Труды СПбХУ - № 8 - Дух Святой

Труды СПбХУ - № 8 - Дух Святой: история, богословие, практика
Труды СПбХУ

Восьмой сборник «Труды СПбХУ», в который вошли материалы конференции «Дух Святой: история, богословие, практика», проходившей в Санкт-Петербургском Христианском Университете в апреле 2014 года.
 
Данная конференция стала замечательной площадкой для встречи библеистов, теологов, историков и практиков с целью обсуждения вопросов, связанных с пониманием личности Духа Святого, его роли, действий и проявлений в Библии, истории Церкви и современной церковной и личной духовной практики.
 
В конференции приняли участие около двадцати докладчиков - преподаватели, аспиранты и исследователи СПбХУ, ББИ, Заокского ХГЭИ, Украинской Баптисткой Теологической Семинарии, Свято-Филаретовского православно-христианского института, Университета Фридриха Шиллера, служители различных протестантских церквей.
 

Труды СПбХУ - № 8 - Дух Святой: история, богословие, практика

Ред. Аликин В.А., Карякина М.В.
СПб.: Санкт-Петербургский Христианский Университет, 2016. - 270 стр.
Дизайн и вёрстка: студия KukaDoro | kukadoro.ru
 

Труды СПбХУ - № 8 - Дух Святой: история, богословие, практика - Содержание

Предисловие
Статьи
  • Самойленков Д.С. Роль Духа Святого в ветхозаветном харизматическом лидерстве: история Саула и Давида
  • Сомов А.Б. «И Дух Святой нисгиел на Него в телесном виде, как голубь» (Ак 3:22): к вопросу об образе схождения Духа в рассказе о крещении Иисуса
  • Рабенс Ф. «Мы приняли Духа от Бога»: интерпретация раннехристианских свидетельств об опыте переживания Духа (пер. с англ. М.В. Карякиной)
  • Рабенс Ф. «Если Духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим 8:13): освящение и действие Духа Святого согласно an. Павлу (пер. с англ. М.В. Карякиной)
  • Негров А.И. Дух Святой в 1 Коринфянам: пневматологинеский аспект в разрешении проблем христианской общины
  • Аликин В. А. Дух Святой в Писаниях мужей апостольских
  • Тихомиров А.В. Дух Слова: учение о Святом Духе у Лютера и в лютеранстве
  • Зайцев Е.В. Учение о Святом Духе в истории церкви Адвентистов Седьмого Дня
  • Новокавец Василий Учение о Духе Святом в исповеданиях евангельских христиан и баптистов
  • Степанов А. В. Дух Святой в событиях Санкт-Петербургского Съезда евангельских верующих 1884 г
  • Макаренко И. И. Учение И. В. Каргеля о Святом Духе
  • Никольская Т.К. Духовные проявления в пятидесятнических собраниях: разнообразие интерпретаций
  • Запрометова О.М. Африканское пятидесятнинество
  • Ставнийчук А. «Если мы живем духом, то по духу поступать должны» (Тал 5:25): взаимосвязь систематического богословия и практики церковной жизни
Рецензии
  • Фокин И. Л., Савинов Р.В. Рецензия на книгу Р. Соловия «Появляющаяся церковь. Евангелическое христианство перед вызовом постмодерна». Черкассы: «Коллоквиум», 2014
Сведения об авторах и редакторах
 

Труды СПбХУ - № 8 - Дух Святой: история, богословие, практика - Интерпретация раннехристианских свидетельств об опыте переживания Духа - Введение

 
Герман Гункель (Hermann Gunkel) является одним из самых выдающихся защитников интерпретации раннехристианской пневматологии как пневматологии прежде всего личного опыта[1]. В своей новаторской диссертации «Влияние Святого Духа», Гункель ставит переживание Духа в центр раннехристианской духовности. Он считает, что для верной интерпретации раннехристианских свидетельств о переживании Духа читатели, живущие в более позднее время, должны попытаться «чувствовать» или «жить» также, как «жили» и «чувствовали» исполненные Духом верующие в ранней Церкви. Только через такие герменевтические «очки» читатель может увидеть, что все эти свидетельства основаны на непосредственном опыте энтузиастов, которые «чувствовали инородное/чуждое (существо) внутрисебя»[2].
 
Тем не менее, среди исследователей Нового Завета этот акцент на возможности или даже необходимости эмоционально переживать обитающего внутри человека Духа Святого является предметом дискуссии. Так, Клаус Бергер (Klaus Berger) в своей книге «Историческая психология в Новом Завете»[3] отрицает, что первые христиане переживали духовный опыт эмоционально, и называет такой взгляд историческим анахронизмом. Он утверждает, что «новое творение» (умирание в крещении и новая жизнь, ср. Рим 6:4; 12:2) для Павла не было делом эмоций или внутренних переживаний. Согласно Бергеру, духовность у Павла не имеет ничего общего с такими психологизмами, скорее напротив, Павел считает чувства, эмоциональные переживания (и в частности, человеческую способность страстно желать чего-либо) глубоко сомнительными. То есть Павел видится Бергеру убежденным противником «современного союза пиетизма и психологии»[4].
 
Критика взглядов Гункеля Фридрихом Хорном (Friedrich Wilhelm Horn) в еще большей степени основана на вопросе интерпретации раннехристианского осмысления духовного опыта. Хорн оспаривает мнение Гункеля, что духовные переживания первичны по отношению к доктрине о Духе. Он утверждает прямо противоположное: раннехристианские высказывания о Духе являются скорее догмами, а не размышлениями над пережитым опытом.[5]
 
Гункель обосновывал свое разделение догмата и опыта таким образом: «Чтобы оценить духовный опыт, необходимо, прежде всего, четко разграничить опыт переживания действия духа как таковой и интерпретацию этого опыта самим человеком или другими, теми, кто наблюдает действие Духа. Такая интерпретация может различаться в зависимости от культуры и религиозных воззрений интерпретатора»[6]. Хорн же в корне не соглашается с такой позицией и указывает на зависимость между наблюдением опыта и его интерпретацией[7]. Эта взаимозависимость является центральной для интерпретации любого опыта, и следовательно, и для нашего понимания духовного опыта, описанного первыми или современными христианами. Поэтому в первой части статьи мы рассмотрим герменевтический ключ к интерпретации свидетельств о действии Духа. Во второй части мы обратимся к религиозно-историческому контексту раннехристианской пневматологии и используем наши герменевтические идеи для интерпретации некоторых текстов Нового Завета, описывающих опыт переживания Духа[8].



[1] О Германе Гункеле и его значительном вкладе в изучения раннехристианской пневматологии см. J.R. Levison, Filled with the Spirit (Grant Rapids/Cam­bridge: Eerdmans, 2009), PR xiv-8.
[2] Н. Gunkel, Die Wirkungen des heiligen Geistes nach der popularen Anschau-ung der apostolischen Zeit und der Lehre des Apostels Paulus (Gottingen: Van-denhoeck & Ruprecht, 19093), PP. IV, 80-81; H. Gunkel, The Influence of the Holy Spirit: The Popular View of the Apostolic Age and the Teaching of the Apos­tle Paul (Philadelphia: Fortress Press, 1979), PP. 1-8.
[3] K. Berger, Historische Psychologie des Neuen Testaments; SBS 146/147 (Stuttgart: Katholisches Bibelwerk, 1991), перевод на англ.: К. Berger, Identity and Experience in the New Testament (Minneapolis: Fortress, 2003).
[4] Berger, Identity, P. 128; cp. PP. 129-133.
[5] F.W. Horn, Das Angeld des Geistes: Studien zur paulinischen Pneumatologie; FRLANT 154 (Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1992), P. 15.
[6] Gunkel, Influence, P. 5, курсив автора (см. Gunkel, Wirkungen, С. VI); ср. PP. 13-14, et al.
[7] Horn, Angeld, P. 14.
[8] Две части этой статьи основаны на более детальном анализе пневматологии Павла, изложенном в V. Rabens, «Power from In Between: The Relational Expe­rience of the Holy Spirit and Spiritual Gifts in Pauls Churches » // I.H. Marshall, et al. (eds.), The Spirit and Christ in the New Testament and Christian Theology: Essays in Honor of Max Turner (Grand Rapids: Eerdmans, 2012), PP. 138-155
 
 

Категории: 

Поблагодарите: первое сердечко - 1 балл, последнее - 10 баллов: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (4 votes)
Аватар пользователя Tov