Вестник церковного искусства и археологии - Том 1 - 1 - 2019

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Вестник церковного искусства и археологии: научный журнал – Том 1 – 1 – 2019
Исследование Л. Миляевой доказывает русское, а не византийское происхождение праздника Покрова Богородицы, а также то, что иконография сюжета сформировалась на территории Руси[1]. Ещё одна версия происхождения иконографии «Покрова Богородицы», рассматриваемая М. Гембаровичем, содержит сведения о непосредственном влиянии иконы Великой Панагии, которая была написана в Киеве под впечатлением Влахернской чудотворной Episkepsis[2]. Сюжет Покрова довольно поздно возникает на Балканских землях (XVI-XVII вв.), и его сходство с более ранними образами на наших землях может говорить о заимствовании[3]. Вопрос возникновения иконографии праздника всегда привлекал внимание следующих учёных: Н. П. Кодакова, Н. В. Покровского, И. Мысливца, М. Гембаровича, Л. Миляевой, В. Пуцко, В. Александровича, С. Плохия.
 
Начало почитания Покрова на Руси принято связывать с владимиро-суздальскими землями и именем святого князя Андрея Боголюбского[4]. Но также существует гипотеза об установлении праздника в первой половине XII в. в Киеве[5], которая поддерживается в ряде публикаций современных исследователей[6].
 

Вестник церковного искусства и археологии: научный журнал – Том 1 – 1 – 2019

Московская духовная академия.
Сергиев Посад: Издательство Московской духовной академии, 2019.
Т. 1. — № 1.-200 с.
 

Вестник церковного искусства и археологии: научный журнал – Том 1 – 1 – 2019 – Содержание

  • ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПРАВОСЛАВИЯ
    • Ольга Николаевна Афиногенова - «Повесть о чудесах архангела Михаила» Пантолеона Диакона как решающий этап формирования культа арх. Михаила в Византии
  • ЖИВОПИСЬ
    • Нина Валерьевна Квливидзе - Отражение богословия Иосифа Волоцкого в монументальных программах времени митрополита Макария
    • Бощан Богданович Гончарук - Деисусный чин иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры: состав, иконография и художественные особенности.
    • Евгения Юрьевна Суворова - Особенности иконографии Богоматери «Покрый нас кровом крылу Твоею» («Покров») второй половины XVII-XIX веков в православной культуре Восточной Европы
    • Елена Александровна Сирая - Иконография Покрова Богородицы в украинской культуре XVII-XVIII веков
    • Татьяна Владимировна Денисюк - Евхаристическая тематика в украинском изобразительном искусстве XVII — XVIII веков: обзор памятников
  • АРХИТЕКТУРА. ПРОБЛЕМЫ РЕСТАВРАЦИИ
    • Екатерина Владимировна Полищук - Реставрация стенописи Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в 1949-1952 годах
  • ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
    • Валерий Викторович Игошев - Сборный серебряный оклад Евангелия XVI-XVII веков из Государственного Русского музея: исследование и атрибуция
  • СОБРАНИЯ МУЗЕЯ МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ
    • Анна Леонидовна Краснова - Феномен греческой религиозной гравюры: собрание Музея Московской Духовной академии (Церковно-археологический кабинет) в истории гравюры греческого мира
  • СОВРЕМЕННОЕ ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО
    • Олег Ростиславович Хромов - Об одном новом явлении в современном искусстве православной книги

Вестник церковного искусства и археологии: научный журнал – Том 1 – 1 – 2019 – Ольга Николаевна Афиногенова - «Повесть о чудесах архангела Михаила» Пантолеона Диакона как решающий этап формирования культа арх. Михаила в Византии

 
Основная цель статьи — проследить историю отождествления Ангела Господня с архангелом Михаилом и выявить основной этап формирования культа архистратига. Методом сопоставления текста Священного Писания, апокрифов и византийских агиографических текстов выявляется чёткая картина влияния апокрифической традиции на византийский культ архангела Михаила. В Ветхом Завете Михаил упомянут по имени всего три раза — в Книге пророка Даниила; в Новом Завете — только однажды в Откровении ап. Иоанна Богослова.
 
Вместе с тем в Священном Писании есть многочисленные упоминания безымянного Ангела Господня. Ори ген впервые отождествил князя Михаила из Книги пророка Даниила с архангелом Михаилом, что было воспринято последующей традицией. В апокрифах, однако, почитание Михаила не всегда наделено теми аспектами, которые будут фигурировать в более позднее время. Возможно, то, что почитание Михаила вобрало в себя функции других архангелов, связано с популярной агиографической традицией, посвящённой архистратигу. Первый текст этой традиции, ставший широко распространённым в Византии, — «Чудо в Хонах» (VIII в.). Но наиболее исчерпывающе традиция почитания архангела отражена в «Повести» Пантолеона Диакона (IX в.). Текст демонстрирует окончательное закрепление отождествления безымянного Ангела Господня из Ветхого и Нового Заветов с Михаилом, а также приводит наиболее полное изложение аспектов почитания архангела в Византии.

[1] Миляева Л. Памятник галицкой живописи XIII ст. // Советская археология. 1965. Вып. 5. С. 225.; Богусевич В., Миляева Л. Станковий живопис // 1стор1я украТнського мистецтва в шести томах. К., 1966. Т. 1 С 540.
[2] Gembarowicz М. Mater misericordiae - Pokrow - Pokrowa w sztuce i Legendzie Zrodkowo-Wschodnej Europy. Wroctaw, 1986. C. 140-142.
[3] Щербань В. Генеза жонографи Покрови Богородиц! на теренах УкраТни // Мистецтвознавство ‘05.Льв1в, 2005. С. 138.
[4] Остроумов М.А. Происхождение праздника Покрова // Приходское чтение. СПб., 1911. Вып. 19. С. 401-412.
[5] Сергий (Спасский), архиеп. Святой Андрей Христа ради юродивый и праздник Покрова Пресвятой Богородицы» СПб.,1898. С. 54.
[6] Шалина И. А. Реликвии в восточно-христианской иконографии. М., 2005. С. 359.; Александров А. Об установлении праздника Покрова Пресвятой Богородицы в Русской Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1983. Вып. 10-11.
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя magistr