Величко, Фетисов - Библейская философия права и власти

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомиться, вступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Алексей Величко, протоиерей Тимофей Фетисов - Библейская философия права и власти
Государство и Церковь: каким должен быть характер их отношений, должны ли они быть соработниками в деле развития человека или антагонистами? Сколько копий в теоретических дебатах было сломано вокруг этого и других похожих вопросов! Однако при всем многообразии предлагаемых вариантов не побоимся сказать, что, как правило, все различения теоретических построений обуславливаются всего лишь одним обстоятельством — личным пониманием автора того, что такое государство и что — Церковь. Сегодня очень часто государство отождествляют с аппаратом управления, впрочем, как и Церковь — исключительно со священноначалием.
 
На самом деле и Церковь — не только епископат, а вся полнота верующих во Христе. И государство — это общество, объединенное единой властью и живущее под одним законом, а не только чиновничество. И разделить Церковь и государство, если ее члены являются одновременно с этим гражданами данного политического союза, а власть воцерковлена, решительно невозможно. Раньше, когда общество жило по законам Христа, это считалось само собой разумеющимся. Неслучайно святитель Григорий Палама (память 27 ноября) изображал гражданскую войнув Византии в XIV в. не как политическое событие, но как катастрофу Церкви.
 

Алексей Величко, протоиерей Тимофей Фетисов - Библейская философия права и власти

М.: Вече, 2016. 192 с.
ISBN 978-5-4444-4757-4
 

Алексей Величко, протоиерей Тимофей Фетисов - Библейская философия права и власти - Содержание

ВВЕДЕНИЕ
  • ДУХОВНАЯ ОСНОВА «СИМФОНИИ ВЛАСТЕЙ»
  • БОЖЕСТВЕННОЕ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА (Философский этюд о политической власти)
  • ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА И ВЛАСТИ В БОГОСЛОВИИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА
  • ЦАРЬ И ВЕТХОЗАВЕТНАЯ ЦЕРКОВЬ
  • СВЯТОЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР И БИБЛЕЙСКИЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  • БИБЛЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПРАВА
  • САКРАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРАВА
  • КЕНОТИЧЕСКОЕ ПРАВО В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТА
БИБЛИОГРАФИЯ
 

Алексей Величко, протоиерей Тимофей Фетисов - Библейская философия права и власти - Введение

 
В сборнике статей, который мы раскрыли, авторы ищут ответы на вопросы о происхождении смысла и конечном происхождении права. Их не удовлетворяет понятие права как четко демаркированной и отгороженной области безраздельной вотчины юристов. Им преподносится идеал цельного, универсального мировоззрения, одной из граней которого видится право. В основе этого единого, органического видения мира — двуединое Откровение Ветхого и Нового Завета.
 
Авторы далеки от намерения воздвигнуть некую чистую умозрительную конструкцию. Их внимание направлено на исторические образцы органического единства религии, государственности и культуры — в ветхозаветной церкви и в христианскую эпоху в римско-византийском мире, в России и вообще всюду, где церковно-государственное единство было единством внутри Церкви, где служение и государя, и духовенства, и народа было единым в своем многообразии служением Богу.
 
В первой статье сборника принципу своеволия — одному из излюбленных начал многих современных теорий права—противопоставлено начало самоограничения, послушания, дисциплины. Человек, отходящий от Бога и провозглашающий принцип индивидуальной нравственности, проявляет плачевную несвободу, становясь в своем этическом «творчестве» жертвой сатанинских внушений. В основе «симфонии» Государства и Церкви (Преамбула ГУ новеллы св. Юстиниана Великого) — «невозможность разделения права и нравственности», свойственная тем обществам древнего и средневекового мира, которые жили под руководством богооткровенного Закона, определявшего нравственность и право.
 
Государство — промысел Божий об устроении человеческого общества. Прообраз государства — семья, но люди не могут жить отдельными семьями и стремятся к объединению в большие общности. Церковь Христова возникает в Римской империи, сознававшей себя как всемирное государство. Это государство было нужно Церкви для распространения по миру проповеди о Христе. Новоевропейский идеал национального государства не только разрушает средневековые империи, но вредит и самой миссии Церкви.
 
Ища воплощения христианского идеала государства в прошлых веках, христианин в первую очередь обращается к государственности, подробнейше документированной в Священных Книгах Ветхого Завета. Главный принцип ветхозаветного государства — теократия, идеально осуществленная в раю, где прародители с любовью и послушанием подчиняются непосредственно Богу. После грехопадения Бог заключил со своим народом Завет на Синае. Хотя цари появились позже, уже тогда единодержавно правили такие «харизматические» личности, как Моисей и Иисус Навин. На всех исторических этапах власть верховная мыслилась принадлежащей к Богу, делегируемой правителям и осуществляемой ими как служение Богу — разрушительный для ветхозаветного государства грех правителей — непослушание Богу.
 
Период Судей закончился тяжелейшим морально-религиозным кризисом, когда многие уклонились в язычество и попрали заповеди Закона Божия. Сам народ страдал от этой анархии и, взирая на языческих соседей, избрал себе царя, сильно отличавшегося от богооткровенного идеала. Но промысел Божий свел с престола этого царя, Саула, и вручил царство святому царю Давиду. Подобно своим ветхозаветным прообразам святой равноапостольный Великий князь Владимир стал духовным вождем своего народа и создателем Русской Церкви. Для него христианство стало основой обновления не только отдельных человеческих душ, но и всей жизни человеческого общества. «Библейская философия права» устанавливается исходя из богооткровенного «абсолютного идеала любви». Бог по любви к человеку дает ему Свой закон, человек в силу любви к Богу этот закон исполняет. Угасание любви ведет к деградации закона. «Моисей по жестокосердию вашему позволилвам [...], а сначала не было так» (Мф. 19; 8). Задача человека — не в автономизации права, но, напротив, постоянное соотнесение его с его божественным источником. 
 
Устанавливается взаимозависимость закона и нравственного идеала. Из этого идеала вытекают и закон, и правовой обычай, и правила общественной морали. Законодательство, воплощение в формах закона нравственного идеала, рассматривалось как особого рода служение Богу, и именно так понималось в Средние века изречение св. Иринея Лионского: «Всякий праведный царь имеет священнический чин» (Против ересей, IV, 8,3). Право имеет божественный, «сакральный» источник. Вводится понятие «кенотического права», т.е. права, основанного не на самоутверждении, но, напротив, на принципе жертвенности. В Ветхом Завете человек, ощущавший себя рабом Божьим, был обязан Богу абсолютным послушанием.
 
В Завете Новом жертвенность находит высшее выражение в Крестной Жертве Спасителя. На этой духовной основе образуется общество, где господствуют самоограничение, долг, аскетизм, служение. Рисуемый в сборнике идеал общества — соборное служение Богу и братского служение друг другу. Это — идеал Церкви. Но в прежние века этим идеалом жило и общество и государство.
 
Протоиерей Валентин Асмус
 

Категории: 

Оцените - от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя Андрон