Василенко - Введение в философию религии: Курс лекций

Леонид Иванович Василенко - Введение в философию религии - Курс лекций
Данная работа является вводным курсом по философии религии, подготовленным для аспирантов и студентов старших курсов ПСТГУ.
 
Философию религии мы отличаем от религиозной философии, задача которой — ставить и решать проблемы с учетом связи изучаемого предмета с Высшей реальностью. Религиозные философы были всегда, начиная с ранней Античности, есть они и в наше время. Курс истории философии в нашем университете (автор В. П. Лега) дает достаточно обстоятельную экспозицию соответствующей тематики. Философия религии — это иная, специализированная область философских исследований, где осмысливается факт существования религии, ее источники и основания, ее место и роль в духовной жизни общества и культуры, ее связь с основными жизненными задачами человека, с поисками истины и нравственной правды. 
 
Задачи философии религии мы понимаем так. Во-первых, критически анализировать, как представители разных религий понимают свою духовную жизнь, ее значение, смысл и все, что ее внутренне определяет. Во-вторых, выявлять, как трактуют разные исследователи общность и различия в духовном содержании религий, с акцентированием на то, с помощью каких познавательных средств мы вправе делать выводы относительно общности и различий. И, в-третьих, анализировать теоретические и методологические основания результатов эмпирически ориентированных религиоведческих исследований в социологии религии, психологии религии, культурологии и других областях. И, восприняв к рассмотрению их результаты, соотнести их в единой картине общего понимания религий в целом, определив их место и роль. Последняя задача, впрочем, едва ли разрешима в близкой перспективе. 
 
Ряд тем и проблем философии религии унаследованы из наследия европейской религиозной философии в ее диалоге с теистическими религиями. Например, те, которые связаны с восприятием и пониманием Откровения, — единство Бога, мира и человека, вера и разум, бытие Божие, теодицея, бессмертие души и вечная жизнь, религиозный плюрализм, причины безверия и др. В нашей книге эти вопросы опускаются, потому что они достаточно хорошо представлены в курсах истории философии и основного богословия. 
 
Данный курс вводит в тематику философии религии и рассчитан на студентов православного вуза, достаточно хорошо осведомленных в религиоведческих и историко-философских вопросах. Цель курса — обеспечить студентов обоснованными знаниями о различных трактовках философского понимания религии, созданных в ΧΙΧ-ΧΧ вв., об истории их возникновения, их месте в культуре и о взаимовлиянии. Курс раскрывает суть современной философии религии в единстве с имеющимися научными подходами к исследованию религий и рассматривает их философские основания. Введение в философию религии соотнесено с курсами истории религии, общего и сравнительного религиоведения, религиозной философии, психологии религии, социологии религии, философии истории, философской герменевтики, истории свободомыслия, апологетики, науки и религии, истории и теории мировой культуры, миссионерских стратегий в русской религиозной философии и др. 
 

Леонид Иванович Василенко - Введение в философию религии: Курс лекций 

Издательство Православного Свято - Тихоновского гуманитарного университета, 2009г. - 248 с.
ISBN 978-5-7429-0382-6 
 

Леонид Иванович Василенко - Введение в философию религии: Курс лекций - Содержание

Предисловие 
 
Глава 1. Исходные философско-методологические вопросы 
  • 1. Кратко о становлении философии религии 
  • 2. Предваряющие допущения 
  • 3. Особенности светского отношения к религии 
  • 4. Ситуация выбора 
  • 5. Вопрос об истине 
  • 6. Религиозный опыт и духовная практика  
Глава 2. Становление философии религии и проект Просвещения 
Глава 3. «Идея Бога»: от Декарта к современности
Глава 4. Религиозное чувство и религиозный опыт 
  • 1. «Речи» Шлейермахера и споры вокруг них  
  • 2. О прскогнитивности чувств  
  • 3. «Многообразие религиозного опыта» Джеймса 
  • 4. Полемика вокруг Джеймса 
Глава 5. Встречи со Святым Богом и «Святое» Рудольфа Отто  
Глава 6. Феноменология религии: основные идеи 
Глава 7. Феноменология религии: основные представители 
  • 1. Ван дер Леув 
  • 2. Мирча Элиаде 
  • 3. Фридрих Хайл ер 
  • 4. Иоахим Вах 
  • 5. Опыт Святого или опыт веры 
  • 6. Герменевтическая схема  
Глава 8. Макс Шелер о ценностях и Святыне
  • 1. Мир ценностей, духовные чувства и «порядок любви» 
  • 2. Отношения и вера 
  • 3. Личностные типы 
Глава 9. Экзистенция и религиозная истина 
  • 1. Бытие и экзистенция 
  • 2. Вера и духовный страх (Серен Кьеркегор) 
  • 3. Вера и истина (Мартин Хайдеггер) 
  • 4. Вера и коммуникация (Карл Ясперс)  
  • 5. Вера, верность и надежда (Габриэль Марсель) 
Глава 10. Поль Тиллих о мужестве веры 
  • 1. Предельный интерес и идолы 
  • 2. Предельный риск и мужество веры 
  • 3. Протестантский профетизм и мужество веры
  • 4. Религии и квазирелигии 
Глава 11. Персонализм о личности перед Богом  
  •  1. Эмманюэль Мунье: «персонализация веры» и социальная ответственность 
  • 2. Мартин Бубер об отношении «я — ты» 
Глава 12. Психологи о религии 
  • 1. Зигмунд Фрейд о подсознании и религии 
  • 2. Карл Густав Юнг об архетипах и даймонах 
  • 3. Поль Рикер и психоанализ
  • 4. Измененные состояния сознания  
  • 5. Эрих Фромм о духовной радости, благоговении и идолах  
  • 6. Виктор Франкл о религиозной вере и смысле жизни.. 
Глава 13. Философские вопросы социологии религии. 
  • 1. Эмиль Дюркгейм .
  • 2. Гражданская религия 
  • 3. Макс Вебер о протестантской этике и духе капитализма 
  • 4. Секуляризация, модернизация и дссекуляризация

Леонид Иванович Василенко - Введение в философию религии: Курс лекций - Кратко о становлении философии религии 

 
Философия религии появилась достаточно поздно, если сравнивать с более чем 2000-летней историей философских поисков в целом. Прежде своего появления в качестве особой области философских разработок проблематика философии религии в основном осмысливалась в рамках длительной традиции теологической мысли, где религии рассматривались и оценивались на основе Откровения. Следующий шаг в подготовке философии религии — это вычленение естественной теологии в схоластике, начиная с Альберта Великого и Фомы Аквинского. В естественной теологии, понятой ими как средоточие метафизики, решались вопросы познаваемости Бога разумом, осмысления отношения Бога и мира, Его действенного присутствия в мире и отношений веры и разума. О Боге здесь рассуждали без привлечения данных Откровения, полагаясь на аналогическое соответствие реальностей нашего мира реальностям запредельным. Разграничение естественной и догматической теологии шло в русле общего процесса автономизации разума по отношению к вере.
 
Такой подход существует и в современной философии религии, хотя томистская аналогия так и не стала хорошо разработанным методом. Но это не закрыло метафизического подхода к религии. Привлечение общих схем описания реальности многие считают имеющим немалое значение для понимания религии. Поэтому и в XX в. некоторые западные и отечественные авторы продолжали соотносить философию религии с метафизикой. 
 
Определенную роль в становлении новоевропейской философии религии сыграли философский теизм, деизм и пантеизм Нового времени, которые были оформлены в виде ряда вариантов метафизических концепций. Рационалисты и некоторые идеалисты попытались объяснять религию через метафизику, что сводило религию к философии, редуцировало духовное к интеллектуальному. Субстанции и другие метафизические сущности не являются предметом какого-либо опыта, в том числе и религиозного. Они изобретаются разумом человека и могут как использоваться, так и не использоваться для достижения определенных целей. 
 
Кризис в новоевропейской метафизике привел к заметной дискредитации естественной теологии, и большую роль сыграл в этом И. Кант. Метафизика все же от этого не скончалась, но философия религии освободилась от редуцирования религий к метафизическому содержанию. В наступившую, как говорят вслед за Хабермасом, «постметафизическую эпоху» наметилось движение философии религии в сторону апостериорности, когда внимание переключилось на разработку средств понимания человеческого духовного опыта, соотносящего человека с траисцеиденцией. Соотнесенность с Высшим стала пониматься как факт опыта, с которым работает мысль исследователя. Началось философское, а затем специальное гуманитарно-научное осмысление религий, их исторической конкретики источников и содержания религиозного опыта, а также наших знаний о Высшем бытии, которые выводятся из такого опыта и становятся результатом его систематизации. 
 
Общий тренд от естественной теологии и метафизики в сторону опытного знания о религии привел к тому, что философия религии перестала быть основным средством понимания религии и уступила многое, хотя и не все, специальным наукам. Были привлечены данные теории познания, философии языка, а также исторических, антропологических, этнографических, культурологических, психологических, социологических исследований религии. В философию религии вошли вопросы, связанные с обоснованностью знаний о религиях, получаемых в конкретных исследованиях. Многие стали связывать задачи философии религии с изучением проблемных ситуаций и осмыслением ценности и адекватности получаемых религиоведческих знаний. Задача синтеза таких знаний с целью решения вопроса о сущности религии и построения общей теории религии при этом если и ставится, то весьма осторожно.
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя brat Alexandr