Ириней Лионский - Творения - БОУЦ - 2

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомиться, вступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Творения Святого Иринея, Епископа Лионского - Библиотека Отцов и учителей церкви - Том II
Библиотека Oтцов и учителей Церкви - 2

Cочиненія ев. Іустина мученика и другихъ, примыкающихъ къ нему, по характеру cвоихъ произведеній, хриcтіанскихъ пиcателей 2-го вѣка представляютъ намъ апологетическую дѣятельность древней церкви,—дѣятельноcть, обращенную ко-внѣ, направленную противъ внѣшнихъ враговъ церкви: они главнымъ образомъ имѣютъ въ виду защитить хриcтіанство противъ нападокъ и гоненій отчасти со стороны невѣрующаго іудейcтва, особенно же со стороны язычества и властей римскаго государетва.- Съ именемъ св. Йринея Ліонскаго мы вступаемъ въ другую, болѣе глубокую, внутреннюю область церковной жизни. Монтанистическое движеніе, возникшее внутри христіанскаго общества, какъ протестъ, хотя односторонній, противъ упадка въ немъ духовной силы и нравственной строгости, споръ о празднованіи Пасхи, завершившій окончательное отдѣленіе христіанской церкви отъ законовъ и преданій іудейской синагоги, преимущеетвенно же борьба съ еретическимъ гносисомъ (знаніемъ), который подъ знаменемъ христіанства мнимо высшаго, духовнаго пытался водворить языческія стремленія и идеи: вотъ что представляется нашему взору на первомъ планѣ въ жизни и письменной дѣятельности св. Иринея. Правда, внѣшнее положеніе христіанской церкви не улучшилось, гоненія на нее не прекратились и не уменьшились, напротивъ сдѣлались повсемѣстны, болѣе сильны, строги и настойчивы; тѣмъ не менѣе борьба внѣшняя и вращавшаяся въ ней апологетика постепенно уступала мѣсто внутреннимъ задачамъ христіанской церкви,—раскрытію и уясненію Богооткровенной истины.
 

Творения Святого Иринея, Епископа Лионского - Библиотека Отцов и учителей церкви - Том II

Изданы в русском переводе протоиреем П. Преображенским, С.Петербург 1900 г.
Москва: Паломник, Благовест 1996 г. - 638 с.

Творения Святого Иринея, Епископа Лионского - Библиотека Отцов и учителей церкви - Том II – Содержание

КНИГА ПЕРВАЯ
  • Предисловіе 
  • I. Ученіе валентиніанъ объ эонахъ
  • II. Неудача премудрости. Произведеніе Христа и Св. Духа
  • III. Мѣста свящ. Писанія, на которыя ссылались еретики
  • IV. Ахамоѳъ и происхожденіе видимаго міра 
  • V. Образованіе Диміурга
  • VI. У ченіе валентиніанъ о трехъ родахъ людей и о добрыхъ дѣлахъ
  • VІІ. Ученіе о судьбѣ Ахамоѳы, Диміурга и проч. о воплощеніи Христа отъ Дѣвы Маріи
  • VІІІ. Еакъ валентиніане извращаютъ Писаніе въ подярѣпденіе своихъ мнѣній
  • IX. Опроверженіе еретическихъ толкованій
  • X. Единство Вѣры церкви во всемъ мірѣ
  • XI. Мнѣніе Валентина и разногласіе съ нимъ учениковъ его
  • XII. Ученіе послѣдователей Птолемея и Колорваса
  • XIII. Обманчивыя и нечестивыя дѣйствія Марка
  • ХІV. Гипотезы Марка и другихъ относительно буквъ и слоговъ
  • ХТ. Сказаніе Молчанія о происхожденіи двадцати четырехъ стихій
  • ХТІ. Нелѣпыя толкованія маркосіанъ
  • XVII. Теорія маркосіанъ, что вещи сотворены по образу невидимыхъ вещей
  • XVIII. Мѣста изъ Моисея, извращаемыя еретиками въ под-твержденіе ихъ мнѣній
  • XIX. Мѣста изъ Писанія, приводимыя еретиками въ под-твержденіе мнѣнія, будто, Отецъ былъ невѣдомъ до Христа
  • XX. Указанія еретиковъ на апокрифическія книги
  • XXI. Мнѣнія маркосіанъ объ искупленіи
  • XXII Уклоненіе еретиковъ отъ истины
  • XXIII. Ученіе Симона Волхва и Менандра
  • XXIV. Ученія Сатурнина и Василида
  • XXV. Ученіе Еарпократа
  • XXVI. Ученіе Ееринѳа, евіонитовъ и николаитовъ
  • XXVII. Ученіе Еердона и Маркіона
  • XXVIII. Ученіе Татіана, энкратитовъ и другихъ
  • XXIX. Ученія другихъ гностическихъ сектъ, въ особенности варвеліотовъ
  • XXX. Ученіе офитовъ
  • XXXI. Ученіе каинитовъ

КНИГА ВТОРАЯ

  • Предисловіе
  • I. 0 томъ, что Единъ Богъ, и что ни выше, ни ниже Его не можетъ быть другаго Бога, Начала, Полноты или Силы
  • II. Міръ былъ сотвбренъ не ангелами, или кѣмъ-либо другимъ, противъ воли Высочайшаго Отца всего, но Самимъ Отцомъ чрезъ Слово
  • III. Глубина и полнота валентиніанъ, равно и Богъ Маркіона, нелѣпы
  • IV. Доказывается нелѣпость еретиковъ относительно пустоты и недостатка
  • V. Міръ не былъ созданъ кѣмъ-либо другимъ, внѣ области, принадлежащей Отцу
  • VI. Ангеламъ или міроздателю не могъ быть невѣдомъ Высочайгаій Богъ
  • VII. Твари не суть лодобія воновъ, находящихся въ Плиромѣ
  • VIII. Твари не суть тѣнь Плиромы
  • IX. Творецъ міра Богъ Отецъ, какъ постоянно вѣровала Церковь  
  • XI. Писаніе превратно изъясняется еретиками: Богъ все , сотворилъ изъ ничего, а не изъ предсуществовавшей матеріи
  • XI Еретики, не вѣруя истинѣ, внали въ бездну заблужденія
  • XII. Трйдесятица у еретиковъ страдаетъ и недостаткомъ и излишествомъ; мудрость не могла произвести ничего безъ связи съ своимъ супругомъ. Слово и молчаніе не могли быть современны
  • XIII. Первый рядъ принятыхъ еретиками произведеній никакимъ образомъ нсльзя защитить
  • ХІV. Валентинъ и его послѣдователи заимствовали начала своего учеігія, только съ измѣненіемъ названій, у язычниковъ
  • ХV. Доказательствъ ихъ системы происхожденія эоновъ нельзя указать никакихъ
  • ХVІ. Творецъ міра или произвелъ изъ Самаго Себя перво-образы вещей, имѣвшйхъ быть созданными, или же Плирома создана по какому-либо предшествующему образу, а тотъ въ свою очередь по другому, и такъ далѣе въ безконечность
  • XVII. Разборъ учеиія о происхожденіи эоновъ и доказа-тельство, что оно совершенно несостоятелыю, и что Умъ и Отецъ въ ученіи еретиковъ страдаютъ невѣ-дѣніемъ
  • XVIII. Премудрость не была въ невѣдѣніи или страданіи; ея помьппленіе не можетъ быть отдѣлено отъ нея, а тѣмъ болѣе имѣть особенныя свойства
  • XIX. Нелѣпости еретиковъ относительно ихъ сѣмени, и несостоятельность ихъ мнѣній о Диміургѣ  
  • XX. Доказательства страданій двѣнадцатаго эона, приво-димыя изъ цритчей, изъ отпаденія Іуды и изъ страданія нашего Господа, не состоятельны
  • XXI. Двѣнадцать апостоловъ не представляютъ собою эоновъ
  • XXII. Тридцать эоновъ не знаменуются тѣмъ, что Христосъ на тридцатомъ году крестился; ж Христосъ постра-далъ не черезъ двѣнадцать мѣсяцевъ посй крещенія
  • ХХIIІ. Жена, страдавшая кровотеченіемъ, не есть образъ падшаго эона
  • XXIV. Нелѣпость доказателъствъ, заимствуемыхъ еретиками изъ числъ, буквъ и словъ
  • XXV. Богъ не изслѣдуется буквами, слогами и числами; и не должно изслѣдовать такіе предметы, которыхъ не можетъ постигнуть человѣческій разумъ, стоящій далеко ниже Бога
  • ХХТІ. Знаніе надмѣваетъ, а любовь назидаетъ
  • XXVII. Надлежащій способъ толкованія притчей и темныхъ мѣстъ Писанія
  • XXVIII. Совершенное знаніе не можетъ быть достигнуто въ настоящей жизни; миогіе вопросы должны быть смиренно предоставлены Богу
  • XXIX. Опроверженіе мнѣній еретиковъ о будущей судьбѣ души и тѣла
  • XXX. Нелѣпость еретиковъ, которые себя называютъ духовными, и Диміурга душевнымъ
  • XXXI. Ераткое повтореніе предшествующаго опроверженія
  • XXXII. Дальнѣйшее облйченіе нечестивыхъ ученій еретиковъ
  • XXXIII. Иелѣпость ученія о переселеніи душъ
  • XXXIV. Дугаи помнятъ о содѣянномъ ими въ тѣлѣ и безсмертны
  • XXXV. Опроверженіе Василида и того мнѣнія, будто пророки ирсдсказывали по внупіеиію различныхъ боговъ

КНИГА ТРЕТЬЯ

  • Предисловіе
  • I. Апостолы начали проповѣдывать и излагать въ письмена Евангеше не прежде, какъ были облечены силами Св. Духа. Они возвѣщали Единаго Бога, Творца неба и земли
  • II. Еретики не слѣдуютъ ни Писанію, ни Преданію
  • III. Опроверженіе еретиковъ на «основаніи преданія Апостоловъ, хранящагося въ Церкви
  • IV. Истина находится только въ католической церкви, хранителышцѣ апостольскаго предания. Ереси появились недавно и не могутъ вести своего начала отъ Апостоловъ
  • V. Христосъ и Его Апостолы ппредлагали свое ученіе не ложно и не приспособляясь къ мнѣніямъ слушателей и проповѣдывали Единаго Бога Отца и Творца всего
  • VI. Духъ Святый въ ветхозавѣтныхъ Писаніяхъ не говорилъ объ иномъ Богѣ или Господѣ, кромѣ истиннаго Бога
  • VII. Отвѣтъ на возраженіе, заимствованное изъ словъ св. Павла. Апостолъ употребляетъ иногда перестановку словъ
  • VIII. Отвѣтъ на возраженіе, заимствованное изъ словъ Христа. Одинъ Богъ безначальный и безконечный можетъ истинно называться Богомъ и Господомъ  
  • IX. Единаго Бога Творца неба и земли, проповѣданнаго пророками, возвѣщаютъ и Евангелія. Доказательство сего изъ евангелія Матѳея
  • X. Продолженіе доказатедьствъ изъ евангелій Марка и Луки
  • XI. Доказательства изъ евангелій от. Іоанна. Евангелій четыре—ни болѣе, ни менѣе  
  • XII. Ученіе прочихъ Апостоловъ
  • XIII. Опроверженіе мнѣнія, будто Павелъ одинъ только изъ Апостоловъ зналъ истину
  • XIV. О Лукѣ, спутникѣ Павла, и объ особенностяхъ евангельской исторіи, которыя извѣстны толъко чрезъ него
  • XV. Опроверженіе тѣхъ, которые унижаютъ Апостола Павла
  • XVI. Ученіе Апостоловъ о Господѣ нашемъ Іисусѣ Христѣ, единородномъ Сынѣ Божіемъ
  • XVII. Апостольское ученіе о Святомъ Духѣ, сошедшемъ на Іисуса Христа
  • XVIII. О воплощеніи Сына Божія и что Онъ не мнимо, но истинно воплотился
  • XIX, Христосъ былъ не просто человѣкъ, родившійся отъ Іосифа, но истинный Богъ, рожденный отъ Отца, и истинный человѣкъ, родившійся отъ Дѣвы  
  • XX. Какъ Богъ явилъ Свою благость въ , непослушаніи человѣка
  • XXI. Защищеніе пророчества Исаіи (VII, 14) и исторія перевода Семидесяти 
  • XXII. Христосъ принялъ дѣйствительную плоть, родившись отъ Дѣвы
  • XXIII. Доказывается вопреки Татіану, что Адаму надлежало первому участвовать въ спасеніи Христовомъ
  • XXIV. Общій взглядъ на ученія еретиковъ; ихъ противоположность съ согласнымъ и постояннымъ ученіемъ церкви
  • XXV. Міръ управляется провидѣніемъ Бога правосуднаго и вмѣстѣ благаго

КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ

  • Предисловіе
  • I. Господъ признавалъ Одного только Бога и Отца
  • II. Доказательства изъ свидѣтельствъ Моисея и другихъ пророковъ, коихъ слова суть слова Христовы, что Единъ Богъ Творецъ міра, Котораго Господь проповѣдывалъ и называлъ Своимъ Отцемъ
  • III. Отвѣтъ на возраженіе гностиковъ по поводу измѣняемости неба и земли
  • IV. Отвѣтъ на другое возраженіе, заимствованное отъ разрушнія Іерусалима
  • V. Одинъ Богъ, возвѣщенный Закономъ и пророками, Котораго Христосъ исповѣдуетъ Своимъ Отцемъ и Который открылъ Себя въ обоихъ завѣтахъ
  • VI. Изъясненіе словъ Христа: никто не знаетъ Отца кромѣ Сына
  • VII. Авраамъ по откровенію Слрва зналъ Отца и пришествіе Сына Божія
  • VIII. Христосъ спасъ не только Авраама, но и его потомковъ, исполняя, а не разрушая законъ
  • IX. Ѳдинъ виновникъ и одна цѣль Ветхаго и Новаго Завѣта
  • X. Ветхозавѣтныя Писанія возвѣщали о Сынѣ Божіемъ, Его пришествіи и страданіи
  • XI. Пророки и праведные люди знали о пришествіи Господа
  • XII. Христосъ, отвергая преданія и обычаи,, противные ветхозавѣтному Закону, утвердилъ главныя заповѣди его, и училъ, что есть конецъ Моисеева Закона
  • XIII. Христосъ не отмѣнилъ естественныхъ заповѣдей Закона, но устранилъ иго Ветхаго Завѣта, дабы человѣкъ свободно и съ сыновнею преданностію служилъ Богу
  • XIV. Богъ подчинилъ человѣка Закону для блага самого человѣка
  • XV. Богъ далъ Законъ для обузданія людей и присоединилъ нѣкоторыя заповѣди по жестокосердію ихъ
  • XVI. Обрѣзаніе и другіе обряды не доставляли совершенной праведности и были отмѣнены Христомъ, а заповѣди Десятословія оставлены въ силѣ
  • XVII. Богъ установилъ левитское служеніе не для себя и не потому, чтобы нуждался въ немъ
  • XVIII. О жертвахъ и приношеніяхъ и о тѣхъ, кто истинно ихъ приноситъ
  • XIX. Земнія вещи могутъ быть образами Небесныхъ, но Небесныя не могутъ быть образами другихъ высшихъ и невѣдомыхъ  
  • XX. Единый Богъ все въ мірѣ сотворилъ Словомъ и Святымъ Духомъ, и хотя Онъ въ сей жизни невидимъ и непостижимъ, однако не невѣдомъ
  • XXI. Вѣра Авраама была такая же, какъ наша, и эта вѣра была предъизображена словами и дѣйствіями древнихъ патріарховъ
  • XXII. Христосъ пришелъ для людей не одного племени, но для всѣхъ, которые, живя благочестиво, вѣровали въ Него и которые будутъ вѣровать
  • XXIII. Патріархи и пророки, предсказывая пришествіе Христа, пролагали потомкамъ путь къ вѣрѣ во Христа, и потому труды Апостоловъ были меньшне, такъ какъ они собирали плоды чужихъ трудовъ
  • XXIV. Обращеніе язычниковъ было труднѣе обращенія іудеевъ, и труды Апостоловъ, занимавшихся первымъ, были больше, чѣмъ труды обращавшихъ іудеевъ
  • XXV. Оба Завѣта были предзнаменованы въ Авраамѣ и рожденіи Ѳомари, и Одинъ Богъ того и другого Завѣта
  • XXVI. Сокровище, скрытое въ Писаніи, есть Христосъ; и одна Церковь правильно разумѣетъ Писаніе
  • XXVII. О грѣхахъ людей древняго времени
  • XXVIII. Безразсудны тѣ, которые преувеличиваютъ милосердіе Христа и умалчиваютъ о судѣ и, полагаясь на большую благодать Новаго Завѣта, упускаютъ изъ вниманія большее совершенство. котораго Онъ требуетъ, и выдумываютъ Бога, отличнаго отъ Творца міра
  • XXIX. Почему Богъ ожесточилъ сердце Фараона и его служителей
  • XXX. Почему Богъ повелѣлъ евреямъ при исходѣ взять у египтянъ сосуды
  • XXXI. Мы не должны опрометчиво ставить въ вину древнимъ ихъ дѣйствія, которыхъ Писаніе не осудило, но скорѣе видѣть въ нихъ образы будущихъ вещей: примѣръ—кровосмѣшеніе Лота
  • XXXII. Одинъ Богъ виновиикъ обоихъ Завѣтовъ, что подтвержадается свидѣтельствомъ пресвитера, ученика Апостоловъ
  • XXXIII. Признающій Единаго Бога виновникомъ обоихъ Завѣтовъ и тщательно читающій Писанія у пресвитеровъ церковныхъ есть истинно духовный ученикъ и будетъ правильно разумѣть все сказанное пророками о Христѣ и о свободѣ Новаго Завѣта
  • XXXIV. Доказательетво противъ маркіонитовъ, что всѣ предсказанія пророковъ относятся къ Христу
  • XXXV. Опроверженіе тѣхъ, которые одни пророчества производятъ отъ Всевышняго Бога, другія отъ Диміурга
  • XXXVI. Пророки были посланы отъ Того же Отца, отъ Котораго и Христосъ
  • XXXVII. Человѣкъ свободенъ, и нѣтъ людей добрыхъ и злыхъ отъ природы
  • XXXVIII Почему человѣкъ не былъ вначалѣ сотворенъ совершеннымъ?
  • XXXIX. Человѣку дана способность различать добро и зло для свободнаго исполненія заповѣдей Божіихъ
  • ХL. Одинъ и Тотъ же Богъ наказываетъ отверженныхъ и награждаетъ избранныхъ
  • ХLI. Невѣрующіе въ Бога и Ему не повинующіеся суть ангелы и сыны діавола, впрочемъ не по природѣ, но по подражанію

КНИГА ПЯТАЯ

  • Предисловіе
  • I. Одинъ Христосъ могъ научить насъ божественному и искупить; и для сего Онъ не мнимо, а дѣйствительно принялъ плоть отъ Дѣвы Маріи; замѣчанія - противъ Валентина и Эвіона
  • II. Хриcтосъ, посѣтивъ насъ Своею благодатію, пришелъ не въ чужое; и даровалъ плоти нашей участіе въ спасеніи
  • III. Въ немощи человѣческой плоти открывается сила Божія, дарующая нашему тѣлу причастіе воскресенія и безсмертія
  • IV. Заблуждаются выдумывающіе сверхъ Творца міра другаго Бога Отца, Который необходимо слабъ и безполезенъ или золъ и завистливъ, если не можетъ или не хочетъ дать тѣламъ нашимъ вѣчную жизнь
  • V. Долгота жизни древнихъ, примѣры Иліи и Эноха и другихъ показываютъ, что Богъ можетъ возстановить тѣла наши для вѣчной жизни
  • VI. Богъ даруетъ спасеніе цѣлому человѣку, состоящему изъ тѣла и души
  • VII. Воскресеніе Христа доказываетъ и наше воскресеніе во плоти
  • VIII. Дары Святаго Духа приготовляютъ насъ къ, нетлѣнію и дѣлаютъ духовными въ отличіе отъ плотскихъ людей, что въ Законѣ означено чистыми и нечистыми животными
  • IX. Объясненіе словъ Апостола: плоть и кровь не наслѣдуютъ Царства Божія
  • X. Объясненіе вышесказаннаго чрез сравненіе съ дикою маслиною
  • XI. О дѣлахъ плотскихъ и духовныхъ людей 
  • XII. О различіи между смертію и жизнію, о дыханіи жизни и животворящемъ духѣ
  • XIII. Мертвые. воскрешенные Христомъ, служатъ сильнѣйшимъ доказательствомъ воскресенія
  • XIV. Если бы плоть не участвовала въ спасеніи, то Слово не приняло бы плоти одинаковой сущности съ нашею
  • XV. Доказательства воскресенія изъ Исаіи и Іезекіиля 
  • XVI. Изъ того, что тѣла наши возвращаются въ землю, слѣдуетъ, что они изъ нея и произошли; чрезъ пришествіе Слова образъ Божій явился въ насъ яснѣе
  • XVII. Единъ Господь, Богъ, Отецъ и Творецъ всего, возлюбившій насъ во Христѣ, давшій заповѣди и отпустившій намъ грѣхи: Его Сыномъ и Словомъ показалъ Себя Христосъ, когда прощалъ грѣхи
  • XVIII. Все сотворено силою и мудростію Бога Отца и Его , Слова, а не произошло отъ несовершенства или невѣдѣнія; иначе Сынъ Божій, получившій свою властъ отъ Отца, не принялъ бы плоти
  • XIX. Сравненіе между непослушною Евою и святою Дѣвою Маріею; упоминаніе о различныхъ ересяхъ
  • XX. Должно внимать пастырямъ, коимъ апостолы ввѣрили церкви, содержащимъ одно и то же ученіе о спасеніи, еретиковъ же избѣгать; и о таинствахъ вѣры мудрствовать благоразумно
  • XXI. Глава всего Христосъ; Ему надлежало быть посланнымъ отъ Отца Творца всего, принять человѣческое естество и быть искушеннымъ сатаною для того, что-бы исполнить обѣтованія и одержать совершенную побѣду
  • XXII. Истинный Господь и единый Богъ возвѣщаетъ закономъ и открывается чрезъ Его Сына Христа въ Евангеліи; Ему одному должно поклониться и отъ Него ожидать всякаго блага
  • XXIII. Чрезъ ложь діавола Адамъ согрѣшилъ въ шестой день творенія, въ который и возстановленъ чрезъ Христа
  • XXIV. О постоянной лжй діавола, и о земныхъ властяхъ, которымъ должно повиноваться, такъ какъ онѣ установлены Богомъ а не діаволомъ
  • XXV. Обманъ, гордость и тиранническое царство антихриста, какъ они описаны у Даніила и Павла ,
  • XXVI. Іоаннъ и Даніилъ предсказали разрушеніе римской ,имперіи, предшествующее концу міра и вѣчному Царству Христа
  • XXVII.О будушемъ судѣ Христовомъ, объ обращеніи съ Богомъ; о вѣчномъ мученіи невѣрующихъ  
  • XXVIII. О различіи праведныхъ и нечестивыхъ; о будущемъ отступничествѣ при. антихристѣ и о концѣ міра
  • XXIX. Все сотворено на- пользу человѣка; о коварствѣ и злобѣ антихриста
  • XXX. Хотя извѣстно число имени антихриста, но мы не должны ничего опрометчиво утверждать о самомъ имени, потому что число приложимо ко многимъ именамъ; о царствѣ и о смерти антихриста
  • XXXI. Сохраненіе нашихъ тѣлъ подтверждается воскресеніемъ и вознесеніемъ Христа; души святыхъ находятся въ ожиданіи времени, когда получатъ полную славу
  • ХХХII. Святые въ той плоти, въ которой много пострадали здѣсь, получатъ плоды своихъ подвиговъ 
  • XXXIII. Подтвержденіе того же изъ обѣтованій Христа Спасителя и изъ благословенія Іакова, согласно толкованію Папія и пресвитеровъ
  • XXXIV. Подтвержденіе мнѣнія о земномъ царствѣ святыхъ свидѣтельствами Исаіи, Іезекіиля, Іереміи и Даніила, а также и притчею о бодрствующихъ слугахъ 
  • XXXV. Продолженіе о томъ же
  • XXXVI. Люди истинно воскреснутъ; міръ не уничтожится, но будутъ различныя обители для святыхъ по достоинству каждаго; все покорится Богу Отцу, и Онъ будетъ все во всемъ

ОТРЫВКИ изъ утраченныхъ сочиненій Св. Ирйнея, сохранившіеся:

а) на Греческомъ языкъ I—ХLIV
б) на Сирскомъ ХLV—LI

Дополнение: св. Ириней Лионский «Доказательство апостольской проповеди», введение, перевод и примечания проф. Н. И. Сагарда

 

Творения Святого Иринея, Епископа Лионского - Библиотека Отцов и учителей церкви - Том II – Книга первая. Предисловие

 
1. Нѣкоторые отвергая истину, вводятъ ложныя ученія и «суетныя родословія», которыя, какъ говоритъ Апостолъ, «производятъ большие споры, нежели Божіе назиданіе въ вѣрѣ»; хитро поддѣланною благовидностію они обольщаютъ умъ неопытныхъ и плѣняютъ ихъ, искажая изреченія Господа и худо истолковывая то, что хорошо сказано; и подъ Предлогомъ знанія совращаютъ многихъ и отвращаютъ отъ Творца и украсителя вселенной, какъ будто они могутъ показать нѣчто болѣе возвышенное и великое, нежели Богъ, сотворившій небо и землю и все? что въ нихъ. При этомъ они нарочно искусными оборотами словъ увлекаютъ простыхъ людей къ пытливости, а между тѣмъ губятъ этихъ несчастныхъ, не могущихъ отличить лжи отъ истины, возбуждая въ нихъ богохульныя и нечестивыя мысли противъ Творца .
 
2. Ибо заблужденіе не показывается одно само по себѣ, чтобъ явившись въ своей наготѣ оно не обличило само себя, но хитро нарядившись въ заманчивую одежду оно достигаетъ того, что по своему внѣшнему виду для неопытныхъ кажется истиннѣе самой истины. О такихъ людяхъ нѣкто лучшій меня сказалъ, что у нихъ искусно поддѣланное подъ изумрудъ стекло предпочитается самому изумруду, дорогому и у иныхъ высоко цѣнимому камню, когда некому испытать и какимъ нибудь способомъ обнаружить поддѣлку; или когда смѣшана будетъ мѣдь съ серебромъ, кто изъ простыхъ легко можетъ распознать это? Посему, дабы по нашей винѣ нѣкоторые, какъ овцы не были похищены волками, которыхъ они не могутъ узнать по ихъ внѣшнему облаченію въ овечью кожу, и которыхъ Господь заповѣдалъ намъ остерегаться, такъ какъ, они говорятъ сходно съ нами, а думаютъ различно,—я счелъ за нужное, прочитавъ сочиненія учениковъ Валентина, какъ они себя называютъ, и узнавъ ихъ образъ мыслей изъ личной бесѣды съ иными изъ нихъ, показать тебѣ, возлюбленный, ихъ глубокія и чудовищныя таинства, которыя не всякій понимаетъ, потому что не всякій выбросилъ свой мозгъ —съ тою цѣлію, чтобы ты самъ узналъ и близкимъ къ тебѣ людямъ открылъ ихъ и убѣждалъ остерегаться пропасти безсмыслія и богохульства противъ Христа. Для этого, сколько могу, кратко и ясно изложу мнѣнія тѣхъ, которые въ настоящее время распространяютъ превратное ученіе, т. е. послѣдователей Птолемея, составляющихъ отпрыскъ Валентиновой школы, и вмѣстѣ по мѣрѣ билъ моихъ представлю средства къ ихъ опроверженію и раскрою нелѣпость ихъ словъ и несообразность съ истиною. Не то, чтобъ я имѣлъ навыкъ писать или владѣлъ искусствомъ слова, но любовь побуждаетъ меня раскрыть тебѣ и всѣмъ близкимъ твоимъ тѣ ученія, которыя до сего времени скрывались въ тайнѣ, а нынѣ по милостй Божіей сдѣлались явны. Ибо «нѣтъ ничего сокровеннаго, что не открылось бы, и тайнаго, что не было бы узнано».
 
3. Ты не будёшь требовать отъ меня, который живу среди Еельтовъ и по большей части имѣю дѣло съ варварскимъ языкомъ, ни искусства рѣчи, котораго я не изучалъ, ни писательской способности, которую пріобрѣсть не старался, ни красоты выраженій и увлекательности, которыя мнѣ чужды. То, что напишу тебѣ просто, истинно и обыкновеннымъ языкомъ, но съ любовію, ты примешь также съ любовію, и самъ, какъ способнѣйшій меня, умножишь у себя самого принятыя отъ меня сѣмена и начатки: сказанное мною кратко—разрастется обильно въ щиротѣ твоего ума, и проповѣданное мною слабо предстанетъ въ силѣ предъ тѣми, съ которыми ты обращаешься. И какъ я, по давнему твоему желанію узнать мнѣнія тѣгь лжеучителей, постарался не только открыть ихъ тебѣ, но и дать средства къ обличенію ихъ ложности, такъ и ты усердно послужи для другихъ по благодати, данной тебѣ отъ Господа, чтобы люди не увлекались ихъ льстивыми рѣчами.
 
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя warden