Томпсон - Философия религии

Мел Томпсон - Философия религии
Люди стремятся найти смысл жизни, обрести ключ к ее тайнам, который позволил бы им понять самих себя и свое место во вселенной. Сталкиваясь с собственной хрупкостью и смертью, люди жаждут ободрения или утешения. Стремясь к развитию и творчеству, они взыскуют вдохновения.
В человеческой гонке за смыслом жизни одни обращаются к философии, другие — к искусству, а третьи, фактически составляющие большинство человечества, — к религии в той или иной из ее форм.
Практически каждый глубинный аспект жизни — от сексуальности до художественного творчества, от эмоциональных травм до длительного страдания, от тяжкой утраты до непроизвольного восхищения красотой природы — может стать исходным материалом для религиозной интерпретации жизни.
Но почему? Что такое религиозные верования и как они соотносятся с другими нашими взглядами на жизнь? Поддаются ли они рациональному обоснованию? Что они представляют собой — духовный трамплин, дающий импульс для более глубокого исследования и понимания жизни, или духовную тюрьму, в стенах которой нет места разуму и эмпирическим фактам? А может быть, религия сама по себе не является ни тем, ни другим и лишь приобретает эти качества в результате того, как мы используем ее или злоупотребляем ею?
Вот только некоторые из вопросов, которые приходится поставить; в дальнейшем их будет гораздо больше.
 

Мел Томпсон - Философия религии

Пер. с англ. Ю. Бушуевой
М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. — 384 с.
Грандиозный мир
ISBN 5-8183-0254-7 (рус.)
ISBN 0-340-68837-8 (англ.)
 

Мел Томпсон - Философия религии

ВВЕДЕНИЕ
  • Что такое философия религии?
  • Зачем изучать религию с таких позиций?
  • Какие проблемы затрагивает философия религии? .
  • Строение этой книги
  • Цель этой книги
Глава 1. РЕЛИГИОЗНЫЙ ОПЫТ
  • Начиная с опыта
  • Что происходит, когда человек что-то переживает?
  • Что такое религиозное переживание?
  • Как проявляется религиозное начало?
  • Индуцированные религиозные переживания
  • Молитва
  • Религиозное обращение
  • Мистицизм
  • Харизматические переживания
  • Откровение
  • Развивающееся откровение
  • Некоторые черты религиозного опыта
  • Шлейермахер
  • Уильям Джеймс
  • Отто
  • Кьеркегор
  • Бубер
  • Критерии Тиллиха
  • Резюме
  • Что мы можем знать?
  • Нерелигиозные интерпретации
  • Объективное и субъективное
  • Авторитет и реакции
  • Заключение
  • Куда все это ведет?
 
Click here to expand or collapse this section
Глава 2. ЯЗЫК РЕЛИГИИ
  • Тайный язык?
  • Знание и описание
  • Вера, разум и верования
  • «Верить в...» и «Верить, что...»
  • Переживание «в качестве чего-либо»
  • Резюме
  • Рациональное и внерациональное
  • Интерпретация языка
  • Буквальное отображение?
  • Аналогия
  • Модели и квалификаторы
  • Символизм
  • Миф
  • Резюме
  • Когнитивное и нонкогнитивное
  • Подведем итог нашему рассуждению
  • Эмотивная теория
  • Перформативные высказывания
  • Языковые игры
  • Язык и претензии на обладание истиной
  • Ограничения языка
  • Резюме
Глава 3. БОГ: КОНЦЕПЦИИ
  • Некоторые термины применительно к вере в Бога ....
  • Бог как создатель
  • Вечность
  • Всемогущество
  • Всеведение
  • Трансцендентность и имманентность
  • Теизм, пантеизм и панентеизм
  • Атеизм, агностицизм и секуляризм
  • Ницше: Бог умер
  • Секулярные интерпретации Бога
  • Фейербах
  • Маркс
  • Гуманизм
  • Постмодернистская интерпретация
  • Христианская концепция Бога: Троица
  • Верования, язык и религия
  • Существование?
  • Религиозная альтернатива теизму
  • Базисные верования
  • Резюме
Глава 4. БОГ: ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
  • Онтологическое доказательство
  • Космологический аргумент
  • Каламический аргумент
  • Версии Аквината
  • Резюме
  • Телеологический аргумент
  • Эволюция
  • Генетика
  • Возражения Юма
  • Резюме
  • Моральный аргумент
  • Резюме
  • Аргумент от религиозного опыта
  • Резюме
  • Заключение
  • На пари?
  • К чему же привели доказательства?
Глава 5. ЛИЧНОСТЬ
  • Тела, умы и души
  • Дуализм
  • Платон и Аристотель
  • Фома Аквинский
  • Декарт
  • Различные формы дуализма
  • Материализм
  • Райл
  • Идеализм
  • Резюме
  • Познание своего духа
  • Соединение душ и тел?
  • Индивидуальность и свобода
  • Постмодернистская личность
  • Свобода?
  • Свобода: Запад и Восток
  • Жизнь после смерти
  • «Вечное» и «бесконечное»
  • Воскресение?
  • Реинкарнация в индуизме
  • Реинкарнация в буддизме
  • Переживания на грани смерти
  • Несколько выводов
Глава 6. ПРИЧИННОСТЬ, ПРОВИДЕНИЕ И ЧУДЕСА
  • Причинность
  • События и интерпретации
  • Случайность и необходимость
  • Наука и причинность
  • Провидение
  • Провидение: всеобщность или избирательность? ....
  • Чудеса
  • Необходимые религиозные условия?
  • Свидетельства о чудесах
  • Регулярность и чудеса
  • Позитивная избирательность?
  • Юм о чудесах в разных религиях
  • Резюме
Глава 7. СТРАДАНИЕ И ЗЛО
  • Факт и реакция на него
  • Зачем изучать эти реакции?
  • Проблема
  • Августиновская традиция
  • Иренеевская традиция
  • Раскрытие природы Бога или природы добра?,
  • Бог как моральный агент
  • Проблема страдания в великих религиях,
  • Иудаизм
  • Ислам
  • Христианство
  • Индуизм
  • Буддизм
  • Сикхизм
  • Соглашение со страданием
  • Дьявол и ад
  • Резюме
Глава 8. РЕЛИГИЯ И НАУКА
  • Проблема, которую наука ставит перед религией
  • Психология и социология религии
  • Основные разногласия
  • Изменения мировоззрения
  • От средневековья до Ньютона
  • Приход XX века
  • Резюме
  • Методы науки и религии
  • Научный метод
  • Метод религии
  • Как и почему?
  • Редукционизм
  • Происхождение Вселенной
  • Резюме
  • Эволюция и человечество
  • Дарвин
  • Неодарвинизм
  • Тейяр де Шарден
  • Несколько выводов
  • Ценность и цель
  • Цели науки и религии
Глава 9. РЕЛИГИЯ И ЭТИКА
  • Дескриптивная и нормативная этика
  • Естественный закон
  • Утилитаризм
  • Абсолютная этика
  • Мораль и факты
  • Как соотносятся религия и мораль? ,
  • Несколько аргументов в пользу автономии
  • Несколько аргументов в пользу гетерономии,
  • Несколько аргументов в пользу теономии
  • Ценности и процесс выбора
  • Проект «Геном человека»
  • Заключение
ПОСЛЕСЛОВИЕ
ПРЕДМЕТНО-ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

Мел Томпсон - Философия религии - Что такое философия религии?

 
Философия религии рассматривает общие идеи и принципы, на которых основана религия. Эта философия изучает те притязания на обладание истиной, которые выдвигают все религии, и проверяет логическую согласованность и значение этих притязаний.
Логическая согласованность. Имеет ли религиозная вера смысл с точки зрения логики? Соответствует ли она наблюдаемым фактам? Согласуется ли она с другими убеждениями, которых придерживается верующий человек? Если на тот или иной вопрос дается удовлетворительный ответ, то что из этого следует?
Значение. Можно ли буквально понимать язык, которым описывается религиозное представление? Если да, то какие факты подтверждают или опровергают его истинность? Если нет, то не является ли оно просто выражением душевного состояния или творческой потребности личности верующего?
 
Таким образом, философия религии рассматривает религиозные верования и решает вопрос о том, имеют ли они смысл и согласованы ли они с точки зрения логики. Философия религии не просто спрашивает, истинны ли эти верования. Она идет глубже и задается вопросами:
•      Каким образом мы можем узнать, верны они или ложны?
•      Какого рода данные могут их подтвердить?
•      Почему религиозные люди притязают на обладание истиной?
 
Иными словами
 
Занимаясь религиозными верованиями, философия религии ставит вопрос о том, как их следует понимать в случае, если они имеют смысл, и согласуются ли они с остальными знаниями о вселенной, которыми мы располагаем.
Философия не в силах доказать истинность или ложность какой-либо религии. Она может лишь установить, логичны или нелогичны религиозные верования, следует ли понимать язык религии буквально или метафорически, и в какой мере ее верования совмещаются с другими утверждениями, которые считаются истинными.
Лишь очень немногие люди обращаются к религии по чисто рациональным соображениям. Если верить Ричарду Доукинсу из Оксфордского университета, человек фактически может «подхватить» религию от родителей или от окружающих, словно какой-нибудь вирус! С другой стороны, верующие всех мастей притязают на то, что они люди разумные. Они утверждают, что их религия не бессмысленна. Именно это утверждение и призвана проверить философия религии.
 
Зачем изучать религию с таких позиций?
 
Носители религиозных верований, как правило, стремятся разделить свою веру с другими людьми. Однако они не могут сделать это иначе, как на основе общего языка и общего набора идей. Даже просто размышляя о своих религиозных верованиях, приверженцы религии не могут не использовать те концепции и тот язык, которые приняты в данную эпоху и в данном обществе.
Кроме того, для сохранения целостности личности очень важно, чтобы религиозные верования можно было исследовать и проверять точно так же, как и любые другие человеческие утверждения. Альтернатива этому — создать зоны, запретные для интеллекта, отказаться от рассмотрения религии, сделав ее тайной и невысказанной. Это не только вредно для мыслящего существа, но и противоречит великим религиозным традициям, каждая из которых стремится высказать свое мнение о мире, донести свои идеи и ценности до всего общества.
Поэтому верующему человеку следует серьезно отнестись к философии религии. Но как быть неверующему? Почему мы вообще изучаем религию? Наверное, потому, что это — неотъемлемый элемент жизни.
Глобальную важность религии трудно переоценить.
 
•      Политика, культура и идеи западного мира в значительной степени сформировались под влиянием иудео-христианской религиозной традиции. Даже если человек заявляет, что не принадлежит ни к одной конфессии, система его мышления, язык и общие представления несут на себе отпечаток религии, хотя ее влияние не обязательно является самоочевидным.
•      Можно ли заговорить о Ближнем Востоке и немедленно не затронуть исламскую культуру и образ жизни? Об индийском субконтиненте — вне контекста индуизма? О Пенджабе — не упоминая о сикхизме?
•      Можно ли оценить представления дальневосточных народов о себе, не имея понятия о буддизме, конфуцианстве и даосизме?
•      Множество племенных религий, древнескандинавские легенды, богатые традиции коренных обитателей Америки и эскимосов, религии ведьм, друидов и многих древних языческих культов, глубоко связанных с природой, — все они внесли свой вклад в обогащение эмоциональной, душевной и художественной жизни человечества.
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (5 votes)
Аватар пользователя ElectroVenik