Трофимова - Историко-философские вопросы гностицизма

Марианна Трофимова - Историко-философские вопросы гностицизма
Книга возникла в ходе работы над коптскими текстами, обнаруженными в середине нынешнего столетия в Верхнем Египте.
 
Феллахи, рывшие землю в районе Наг-Хаммади у подножия крутой горы Гебель-Эль-Тариф, на левом берегу Нила, неподалеку от античного поселения Хенобоскион, нашли тайник.
 
Район приблизительно соответствует тому месту, куда, согласно преданию, около 314 г. удалился св. Пахомий и где в IV в. располагались первые основанные им монастыри.
 
В тайнике оказался сосуд, содержащий тринадцать (точнее, двенадцать и остатки еще одного) кодексов-сборников.
 
Была высказана мысль, что это собрание папирусов, или «гностическая библиотека», как стали называть его, принадлежало одной из сект, обосновавшихся в Наг-Хаммади, — возможно, сетиям либо валентинианам.
 
Несогласие с этой гипотезой выразил К. Даниель, предположивший, что собрание папирусов было собственностью монастырской общины.
 
 
 

Марианна Казимировна Трофимова - Историко-философские вопросы гностицизма - Наг-Хаммади, 11, сочинения 2, 3, 6, 7

 
 
ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА»
ГЛАВНАЯ  РЕДАКЦИЯ  ВОСТОЧНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ
МОСКВА  1972
 

Марианна Трофимова - Историко-философские вопросы гностицизма - Наг-Хаммади, 11, сочинения 2, 3, 6, 7 - Содержание

 
ВВЕДЕНИЕ 
ГЛАВА   1. ГНОСТИЦИЗМ
ГЛАВА 2. НАГ-ХАММАДИ, II. СОЧИНЕНИЕ 2
ГЛАВА 3.   НАГ-ХАММАДИ, II, СОЧИНЕНИЕ 3
ГЛАВА 4.   НАГ-ХАММАДИ. II, СОЧИНЕНИЕ 6
Г Л А В А 5. НАГ-ХАММАДИ, II,  СОЧИНЕНИЕ 7
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.    НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ  ИСТОРИИ РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПЕРЕВОДЫ С КОПТСКОГО
ПРИМЕЧАНИЯ
 

Марианна Трофимова - Историко-философские вопросы гностицизма - Наг-Хаммади, 11, сочинения 2, 3, 6, 7 - Введение

 
Прежде чем попасть в руки знатоков, рукописи претерпели многочисленные приключения, весьма напоминавшие те, которые проделали их соперники по славе— документы Мертвого моря. Объявились и владельцы папирусов, до того длительное время предпочитавшие сохранять инкогнито, были и газетная сенсация под заголовком: «Пятое евангелие нашлось!», и сообщения о легендарном костре, на котором будто бы погибла часть рукописей.
 
Для истории формирования коптской письменности хенобоскионское открытие имеет первостепенное значение, ибо знакомит с ранними ее опытами. Палеографические особенности позволяют датировать рукописи серединой IV в. Однако содержание их во многих случаях отражает пласты более древние.
 
Состав библиотеки также весьма разнообразен. Беглый перечень видов литературы, обнаруженной в Хено-боскионе, привел известный специалист по истории религий А. Ш. Пюэш: «Откровения преимущественно космологического плана, догматические рассуждения, претендующие быть философскими, беседы или диалоги, молитвы и особенно евангелия, послания, деяния или апокалипсисы в собственном смысле слова».
 
В тринадцати сборниках насчитывается около 50 произведений 6, из них «Послания Евгноста» и «Тайная книга великого невидимого духа» повторяются дважды, а «Апокриф Иоанна» — трижды.
 
Даже сейчас, по прошествии тридцати с лишним лет со времени находки рукописей, трудно оценить в полной мере значение этого события. Сочинения, обогатившие фонд источников по истории гностицизма и раннего христианства, еще многие годы, надо думать, будут волновать умы ученых. Пищу для размышлений найдет здесь языковед Ю историк, философ и литературовед, религиовед и этнограф.
 
Библиотека Наг-Хаммади ощутимо раздвинула границы наших знаний древнегреческой литературы. Подавляющее большинство произведений (если не все) представляет собой коптский перевод ранее почти неизвестных греческих оригиналов. Только с греческими вариантами некоторых из этих текстов могли быть знакомы Ириней, Ипполит, Плотин и др. Естественны поэтому попытки ряда исследователей вернуться к подлиннику, переведя коптский текст на древнегреческий язык [1].
 
Помимо проблем языковых, которые во множестве рождены этими произведениями, в зарубежной литературе обсуждается и их историческая интерпретация. По словам Пюэша, «открытие библиотеки Наг-Хаммади предвещает полный пересмотр наших представлений о гностицизме».
 
Находка неизменно оказывается в центре внимания его исследователей. Что касается христианства самой ранней его поры и ересей, сопутствующих развитию ортодоксального учения, то и в этом отношении рукописи поистине бесценны и нуждаются в разностороннем историческом анализе. Едва ли одной только увлеченностью можно объяснить мнение французского ученого Ж. Доресса, который характеризовал сочинения, найденные в Хенобоскионе, как «бесконечно более богатые, более обещающие в смысле неожиданных исторических и философских выводов, чем заслуженно знаменитые рукописи Мертвого моря»
 

[1] настоящий момент 12 сборников находятся в Коптском музее в Каире, часть еще одного приобретена Институтом Юнга в Цюрихе (остальная часть этого сборника — 46 страниц — хранится также в Коптском музее).
 

 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя moscowbeatnik