Вассерман - Еврейские мудрецы

Цви Вассерман - Еврейские мудрецы: со времен Мишны и до наших дней
Хотя эта книга похожа на справочник и содержит много информации о жизни и деятельности еврейских мудрецов разных эпох, все же она предназначена для чтения, а не только для справок. Работавший над ней маленький коллектив хотел - прежде всего, и по преимуществу - передать дух и великолепие жизни по Торе, которые в наиболее совершенной форме проявляются в биографиях великих евреев.
 
Поэтому мы не ставили своей целью сообщить все сведения о них или даже большую их часть, а вместо этого снабдили статьи примерами из жизни, диалогами, воспоминаниями учеников и современников. И по этой же причине мы существенно ограничили список представленных в книге лиц и просим иметь в виду это обстоятельство тех читателей, которым покажется, что мы обошли своим вниманием известных и уважаемых раввинов.
 
И фотографии, и другой изобразительный материал служат той же цели воссоздать атмосферу жизни еврейских общин и их руководителей. Я вспоминаю, как в молодые годы мне довелось один летний месяц провести в белорусском селе, бывшем местечке. И его домишки, и природа, и окружающий ландшафт, и климат, так сильно отличающиеся от привычной Чухони, добавили очень важные компоненты в понимание жизни в этих местах наших не столь уж далеких предков. Такие вещи не выразить и миллионом слов! И даже вид разбитых еврейских надгробий, которыми была вымощена дорожка на местную свиноферму, лучше тысячи лекций и аргументов помог понять, что «они» никогда нас не полюбят.
 

Цви Вассерман - Еврейские мудрецы: со времен Мишны и до наших дней

Иерусалим, Швут Ами, 2008 г. - 641 с.
 

Цви Вассерман - Еврейские мудрецы: со времен Мишны и до наших дней - Содержание

 
Часть 1 Мудрецы эпохи Мишны
Часть 2 Мудрецы эпохи Талмуда
Часть 3 Мудрецы вавилонских ешив в эпоху после завершения Талмуда
Часть 4 Ришоним - первые комментаторы (от конца эпохи гаонов до изгнания евреев из Испании)
Часть 5 Ахароним (мудрецы последнего периода: от изгнания евреев из Испании до наших дней)
  • 1. Шестнадцатый век (первая половина)
  • 2. Шестнадцатый век (вторая половина)  
  • 3 Семнадцатый век (первая половина)
  • 4 Семнадцатый век (вторая половина)
  • 5. Восемнадцатый век (первая половина)
  • 6. Восемнадцатый век (вторая половина)
  • 7. Девятнадцатый век (первая половина)
  • 8. Девятнадцатый век (вторая половина)  
  • 9 Двадцатый век (первая половина)  
  • 10 Двадцатый век (вторая половина)
Именной указатель
 

Цви Вассерман - Еврейские мудрецы: со времен Мишны и до наших дней – Мудрецы эпохи Мишны

 
От Великого Собрания до зугот (пар)
В 3390 году от Сотворения Мира (370 г. до н.э.) первые еврейские изгнанники возвратились из вавилонского плена, а в 3408 году (352 г. до н.э.) был отстроен Второй Храм. И хотя административно еврейское государство того периода подчинялось персидским владыкам, а впоследствии Александру Македонскому и наследникам его власти, внутренней жизнью страны управляло Великое Собрание мудрецов. В его состав входили последние пророки - Хагай, Зехария и Малахи, а также величайшие праведники, о которых рассказывается в Писании - Эзра, Нехемья, Даниэль, Зерубавель и Мордехай.
Великое Собрание ознаменовало переход от периода, освещенного в Танахе, к эпохе наших мудрецов (хахамейну зихронам ливраха - хазаль): в состав Великого Собрания входил и первосвященник Шимон, прозванный Праведным (Ацадик), - первый из мудрецов, упомянутых в Мишне. Шимон Ацадик (умер ок. 3448 г. /312 г. до н.э./) принял Устную Традицию от мужей Великого Собрания.
Шимон Ацадик был первосвященником во Втором Храме в течение 40 лет (Йома 9а). В Талмуде перечислены 7 проявлений Б-жественного благословения, которые повторялись в Храме во все годы его служения. Так, красная нить, повязанная на голову козла отпущения в Йом кипур, становилась белой (что свидетельствовало о прощении грехов Израиля), а огонь на жертвеннике пылал и без добавления дров - свидетельство проявления Шехины (Б-жественного присутствия) в Храме (Йома 39а). Шимон Ацадик дважды совершал обряд с красной коровой (до него такой обряд совершали только Моше и Эзра. См. Пара 3:5).
Когда в 3442 г. (318 г. до н.э.) войска Александра Македонского приближались к Йерушалаиму и Храму угрожало разрушение, Шимон Ацадик, облачившись в одеяния первосвященника, вышел навстречу завоевателю во главе депутации старейшин. В Талмуде рассказывается, как «они двигались всю ночь, при свете факелов», а на рассвете, встретились с передовыми отрядами захватчиков. Пораженный величественным и одухотворенным обликом первосвященника, Александр спустился с колесницы и склонился перед ним до земли. Позже Александр объяснил своим полководцам, что «ангел, который открывался ему в ночных видениях и даровал победы в войнах, выглядел точно, как этот человек» (Йома 69а). Штурм Йерушалаима был отменен. И когда Шимон показал Александру Храм, гость попросил, чтобы в знак их союза возле жертвенника был установлен его скульптурный портрет. Шимон Ацадик объяснил, что законы Торы запрещают подобное, но он обещал Александру, что все коэны, которые родятся в этом году, будут названы в его честь именем Александр (Седер адорот).
Шимон Ацадик предсказал срок своей смерти. Он поведал, что на протяжении сорока лет, каждый Йом кипур, некий старец, облаченный в белоснежные одежды, заходил вместе с ним в Святая Святых и выходил вместе с ним. Но в тот год старец был закутан в черные одежды - они зашли вместе, но старец не вышел с ним. И действительно, как только праздничные торжества завершились, Шимон, «проболев 7 дней, умер» (Менахот 1096).
После смерти Шимона Ацадыка в Храме больше не произносилось четырехбуквенное Имя Всевышнего, обладающее особой святостью.
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 9.8 (6 votes)
Аватар пользователя warden