Урушев - Русское старообрядчество

Урушев Дмитрий - Русское старообрядчество : традиции, история, культура
Древние славяне, наши предки, были язычниками. Они не ведали истинного Бога, не верили в Него, а поклонялись солнцу и месяцу, небу и земле, огню и воде. Богами и духами славяне называли горы, деревья, камни и все природные явления: молнию, гром, ветер и дождь. Недоброй была языческая вера, не было в ней ни любви, ни света, ни радости, только злоба, мрак и страх. Из камня и дерева делали славяне идолов, изображавших их вымышленных богов. Идолам воздавались почести, им молились и приносили жертвы. Издревле русская земля была велика и обильна. Купцы наши широко торговали мехами, хлебом, льном, медом, воском и мечами. Князья наши были воинственны и удачливы, слава об их победах разносилась по всему миру. 
 
Правители соседних держав хотели видеть в славянах союзников и друзей. Город Киев, столицу Древнерусского государства, посещали послы и купцы со всех сторон света. С юга приезжали греки, персы и арабы, с востока — хазары и булгары, с запада — немцы (так называли на Руси всех европейцев). В IX веке славянские племена начали принимать христианство. В этом столетии крестились Болгария и Великая Моравия. Для новообращенных народов братья Кирилл и Мефодий, святые просветители и учителя славян, создали особую письменность и перевели с греческого языка церковные книги. Появились первые христиане и в Киеве. Это были купцы, торговавшие в великолепном Царьграде и там принявшие православие. Киевские христиане собирались на молитву в храме святого пророка Илии. Но это был лишь робкий рассвет, предвещавший восход солнца истинной веры над Русью. Впервые христианская заря осветила нашу землю во дни святой княгини Ольги, правившей Русью после гибели своего мужа, князя Игоря. 
 

Урушев Дмитрий - Русское старообрядчество : традиции, история, культура

Москва : Эксмо, 2017. 352 с.: ил. 
ISBN 978-5-699-86250-4 
 

Урушев Дмитрий - Русское старообрядчество : традиции, история, культура - Содержание 

От крещения Руси 
История русского непослушания 
От автора 
  • Глава 1. Апостол Андрей 
  • Глава 2. Крещение Руси
  • Глава 3. Святая Русь 
  • Глава 4. Великий раскол 
  • Глава 5. Падение Царьграда 
  • Глава 6. Третий Рим 
  • Глава 7. Царь и патриарх 
  • Глава 8. Начало раскола 
  • Глава 9. Арсений Суханов 
  • Глава 10. Епископ Павел  
  • Глава 11. Протопоп Аввакум 
  • Глава 12. Протопоп Даниил 
  • Глава 13. Инок Епифаний 
  • Глава 14. Архимандрит Спиридон 
  • Глава 15. Боярыня Морозова 
  • Глава 16. Иов Льговский 
  • Глава 17. Соловецкое разорение 
  • Глава 18. Стрелецкое восстание 
  • Глава 19. Инокиня Девора 
  • Глава 20. Время страдания 
  • Глава 21. Игумен Досифей 
  • Глава 22. Кирилл Сунарецкий 
  • Глава 23. Корнилий Выговский 
  • Глава 24. Виталий Выговский 
  • Глава 25. Царь Петр 
  • Глава 26. Булавин и Некрасов 
  • Глава 27. Новый раскол 
  • Глава 28. Знаменное пение 
  • Глава 29. Ветка и Стародубье 
  • Глава 30. Бегствующее священство 
  • Глава 31. Тарское восстание 
  • Глава 32. Варлаам Левин 
  • Глава 33. Выговская пустынь 
  • Глава 34. Феодосий Васильев 
  • Глава 35. Филипповское согласие 
  • Глава 36. Феодосий Ветковский 
  • Глава 37. Лаврентий Ветковский 
  • Глава 38. Викентий Крупецкий 
  • Глава 39. Пугачевское восстание 
  • Глава 40. Поиски архиерея 
  • Глава 41. Рогожское кладбище 
  • Глава 42. Царь Николай 
  • Глава 43. Белая Криница 
  • Глава 44. Митрополит Амвросий 
  • Глава 45. Белокриницкая иерархия 
  • Глава 46. Суздальские страдальцы 
  • Глава 47. Преображенское кладбище 
  • Глава 48. Архиепископ Антоний 
  • Глава 49. Часовенное согласие 
  • Глава 50. Шамарские чудотворцы 
  • Глава 51. Епископ Константин 
  • Глава 52. Серапион Черемшанский 
  • Глава 53. Епископ Арсений 
  • Глава 54. Защитники веры 
  • Глава 55. Русские купцы 
  • Глава 56. Василий Суриков 
  • Глава 57. Золотой век 
  • Глава 58. Храмы Москвы 
  • Глава 59. Епископ Михаил 
  • Глава 60. Старообрядческий институт 
  • Глава 61. Советская власть 
  • Глава 62. Архиепископ Мелетий 
  • Глава 63. Митрополит Иннокентий 
  • Глава 64. Иоанн Кудрин 
  • Глава 65. Всеобщий урок 
  • Глава 66. Епископ Рафаил 
  • Глава 67. Епископ Викентий 
  • Глава 68. Епископ Геронтий 
  • Глава 69. Церковь и война 
  • Глава 70. Андрей Попов 
  • Глава 71. Семен Кузнецов 
  • Глава 72. Илья Ближников 
  • Глава 73. Семья Лыковых 
  • Глава 74. Митрополит Алимпий 
  • Глава 75. Наши дни 
  • Глава 76. Митрополит Леонтий 
  • Глава 77. Староверы в Крыму 
  • Глава 78. Староверы в Африке 
Словарик 
Именной указатель 
 

Урушев Дмитрий - Русское старообрядчество : традиции, история, культура - От крещения Руси 

 
Старообрядчество по определению связано с историей. Старообрядцев всегда отличала глубокая историческая память. Для них не только недавно подвизавшиеся русские святые, но и библейские: праотцы и пророки были реально жившими людьми, составлявшими всю совокупную целостность православного мира. Излагая историю грехопадения первых людей, протопоп Аввакум с удивительным сочувствием, будто адресованным его современникам, писал: «Бытие паки: “и вкусиста Адам и Евва от древа, от него же Бог заповеда, и обнажистася”. О миленькие! Одеть стало некому; ввел дьявол в беду, а сам и в сторону. Лукавой хозяин накормил и напоил, да и с двора спекнул. Пьяной валяется на улице, ограблен, а никто не помилует». Историческую память старообрядчества питали не только богослужебные тексты, но и сочинения — византийские и отечественные, последовательно излагавшие единую линию христианской истории. Еще одной непреходящей ценностью для людей древлеправославия была семья. В семье формировались религиозные взгляды человека, его духовные устои, его повседневная культура. Примечательно, что собственно детской литературы на Руси ранее XVII века не существовало. Ребенка окружали герои устных фольклорных жанров — сказок, былин и песен, но грамоту он начинал постигать по серьезным, недетским книгам — Псалтыри и Часослову, т. е. вникая в высокие образцы христианской поэзии и богослужения. В начале XX века, когда старообрядчество получило возможность развиваться свободно, оно предприняло попытку адаптировать для своих нужд существовавшую тогда в России систему среднего образования. В 1912 году в Москве на Рогожском кладбище открылся Старообрядческий институт. 
 
В 1914 году директор Института Александр Степанович Рыбаков составил книгу «Старая вера. Старообрядческая хрестоматия», предназначенную для углубления познаний старообрядцев в своей собственной истории. Почти столетие спустя вышла хорошо иллюстрированная книга другого жанра: «Старообрядчество: Иллюстрированная энциклопедия» (М., 2005), разъяснявшая основные вероучительные понятия и освещавшая главные события почти трехвековой истории. После другого, не менее трагического периода в истории старообрядчества это издание, подобно хрестоматии Рыбакова, носило новаторский характер. Та книга, которую читатель держит в руках, также предназначена и для детей, и для взрослых. Это книга авторская, она включает краткие исторические очерки, хронологически охватывающие более чем тысячелетие: от крещения Руси святым князем Владимиром до современной истории старообрядчества. Это не первая книга Дмитрия Урушева. Историк-религиовед по образованию, он свободно владеет и материалом, и языком. История нашей страны изложена со старообрядческой точки зрения, в основе которой лежит понятие неизменности и преемственности церковной традиции. Здесь нет полемического подтекста, а есть объективный взгляд на реально произошедшие события, на подлинную историю значительной части русского общества — той части, которая сохранила верность вере отцов и дедов, сохранила их культурное наследие, а сохранив — дала возможность и нам, людям уже XXI века, прикоснуться к этим чистым родникам живой русской традиции. 
 
Елена Михайловна Юхименко, доктор филологических наук, заслуженный работник культуры РФ 
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя brat Andron