Вопросы богословия - 1 - 3 - 2020

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Вопросы богословия - 1 - 3 - 2020
Доклады Международной научно-богословской конференции по случаю сороковой годовщины преставления выдающегося православного богослова, философа и патролога протоиерея Георгия Флоровского (1893–1979)

В Священной Истории есть, по выражению Флоровского «решающий момент в ряду временных событий». Таким «моментом» является Боговоплощение, связующее между собой два исторических периода: ветхозаветный и новозаветный. Хотя времена Ветхого и Нового Заветов существенно различаются между собой, так что их необходимо, как подчеркивает протоиерей Георгий, тщательно разграничивать и никогда не смешивать, однако они имеют между собой органическую связь: между ними стоит Иисус Христос, о Котором в Ветхом Завете возвещали «закон и пророки», и Которого «со всей остротой динамического напряжения» ожидал ветхозаветный человек. Последний воспринимал будущую «полноту времен» через прообразы и символы. Вместе с тем, ветхозаветный период был периодом «обетований и ожиданий», временем «заветов и пророчеств. И пророчествовали не только пророки», но сами священные события.
 
И все это составляло ветхозаветную историю спасения человеческого рода. Примечательно, что исторический характер ветхозаветного периода обозначается как «книга родства Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» (Мф. 1, 1). В этой связи нельзя не вспомнить слова протоиерея Георгия о том, «что Откровение — это путь Бога в истории; мы видим, что Бог шествует среди людей. Мы зрим Бога не только в трансцендентном величии Его славы и всемогущества, но и в любовной близости к Своему творению. Бог являет нам Себя не только как Господа Пантократора, но, прежде всего, как Отца. И главное — это то, что письменное Откровение — это история, история мира как творения Божьего». Таким оно является и в своей новозаветной части, где Боговоплощение не только стало «центром» истории, но и придало истории онтологический смысл. «Чрезвычайно важно то, — отмечает Флоровский, — что Божие Откровение во Иисусе Христе носит экзистенциальный характер, раскрывает новое измерение человеческого бытия (курсив автора. — М. И.)».
 

Вопросы богословия: научный журнал - № 1 (3) - 2020

Московская духовная академия
Сергиев Посад: Издательство Московской духовной академии, 2020. 192 с.
ISSN 2658-7491
 

Вопросы богословия: научный журнал - № 1 (3) - 2020 - Содержание

Список сокращений
Предисловие главного редактора
Материалы Международной научно-богословской конференции по случаю сороковой годовщины преставления выдающегося православного богослова, философа и патролога протоиерея Георгия Флоровского (1893–1979). Сергиев Посад, МДА, 23 декабря 2019 г.
  • Дмитрий Сергеевич Бирюков Два мыслителя в разговоре о паламизме: софиологический паламизм о. Сергия Булгакова и неопаламизм о. Георгия Флоровского (1920-е гг.)
  • Сергей Сергеевич Хоружий Концепция неопатристического синтеза: сегодняшний статус и возможности пакибытия
  • Михаил Степанович Иванов Богословское осмысление истории протоиереем Георгием Флоровским
  • Инна Владимировна Голубович Логика, феноменология, герменевтика в исторической философии и богословии истории Георгия Флоровского
  • Розалия Моисеевна Рупова Богословие истории прот. Георгия Флоровского как русло неопатристики
  • Алексей Евгеньевич Климов Четырнадцатитомное собрание сочинений протоиерея Георгия Флоровского: критические замечания
  • Диакон Сергий Пантелеев «Кризис русского византинизма» и переводы сочинений греческих отцов Церкви в Древней Руси
  • Николай Николаевич Павлюченков «Томление духа»: некоторые замечания по поводу критики трудов священника Павла Флоренского протоиереем Георгием Флоровским
  • Георгий Владимирович Паутов Экклезиологические границы в контексте учения о кафоличности Церкви в трудах протоиерея Георгия Флоровского
  • Сергей Владимирович Ряполов «Его звали в Киеве “смиренным философом”». Влияние о. Феофана (Авсенева) на становление русской духовно-академической философской традиции: в интерпретации и оценке протоиерея Георгия Флоровского
  • Мария Алексеевна Синицкая Исследование границ христианского единства в трудах протоиерея Георгия Флоровского и протоиерея Василия Зеньковского

Вопросы богословия: научный журнал - № 1 (3) - 2020 - Предисловие главного редактора

 
В третий номер Вопросов богословия вошли доклады, представленные на Международной научно-богословской конференции по случаю сороковой годовщины преставления выдающегося православного богослова, философа и патролога протоиерея Георгия Флоровского (1893–1979). Про то иерей Ге ор гий Фло ров ский, как известно, — истый эллинист, и христианский эллинизм есть для него мерило исторических и богословских процессов, протекавших в Церкви. Такой подход вызывает разную оценку, но так или иначе, он лежит в основе оценки древнерусского богословия отцом Георгием, изложение которого составляет первую главу «Путей русского богословия», являясь образом высокой культуры богословской мысли в сложной и актуальной области церковной науки.
 
Читатель узнает об эволюции взглядов о. Георгия Флоровского на проблему божественных энергий в контексте его полемики с про тоиере ем Сергием Булгаковым и его исследований, посвященных богословию свт. Григория Паламы, познакомится с историей экклезиологических поисков русских ученых периода расцвета отечественной богословской мысли протоиереев Георгия Флоровского и Василия Зеньковского, чьи размышления о единстве и единственности церкви, экклесиологическом статусе христианских конфессий, возможности и путях обретения христианского единства стали вновь актуальны в современном мире, соприкоснется с анализом современной рецепции концепции неопатристического синтеза о. Георгия Флоровского и оценкой перспективы ее дальнейшего развития, получит ответ на вопрос, заключается ли в «историзации» богословия опасность релятивизации вечной христианской истины, сможет оценить попытку экспликации теоретико-концептуальных оснований философии и богословия истории о. Георгия Флоровского на основе новых архивных документов, прежде всего, из архива выдающегося православного богослова, хранящегося в библиотеке Свято-Владимирской духовной семинарии (г. Крествуд, штат Нью-Йорк, США).
 
В номере также представлен критический обзор многотомного англоязычного собрания сочинений Флоровского, оказавшего влияние на составление российских сборников трудов, а также обзор его работ, посвященных теме христианского понимания истории, за весь период публикационной активности. Критические замечания, сделанные протоиереем Георгием Флоровским относительно книги священника Павла Флоренского «Столп и утверждение Истины», искавшего свидетельства объективного существования общей для всех Истины, познание Которой он относил к эсхатологической перспективе, вызывавшей у него не «томление духа», а радость ожидания грядущего преображения порадуют читателя не меньше, чем представление о позиции знаменитого богослова русской эмиграции по отношению к вопросу о границах Церкви через рассмотрение учения о ее кафоличности (соборности), как практического выражения церковного единства в вероучении и сакраментальности на основе анализа его богословских трудов, посвященных экклесиологической тематике. Интересно представлены новые грани основных положений оригинальной философской системы о. Феофана (Авсенева), который согласно мысли протоиерея Георгия Флоровского может быть назван наиболее ярким мыслителем киевской философско-богословской школы.
 
протоиерей Павел Великанов, заведующий кафедрой богословия Московской духовной академии
 
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя brat Andron