Урушев - Русское староообрядчество

Дмитрий Урушев - Русское староообрядчество: традиции, история, культура
Старообрядчество по определению связано с историей. Старообрядцев всегда отличала глубокая историческая память. Для них не только недавно подвизавшиеся русские святые, но и библейские праотцы и пророки были реально жившими людьми, составлявшими всю совокупную целостность православного мира.
 
Излагая историю грехопадения первых людей, протопоп Аввакум с удивительным сочувствием, будто адресованным его современникам, писал: «Бытие паки: „и вкусиста Адам и Евва от древа, от него же Бог заповеда, и обнажистася“. О миленькие! Одеть стало некому; ввел дьявол в беду, а сам и в сторону. Лукавой хозяин накормил и напоил, да и с двора спекнул. Пьяной валяется на улице, ограблен, а никто не помилует».
 
Историческую память старообрядчества питали не только богослужебные тексты, но и сочинения — византийские и отечественные, последовательно излагавшие единую линию христианской истории.
 
Еще одной непреходящей ценностью для людей древлеправославия была семья. В семье формировались религиозные взгляды человека, его духовные устои, его повседневная культура. Примечательно, что собственно детской литературы на Руси ранее XVII века не существовало. Ребенка окружали герои устных фольклорных жанров — сказок, былин и песен, но грамоту он начинал постигать по серьезным, недетским книгам — Псалтыри и Часослову, т. е. вникая в высокие образцы христианской поэзии и богослужения.
 

Дмитрий Урушев - Русское староообрядчество: традиции, история, культура

 
Москва: Эксмо, 2016 г. – 352 с.
ISBN 978-5-699-86250-4
 

Дмитрий Урушев - Русское староообрядчество: традиции, история, культура - Содержание

 
От крещения Руси
История русского непослушания
От автора
  • Глава 1. Апостол Андрей
  • Глава 2. Крещение Руси
  • Глава 3. Святая Русь
  • Глава 4. Великий раскол
  • Глава 5. Падение Царьграда
  • Глава 6. Третий Рим
  • Глава 7. Царь и патриарх
  • Глава 8. Начало раскола
  • Глава 9. Арсений Суханов
  • Глава 10. Епископ Павел
  • Глава 11. Протопоп Аввакум
  • Глава 12. Протопоп Даниил
  • Глава 13. Инок Епифаний
  • Глава 14. Архимандрит Спиридон
  • Глава 15. Боярыня Морозова
  • Глава 16. Иов Льговский
  • Глава 17. Соловецкое разорение
  • Глава 18. Стрелецкое восстание
  • Глава 19. Инокиня Девора
  • Глава 20. Время страдания
  • Глава 21. Игумен Досифей
  • Глава 22. Кирилл Сунарецкий
  • Глава 23. Корнилий Выговский
  • Глава 24. Виталий Выговский
  • Глава 25. Царь Петр
  • Глава 26. Булавин и Некрасов
  • Глава 27. Новый раскол
  • Глава 28. Знаменное пение
  • Глава 29. Ветка и Стародубье
  • Глава 30. Бегствующее священство
  • Глава 31. Тарское восстание
  • Глава 32. Варлаам Левин
  • Глава 33. Выговская пустынь
  • Глава 34. Феодосий Васильев
  • Глава 35. Филипповское согласие
  • Глава 36. Феодосий Ветковский
  • Глава 37. Лаврентий Ветковский
  • Глава 38. Викентий Крупецкий
  • Глава 39. Пугачевское восстание
  • Глава 40. Поиски архиерея
  • Глава 41. Рогожское кладбище
  • Глава 42. Царь Николай
  • Глава 43. Белая Криница
  • Глава 44. Митрополит Амвросий
  • Глава 45. Белокриницкая иерархия
  • Глава 46. Суздальские страдальцы
  • Глава 47. Преображенское кладбище
  • Глава 48. Архиепископ Антоний
  • Глава 49. Часовенное согласие
  • Глава 50. Шамарские чудотворцы
  • Глава 51. Епископ Константин
  • Глава 52. Серапион Черемшанский
  • Глава 53. Епископ Арсений
  • Глава 54. Защитники веры
  • Глава 55. Русские купцы
  • Глава 56. Василий Суриков
  • Глава 57. Золотой век
  • Глава 58. Храмы Москвы
  • Глава 59. Епископ Михаил
  • Глава 60. Старообрядческий институт
  • Глава 61. Советская власть
  • Глава 62. Архиепископ Мелетий
  • Глава 63. Митрополит Иннокентий
  • Глава 64. Иоанн Кудрин
  • Глава 65. Всеобщий урок
  • Глава 66. Епископ Рафаил
  • Глава 67. Епископ Викентий
  • Глава 68. Епископ Геронтий
  • Глава 69. Церковь и война
  • Глава 70. Андрей Попов
  • Глава 71. Семен Кузнецов
  • Глава 72. Илья Ближников
  • Глава 73. Семья Лыковых
  • Глава 74. Митрополит Алимпий
  • Глава 75. Наши дни
  • Глава 76. Митрополит Леонтий
  • Глава 77. Староверы в Крыму
  • Глава 78. Староверы в Африке
Словарик
 
 

Дмитрий Урушев - Русское староообрядчество: традиции, история, культура – История русского непослушания

 
Дмитрий Урушев адресовал свою книгу об истории русского старообрядчества преимущественно подрастающему поколению. Поскольку автор предметно занимается темой староверия, то в этом смысле для него не было другого выбора. Но писать подобную книгу для юношества — достаточно смелое решение. Ведь ее можно было бы назвать «Историей русского непослушания».
 
Помнится, народовольцы объявили бунт против патриархальной триады: Бога, царя и отца. Задолго до нигилистов XIX века староверы восстали против воли царя, задумавшего церковную реформу. Однако бунт защитников старых обычаев был объявлен во имя Бога и верности отцам. Верности светскому властителю они противопоставили верховную власть Господа, в непослушании царству земному они опирались на авторитет слова Божьего. Так что в этом смысле влияние книги на неокрепшие умы будет верным в духе политико-педагогических веяний последнего времени.
 
Но история русского староверия — все же и история русского бунтовщичества. Не случайно многие народные движения возглавлялись приверженцами старой веры. В предлагаемой книге можно найти главы про восстания стрельцов и казачьих вождей Булавина и Некрасова, оборону от царских войск соловецких монахов. Сопротивление социальной несправедливости на Руси часто обосновывалось крайним консерватизмом, который многие считают косностью.
 
Как говорил Пушкин, правительство — единственный европеец в России. Это верно и в отношении истории старообрядческого сопротивления. Казалось бы, русские самодержцы открыли страну для новых веяний. Алексей Михайлович начал с духовной культуры, а Петр Алексеевич продолжил в области технологий и создания имперской политической системы. Прогресс! Но царей объявили антихристами, упрямцы шли на смерть, лишь бы не брить бороды и не пить кофей.
 
Казалось бы, какой урок могут извлечь читатели из этих рассказов о непослушании миллионов верующих на Руси? В Библии, с которой строго соотносят свое поведение набожные староверы, такое поведение целого народа называется словом «жестоковыйность». Оно используется и в хорошем, и в плохом смысле, как и все в этой непростой Книге.
 
Народ Израиля назван жестоковыйным за то, что отказался признавать нововведения Моисея, обратившись к старому, более понятному для них способу богопочитания. Но именно за это качество, за отказ сгибать по приказу начальства «выю», то есть шею, Бог возложил на этот народ особую миссию.
 
Что-то похожее произошло со старообрядцами. Благодаря трехвековому сопротивлению имперской государственной машине в этой среде сохранился дух вольности, который совсем исчез в остальной, крепостнической России, придавленной единомыслием. Парадокс, но именно староверы, купцы и промышленники, стали в России проводниками капиталистического прогресса. Купеческий прогресс, конечно, тоже нес в себе противоречия, что достаточно отражено в русской литературе.
 
В ответ на неповиновение империя и ее официальная Церковь подвергли староверов жестоким, упорным гонениям. Приходит на ум сравнение с Новгородской республикой, которую двумя веками ранее раздавили московские князья. И в случае с Господином Великим Новгородом, и в случае со старообрядческими анклавами в русской глубинке самодержавие столкнулось с несистемной вольницей. Наряду с официальной Россией возникла альтернативная страна старообрядцев, тоже русских, тоже христиан, но живущих независимо от царя-батюшки. В этом, наверное, следует искать объяснение упорству гонений на упрямцев.
 
Как бы то ни было, но история русского старообрядчества представляет собой летопись наиболее массового и последовательного проявления инакомыслия. Что по нынешним временам уже немало.
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя warden