Виноградов - Церковь и церкви Херсона в IV веке

IV век остается, пожалуй, самым загадочным временем в истории херсонского христианства. И порождена эта проблема не столько недостатком источников, которых, на самом деле, больше, чем для многих других веков, сколько трудностью при их согласовании.
 
Поэтому первой задачей настоящей работы является анализ и сравнение письменных (агиографических, исторических и эпиграфических) источников по истории Херсонской Церкви IV века.
 
Другим существенным препятствием оказывается невозможность отнести с достоверностью к этому столетию ни одного церковного здания в Херсоне. Попытки С. А. Беляева приписать IV веку, причем чуть ли не эпохе Константина, храмы № 23 (т. н. «Уваровскую базилику») и 14 (т. н. «Базилику на холме») признания не получили. 
 
В данной работе, посвященной письменным источникам, мы не ставим своей задачей ревизию всего церковно-археологического материала Херсона с целью отыскания в нем элементов IV в., однако вынуждены будем время от времени возвращаться к этому вопросу.
 
Но, повторимся, мы сознательно избегаем привлечения всего христианского археологического материала IV века, ибо именно он обычно является непреодолимым камнем преткновения и делит исследователей на непримиримые партии. 
 

Андрей Юрьевич Виноградов - Миновала уже зима языческого безумия - Церковь и церкви Херсона в IV веке по данным литературных источников и эпиграфики

 
М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. — 224 с. : ил.
ISBN 978-5-91244-033-5
 

Андрей Виноградов - Миновала уже зима языческого безумия - Церковь и церкви Херсона в IV веке по данным литературных источников и эпиграфики - Содержание

 
Предисловие

Часть I. «Жития епископов Херсонских»

Глава 1. Епископы Ефрем и Василей
  • a. Дата
  • b. Св. Ефрем и Скифия
  • c. Св. Василей и Херсон
  • d. Столкновение с язычниками
  • e.Пещера Парфенон
  • f.Погребение ребенка
  • g.Поиски св. Василея
  • h. Гробница ребенка
  • i. Крещение херсонян
  • j.Мученичество св. Василея
  • k.Место кончины св. Василея
  • l.Погребение св. Василея
Глава 2. Епископы Евгений, Елпидий и Агафодор
  • a.Приезд свв. Евгения, Агафодора и Елпидия в Херсон
  • b.Мученичество свв. Евгения, Агафодора и Елпидия
  • c.Погребение свв. Евгения, Агафодора и Елпидия
Глава 3. Епископ Еферий
  • a.Отправление св. Еферия в Херсон
  • b. Первая поездка св. Еферия в Константинополь
  • c. Вторая поездка св. Еферия в Константинополь
  • d.Погребение св. Еферия
Глава 4. Епископ Капитон
  • a.Назначение св. Капитона
  • b. Отправление с пятьюстами воинами в Херсон
  • c.Прибытие в Херсон и проповедь у стены
  • d.Печи для обжига извести
  • e. Чудо в печи
  • f. Крещение херсонян
  • g. Строительство храма св. Петра
  • h.Поездка св. Капитона в Константинополь
  • i. Кончина св. Капитона

Часть II. Эпиграфические памятники

Глава 1. Датированные надписи
  • a.Надпись времени Констанция II
  • b. Строительная надпись времени Валента I
  • c.Строительная надпись времени Феодосия и Аркадия
  • d.Надписи времени Аркадия и Гонория
Глава 2. Недатированные надписи
  • a.Плиты с изображениями
  • b.Посвящение Мартирия
  • c.Надгробие 7 женщин
  • d.Надгробие Аристона
  • e.Надгробие Димитрия и других 
  • f.Надгробие св. мц. Анастасии
  • g.Надгробие Дамиана, Маргариты и их детей
  • h.Надгробие Феодора, Константина, Асеники, Марии, Кирадии, Георгия, Анастасия, Иоанна, Анастасии, Никомида, Асеники (?), Мнимы, Кирадии и Идонии (?)
  • i.Надгробие Кириака, сына Феодора (?)
  • j.Надгробие Агафимера
  • k.Надгробие Стефана, Стефана и Христофора
  • l.Посвящение Екатерины
  • m.Посвящение Евсевия
  • n.Прошение комита Василия
  • o.Плита
  • p.Надпись Епифания (?)
Заключение 
Post scriptum. Еще одна версия утверждения христианства в Херсонесе?
Приложение. Переводы версий«Жития епископов Херсонских»
Об авторе
 

Андрей Виноградов - Миновала уже зима языческого безумия - Церковь и церкви Херсона в IV веке по данным литературных источников и эпиграфики - «Жития епископов Херсонских»

 
Древний памятник, называемый в отечественной литературе по традиции «Житиями епископов Херсонских» (далее Житие), дошел до нас в 7 вариантах: 4 житийных и 3 синаксарных, на трех языках: греческом, грузинском и церковнославянском, причем в двух последних случаях речь, несомненно, идет о переводах. Сравнение этих версий показывает, что за одним исключением (см. ниже) они следуют порядку изложения одного протографа. 
 
К вопросу о том, какой из этих текстов стоит ближе всего к первоначальному, мы вернемся в конце раздела. Теперь же стоит обратиться к краткому описанию и, главное, классификации всех текстовых вариантов, благо в этом вопросе наблюдается некоторая источниковедческая и терминологическая путаница (связанная отчасти с тем, что в издании Латышева часть текстов упоминается лишь в дополнении). Присвоенные ниже этим вариантам сиглы будут использоваться в дальнейшем на протяжении всего текста.
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 9.6 (5 votes)
Аватар пользователя constantinus