Урбанович - Семь Церквей Апокалипсиса

Протоиерей Георгий Урбанович - Семь Церквей Апокалипсиса - Церковно-археологический очерк
Основной темой настоящего очерка является анализ исторических и библейско-археологических материалов, связанных с изучением 2-3 глав (Посланий Семи Церквам) Книги Откровения св. Иоанна Богослова. Исследование самой разнообразной толковательной литературы на Книгу Откровения привело к мысли о том, что без какого-либо твёрдого объективного основания любой комментарий будет плодом личного «творчества» автора. В качестве такого фундамента предлагается принять исторические события, связанные с каждой упомянутой в Откровении церковью и результаты археологических раскопок, эту историю иллюстрирующие. Чтобы выйти за рамки «кабинетного изучения» этой непростой темы, были предприняты поездки на места археологических изысканий в западный регион Малой Азии (ныне Турецкой Республики).
 

Протоиерей Георгий Урбанович - Семь Церквей Апокалипсиса - Церковно-археологический очерк

Смоленск, 2011. - 264 с.:ил.
ISBN 978-5-9902770-1-4
 

Протоиерей Георгий Урбанович - Семь Церквей Апокалипсиса - Церковно-археологический очерк - Содержание

Предисловие
Глава I. Западная Анатолия: исторический экскурс.
Глава II. Религиозно-исторический контекст книги Апокалипсис
  • Малоазийская миссия святого апостола Иоанна Богослова
  • Культ императора и христианство
  • Церковь и власть в образах Книги Апокалипсис
  • Апокалиптическая литература и Книга Откровения Иоанна Богослова.
  • Послание Семи Церквам Книги Апокалипсис.
Глава III. Семь Церквей апокалипсиса в свете богословских и историко-археологических исследований
Ефес
  • История города.
  • Язычество и христианская миссия в Ефесе
  • Послание Ефесской Церкви (Откр. 2,1-7)
  • История археологических раскопок в Ефесе.
Смирна
  • История города.
  • Язычество и христианская миссия в Смирне.
  • Послание Смирнской Церкви (Откр. 2,8-11)
  • История археологических раскопок в Смирне
Пергам
  • История города и царства
  • Язычество и христианская миссия в Пергаме
  • Послание Пергамской церкви (Откр. 2,12-17)
  • История археологических раскопок в Пергаме
Фиатира
  • История города
  • Язычество и христианская миссия в Фиатире.
  • Послание Фиатирской Церкви (Откр. 2,18-29)
  • История археологических раскопок в Фиатире
Сардис
  • История города и царства
  • Язычество, иудаизм и христианская миссия в Сардисе.
  • Послание Сардисской Церкви (Откр. 3,1-6)
  • История археологических раскопок в Сардисе
Филадельфия
  • История города.
  • Язычество и христианская миссия в Филадельфии
  • Послание Филадельфийской Церкви (Откр. 3,7-13)
  • История археологических раскопок в Филадельфии
Лаодикия
  • История города
  • Язычество, иудаизм и христианская миссия в Лаодикии
  • Послание Лаодикийской Церкви (Откр. 3,14-22)
  • История археологических раскопок в Лаодикии
Заключение
Приложения
  • Индекс персоналий
  • Хронологический указатель имён и династий
  • Словарь терминов
Библиография
 

Протоиерей Георгий Урбанович - Семь Церквей Апокалипсиса - Церковно-археологический очерк - Предисловие

 
В ходе изучения различных историко-археологических материалов стало очевидным, что в каждом из семи посланий Церквам Малой Азии св. Иоанн указывает на следующие аспекты:
  • основные вехи истории города и церкви, в определённой степени формирующие настоящее и предопределяющие будущее;
  • многочисленные реалии жизни христиан, язычников и иудеев в конце I века;
  • дальнейшие судьбы городов и церквей западной Анатолии.
Отмеченная историко-богословская многоаспектность Посланий Семи Церквам св. Иоанна оправдывает и многоплановость, и определённую эклектичность представленного очерка. Основная цель исследования -дать возможность максимально глубокого и осмысленного прочтения Книги Откровения, а историко-археологический анализ призван выступить в роли объективного инструментария.
 
Известный современный библеист Реймонд Браун отмечает, что, приступая к изучению Книги Откровения, мы не должны забывать, что рассказ об апокалиптических видениях предназначался для христиан перечисленных городов, а «Письма к семи церквам» (2:1-3:22) дают нам больше сведений о группе церквей западной части Малой Азии, чем большинство других посланий Нового Завета» (Браун Р. Введение в Новый Завет. - М., 2007. - Т. II, - С. 400).
 
Первым и, несомненно, удачным опытом комментирования апостольской истории на фоне выводов археологии можно считать работы английского археолога и филолога сэра Уильяма Рамсея. Получив образование в Германии в середине XIX века, он был твердо убеждён, что книги Нового Завета не несут объективной исторической информации и написаны были не ранее, чем в середине II века. Однако в ходе 30-летних археологических исследований городов Малой Азии, Рамсей пришёл к совершенно иным выводам. Вот что он писал на рубеже XIX-XX вв. относительно Книги Деяний: «Лука является первоклассным историком; мы говорим не только о том, что все его фактические свидетельства достойны доверия... этот автор заслуживает того, чтобы быть поставленным в ряд с величайшими историками мира. Историческая работа Луки не имеет себе равных по достоверности» (Ramsay Sir William. St. Paul the traveller and the Roman citizen. - Michigan, 1963. - Р. 7-9).
 
Рамсей убедительно доказал, что в свете археологических открытий книги Нового Завета отражают историческую ситуацию второй половины I века, а не какого-либо более позднего времени. В 1904 году он выпускает книгу «The Letters to the Seven Churches of Asia», которая явилась совершенно новым вариантом прочтения первых глав Книги Откровения, основанным прежде всего на материалах археологических исследований. С точки зрения новейшей новозаветной археологии эта книга уже не представляет научной актуальности, но она открывает возможность использования этого подхода для дальнейших исследований.
 
Из русскоязычных описаний следует упомянуть важный источник информации исторического характера - «Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе» Авраама Сергеевича Норова, изданный в Санкт-Петербурге в 1847 году. А.С. Норов, член Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук, председатель Археографической комиссии, Министр народного просвещения (1853-1858), после оставления военной службы в 1823 году совершил продолжительное путешествие по территории Османской империи с целью исторического описания Семи церквей Апокалипсиса, спустя XVIII столетий после написания св. Иоанном своих пророчеств. В своём исследовании А.С. Норов обратил внимание на то, что предсказания Книги Откровения о каждой церкви каким-то образом связаны с её дальнейшей судьбой. В настоящем очерке будут приводиться фрагменты из книги А.С. Норова как важное и практически единственное полное историко-богословское свидетельство о состоянии семи городов-церквей в начале XIX в. на территории Турции.
 
Описывая в историко-археологическом ключе Семь Церквей Апокалипсиса и, представляя достаточно широкий спектр археологических изысканий, автор столкнулся с тем, что на русском языке литература по новозаветной археологии Малой Азии отсутствует - это объясняет некоторую объёмность материала. При написании предлагаемого очерка были использованы как исследования общего характера: Ekrem Akurgal. Ancient Civilization and ruins of Turkey. - Istanbul. 2007; Fatih Cimok. A Guide to the seven Churches. - Istanbul, Turkey, 2009; John McRay. Archaeology and the New Testament. - Michigan, 1991; Clyde E. Fant and Mitchell G. Reddish. A Guide to Biblical Sites in Greece and Turkey. - Oxford, University press, 2003; Flynn, Vernon, P. The Seven Churches Today. - Istanbul, 1963, так и отдельные монографии и статьи, представляющие результаты исследований, проведенных сотрудниками английских, австрийских, немецких, американских и турецких археологических экспедиций в каждом из семи городов Анатолии.
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (5 votes)
Аватар пользователя Lexux