Тиллих - Протестантское богословие XIX-XX веков

Пауль Тиллих - Протестантское богословие XIX-XX веков. История христианской мысли
Прежде всего я хочу сказать несколько слов о периоде после Реформации, а именно, развитии ортодоксии. Теперь слово «ортодоксия» имеет два значения. Существует как восточная ортодоксия (православие), так и протестантская. Восточные Церкви, которые называют себя Православными (например, Русская и Греческая), делают это не столько из-за своих вероучительных интересов, сколько из-за их интереса к преданию.
 
Мы также должны отличать ортодоксию от фундаментализма. Ортодоксальный период протестантизма мало что имеет общего с тем, что называется фундаментализмом в Америке. Он, скорее, имеет особое отношение к схоластическому периоду протестантской истории.
 
Такого не знает американский фундаментализм. Протестантская ортодоксия была конструктивной. Она никогда не имела в себе ничего похожего на пиитический или ревивалистический фон американского фундаментализма. Она была объективной и конструктивной и старалась дать чистое и понятное учение о Боге и человеке в мире.
 

Пауль Тиллих - Протестантское богословие XIX-XX веков. История христианской мысли

Одесса: Издательство «Optimum», 2017 г. - 324 с.
ISBN 978-966-344-710-0
 

Пауль Тиллих - Протестантское богословие XIX-XX веков. История христианской мысли - Содержание

Введение: Проблема и метод
Примечания  

Глава I. Различные акценты в ортодоксии, пиетизме и рационализме

  • A. Период ортодоксии  
  • Б. Реакция пиетизма против ортодоксий  
  • B. Возникновение рационализма
  • Примечания  

Глава II. Просвещение и его проблемы  

  • A. Природа Просвещения
    • 1. Кантовское определение автономии  
    • 2. Концепты разума
      • а) Универсальный разум  
      • б) Критический разум  
      • в) Интуитивный разум  
      • г) Технический разум  
    • 3. Концепт природы  
    • 4. Концепт гармонии  
  • Б. Позиция человека Просвещения
    • 1. Его буржуазный характер  
    • 2. Его идеал разумной религии  
    • 3. Его нравственность здравого смысла  
    • 4. Его субъективное чувство  
  • B. Внутренние конфликты просвещения
    • 1. Космический пессимизм
    • 2. Культурные пороки  
    • 3. Личные пороки  
    • 4. Прогресс, основанный на безнравственности  
  • Г. Исполнители и критики Просвещения
    • 1. Руссо, Французская революция и романтизм  
    • 2. Юм, история религии и позитивизм  
    • 3. Кант, нравственная религия и радикальное зло  
  • Примечания  

Глава III. Реакция классического романтизма против просвещения

  • A. Лессинг, историческая критика и новое открытие Спинозы  
  • Б. Синтез Спинозы и Канта  
  • B. Природа Романтизма
    • 1. Бесконечное и конечное  
    • 2. Эмоциональный и эстетический элементы в Романтизме  
    • 3. Возвращение к прошлому, и оценка традиций  
    • 4. Поиски единства и авторитета  
    • 5. Негативное и демоническое в Романтизме  
  • Г. Классический богословский синтез: Фридрих Шлейермахер
    • 1. Фон мысли Шлейермахера  
    • 2. Его концепт религии как чувства  
    • 3. Его позитивистское определение богословия  
    • 4. Его истолкование христианства  
  • Д. Универсальный синтез: Георг Г. Ф. Гегель
    • 1. Величие и трагический hybus гегелевской системы  
    • 2. Синтез Бога и человека (духа и лица)
    • 3. Синтез религии и культуры (мысль и воображение)  
    • 4. Синтез государства и Церкви
    • 5. Промысел, история и теодицея
    • 6. Христос как реальность и символ
    • 7. Вечность, а не бессмертие
  • Примечания

Глава IV. Распад универсального синтеза  

  • A. Раскол в гегелевской школе
    • 1. Историческая проблема: Штраус и Баур  
    • 2. Антропологическая проблема: Людвиг Фейербах
  • Б. Шеллинговская критика Гегеля  
  • B. Религиозное возрождение и его богословские последствия
    • 1. Природа европейского возрождения
    • 2. Богословие реставрации
    • 3. Естественные науки и борьба из-за Дарвина
  • Г. Экзистенциальное богословие Кьеркегора
    • 1. Кьеркегоровская критика Гегеля
    • 2. Этическое существование и человеческая ситуация (страх, отчаяние)  
    • 3. Природа веры (скачок и экзистенциальная истина)
    • 4. Критика богословия и Церкви
  • Д. Политический радикализм и его богословская важность
    • 1. Буржуазные радикалы
    • 2. Отношение Маркса к Гегелю и Фейербаху.
    • 3. Взгляд Маркса на человеческую ситуацию (отдаление)
    • 4. Учение Маркса об идеологии и его нападки на религию  
    • 5. Политический эссенциализм Маркса
    • 6. Пророческий элемент у Маркса
  • Е. Волюнтаризм и философия жизни
    • 1. Шопенгауэровская идея воли
    • 2. Ницшеанская идея воли и власти
    • 3. Ницшианское учение о возмущении
    • 4. «Смерть Бога» и новый идеал человека
  • Примечания

Глава V. Первые пути опосредствования 

  • A. Опыт и библейское благовестие
    • 1. Эрленгеновская школа  
    • 2. Мартин Келер
  • Б. Движение «Назад к Канту»
  • B. Адольф фон Гарнак
  • Г. Различные движения в богословии
    • 1. Возрождение Лютера
    • 2. Библейский реализм
    • 3. Радикальная критика
    • 4. Рудольф Бультман
    • 5. Подход с точки зрения истории религий
    • 6. Эрнст Трельч
    • 7. Религиозный социализм
    • 8. Карл Барт
    • 9. Экзистенциализм
  • Примечания
А. Доброер Николай Алексеевич Полторацкий. Краткая биографическая справка
 

Пауль Тиллих - Протестантское богословие XIX-XX веков. История христианской мысли - Введение: Проблема и метод

 
В задачу этой серии лекций входит рассмотрение огромного материала по протестантскому богословию XIX - XX вв. Мы можем осуществить ее только благодаря тому, что этот курс имеет определенную цель и четкие границы.
Первой целью этого курса является понять наши собственные проблемы в свете того фона, который они имели в прошлом. Я не собираюсь заставлять учить вас массу фактов, которые не имеют для вас никакого значения. Но я хочу показать вам причины, из-за которых мы очутились в нашей ситуации. Имея перед собой эту цель, их можно показать на большом материале.
 
Я надеюсь, что вы увидите, что прошлое может быть интересным само по себе, а не только потому, что оно наше прошлое, прошлое, из которого мы вышли как религиозные люди и богословские мыслители. По-видимому, eros, слово, обозначающее любовь в платоническом смысле, вызывает у вас интерес к некоторым событиям прошлого. Это будет прекрасным дополнением к нашей задаче, но я не знаю, до какой степени мне удастся вызвать у вас этот eros.
Во всяком случае эта двойная цель всегда существует в истории, и особенно в истории мысли. Главной целью является понять себя; но есть и другая цель, вызывающая интерес к тому, что произошло в прошлом. Для некоторых из вас она может сейчас оказаться даже более важной, как правило, однако, не она является основным мотивом исторического исследования.
 
Эта двойная цель, и особенно первая и основная, которая пытается помочь нам понять себя, заставляет нас поставить больший акцент на направлениях мысли, чем на их основоположниках. Мы увидим, как эти направления приводят нас в нашу ситуацию. Конечно, мы остановимся на нескольких отдельных богословах, потому что они явились выразителями развития, но только тех мы рассмотрим более подробно, кто является выразителем великих поворотных моментов в ходе событий, приведших к нашей ситуации.
Ориентация этого хода событий не позволяет нам ограничиться только обсуждением богословов. Мы должны остановиться и на философах. В одних случаях они являются более важными, чем богословы своего времени, потому что их философия религии проложила важные пути в историю христианской мысли. В других случаях ученые будут иметь большее значение чем философы, а также литература и музыка, если вспомнить Карла Барта, составляет важную часть исторического развития.
 
Меня очень заинтересовало и удивило, что Карл Барт главным образом касается истории философии и даже музыки в своей замечательной книге по истории богословия - XIX в. И если это делает Карл Барт, учитывая его отношение к философии, то я считаю себя также вправе сделать то же самое. Я рекомендую эту книгу Барта как иллюстрацию к тому, как много меня с ним связывает. Поэтому нам придется преступить границы богословского круга и рассмотреть философов, людей науки и литературы.
 
Есть и еще одна граница, которую нам придется преступить, чтобы понять проблемы XIX в. Нам придется вернуться в XVIII в., а иногда даже и в более ранние периоды, ибо принципы современной мысли были сформированы до XIX в. Вы можете имплицитно найти эти принципы у всех великих мыслителей Ренессанса и, конечно же, в великих научных системах XVII в. Но только в XVIII в. эти принципы были окончательно сформулированы, как критика богословия. Каждый университет и колледж, достойный так называться, связан с мыслителями XVIII в. и их фундаментальной критикой традиций ортодоксии и пиетизма. И если вы приезжаете в Америку из Европы, как это было со мной тридцать лет тому назад, то вас удивляет, насколько американцы больше находятся под влиянием XVIII в., чем европейцы. Причина этого очень проста. Америка очень мало испытала на себе влияние романтической реакции на XVIII в. Поэтому в Америке существует очень тесная связь с XVIII в.; итак, я очень много буду говорить о вашей ситуации, когда буду касаться принципов, из которых вышла критика ортодоксии и пиетизма.
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя teolog