности об изучающих теологию.} (часть 1)
    • Теолог (часть 2)
    • Теолог (часть 3)
    • 16. Свидетельство от духа к духу
    • 17. Иисус, про которого говорили, что он – Христос
    • 18. Ожидание
    • 19. Вы приняты
    • 20. Рожденный в могиле
    • 21. Уничтожение смерти
    • 22. Вот, я делаю новое
  • С. В. Лёзов Теология культуры Пауля Тиллиха

Пауль Тиллих - Избранное - Потрясение оснований - Иго религии

 
Когда я достиг возраста конфирмации и полноправного участия в церковной жизни, мне было сказано, чтобы я выбрал из Библии отрывок, который бы выражал мой личный подход к библейской вести и христианской Церкви. Каждому конфирманту нужно было это сделать и прочитать наизусть выбранный отрывок перед прихожанами. Когда я выбрал слова «Прийдите ко Мне все труждающиеся и обремененные», меня спросили, с некоторым изумлением и даже иронией, почему я выбрал именно этот особый отрывок – ведь обстоятельства моей жизни складывались счастливо и, будучи пятнадцати лет от роду, я не был обременен никакой видимой работой. В тот раз я не нашелся что ответить, оказавшись в некотором замешательстве, но чувствовал свою правоту по существу.
 
Я и в самом деле был прав; прав каждый ребенок, непосредственно отзывающийся на эти слова; прав каждый взрослый человек, откликающийся на них во всякое время своей жизни, во всех обстоятельствах своей внутренней и внешней истории. Эти слова Иисуса имеют всеобщее значение и относятся к каждому человеку, каждой человеческой ситуации. Они просты; они завладевают как наивным, так и глубоким сердцем, приводя в смущение душу мудреца. Практически каждое речение Иисуса характеризуется подобной способностью влиять на людей, неся на себе отпечаток того различия, которое существует между Иисусом как автором этого речения, и его толкователями, учениками и теологами, святыми и проповедниками.
 
Возвращаясь после долгого перерыва к отрывку, который некогда выбрал, я чувствую, что захвачен им как и в тот раз, но бесконечно более смущен его величием, глубиной и неисчерпаемостью смысла. Наша задача при встрече с подобными словами ясна: мы должны указать причину их власти над нашими душами, мы должны объяснить, почему в эмоциональную силу этих слов включена последняя истина, и мы должны попытаться рассмотреть нашу человеческую ситуацию в их свете.
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 9.5 (8 votes)
Аватар пользователя Tov