XII Ежегодная Богословская Конференция ПСТГУ – 2002

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
XII Ежегодная Богословская Конференция ПСТГУ – 2002
Встреча с богословской мыслью, приобщение к сокровищам богословской и церковно-исторической науки имеет для современного мира огромное значение. Совместная работа помогает заново открывать и по-новому оценивать духовные богатства, которыми обладает Церковь.
 
Для верующих людей, которые в течение многих десятилетий не имели возможности развивать богословскую науку и заниматься специальными научными богословскими дисциплинами (библейской экзегезой и археологией, патристикой, догматическим учением, исторической литургикой, религиозной философией, иконоведением и др.), сотрудничество со светскими специалистами позволяет оценить уровень своих достижений, усвоить научные методы и применить их в своих исследованиях. Современный уровень развития богословской науки во многом зависит не только от уровня богословского образования, получаемого нашими учащимися в духовных школах, но и от того, насколько наши богословы знакомы с языком и достижениями светской науки.
 
Разделение наук на светские и религиозные оказало свое разрушительное действие на обе части некогда единого целого. Истинное возрождение гуманитарной науки сегодня невозможно без сотрудничества, без богословской науки серьезная гуманитарная работа так же невозможна, как невозможна без веры в Бога полноценная человеческая жизнь. Но и без помощи светских специалистов нам будет трудно возродить богословскую науку, воспитать новое поколение верующих образованных людей.
 
Живой научный интерес, желание узнать новое, полезное, возможность лучше понять и полюбить Православие — все это объединило церковных специалистов и на первых Чтениях, посвященных памяти прот. Всеволода Шпиллера, и теперь на Богословской конференции, превратившейся в серьезный богословский форум. Сегодня в конференции участвуют сотни специалистов, представляющих научные достижения в области богословских, церковно-исторических, философских, филологических наук, в области церковного искусствоведения и церковного пения, православной педагогики, истории миссий.
 
Радостно видеть уже шестой том трудов Ежегодной Богословской конференции, изданный к сегодняшнему дню. Это издание, как и другая часть ваших трудов, печатаемая под названием «Искусство христианского мира», также вызывает интерес широких кругов ученых, становится нашим новым духовным богатством.
 

XII Ежегодная Богословская Конференция ПСТГУ – 2002

Москва: Православного Свято-Тихоновского Богословского Института 2002 г. — 439 с.
ISBN 5-7429-0185-2
 

XII Ежегодная Богословская Конференция ПСТГУ – 2002 - Содержание

Приветственное слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия

БОГОСЛОВИЕ

  • Священник Олег Давыденков Уточнение значения формулы у свт.Кирилла Александрийского
  • Малков П. Ю. Сотериологический аспект православного учения об Имени Божием
  • Лега В. П. О христианских основаниях культуры
  • Аникеева Е. Н. Полемика свт. Василия Великого с языческими философами и учеными
  • Михайлов П. Б. Наследие каппадокийцев в древнерусской письменности
  • Сомин Н. В. Основные христианские доктрины о богатстве и собственности: История этих доктрин в православии, католичестве и протестантизме
  • Василенко Л. И. Софиология Вл. Соловьева, видения Дамы и его стихи
  • Антонов К. М. Проблема религиозного обращения в работе С. Л. Франка «Крушение кумиров»
  • Василик В. В. О древнем двупеснце в составе Благовещенского канона
  • Священник Дионисий Лобов Толкования на Апок 13:16-18: Святоотеческое понимание «печати антихриста» и «числа зверя»

ХРИСТИАНСКИЙ ВОСТОК

  • Арутюнова-Фиданян В. А. Юлианитство и Армянская церковь (VI-VII вв.) (по «Повествованию о делах армянских»)
  • Лебедев В. В. Арабский язык как средство религиозной коммуникации в учебном процессе
  • Максимов Ю. В. Переходы из ислама в христианство в IX-X вв. по свидетельству арабских хроник

ИСТОРИЯ

  • Протоиерей Валентин Асмус Церковные полномочия императоров в поздней Византии
  • Косик В. И. Русская Сербия
  • Лотменцев А. М. Воевода Влад Цепеш и дьяк Федор Курицын. «Сказание о Дракуле» по материалам российской историографии
  • Токарев А. В. О структуре монастырских вкладных книг XVI-XVIII вв
  • Коновалов И. В., Виденеева А. Е. К истории отливки Большого Успенского колокола Московского Кремля в 1818 г
  • Волхонский М. А. Принцип веротерпимости и национальный вопрос в годы первой русской революции
  • Ромов А. В. Духовенство и правые монархисты в III Государственной Думе.
  • Житенев Т. Е. Вопрос о церковноприходских школах на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 гг
  • Аникеева Е. Н. Саблеровский центр церковного образования в селе Богословском
  • Белоногова Ю. И. Отношения иерархов Русской Православной Церкви и государственной власти в начале XX в
  • Карева В. В. Жан Баден — теоретик государства

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В XX в.

  • Протоиерей Владимир Воробьев Некоторые проблемы канонизации святых сегодня
  • Депманн X. Д. Изучение истории, богословия и духовности Православной Церкви на Богословском факультете Берлинского университета им. Гумбольдта
  • Сухова Н. Ю. Управление духовно-учебными заведениями в России в 1867-1918 гг
  • Емельянов Н. Е. Сравнение статистических оценок репрессиий 1917-1938 гг
  • Мазырин А. В. Следственное дело «Всесоюзной организации ИПЦ» как источник по новейшей истории Русской Православной Церкви
  • Протоиерей Николай Доненко Преподобномученик Парфений, игумен Кизилташского монастыря
  • Священник Георгий Ореханов, Кривошеева Н. А. Дело митр. Вениамина (Казанского): К 80-летию процесса
  • Кривошеева Н. А. Роль А. И. Боярского в процессе сщмч. Вениамина (Казанского)
  • Шкаровский М. В. Александро-Невское братство, 1918-1932 гг
  • Игнатович Т. Н. История закрытия университетской церкви муч. Татианы
  • Протоиерей Николай Доненко Расстрелянный монастырь
  • Гаврилин А. В. Русская эмиграция в 20-30-х годах XX в. в Латвии и Латвийская Православная Церковь
  • Головкова Л. А. История забытого монастыря: Красностокский женский монастырь
  • Петрушко В. И. Из истории Украинской греко-католической церкви накануне Великой Отечественной войны
  • Бовкало А. А., Галкин А. К. Церковное возрождение в Гатчине (Ленинградская епархия) во время Второй мировой войны
  • Менькова И. Г. Священномученик Вениамин (Воскресенский), епископ Романовский
  • Косик О. В. Год в Старо дубе: По материалам следственного дела сщмч. еп. Дамаскина (Цедрика)

ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ МИССИИ

  • Энеева Н. Т. Святитель Русского Зарубежья епископ Ханькоукский Иона (Покровский)
  • Колосова В. О. Взгляды русских философов в эмиграции на судьбу России.
  • Заславский В. Б. Миссионерская деятельность в Туркестанском крае
  • Свиридов М. А. Взаимоотношения Православия и ислама в Казанском крае в начале XX в
  • Комолова Н. П. Православный храм Рождества Христова во Флоренции и его прихожане

ФИЛОЛОГИЯ

  • Иванова М. В. Образ автора как интрига древнерусской словесности
  • Багратион-Мухранели И. Л. Религиозный аспект «Песен западных славян» А. С. Пушкина
  • Пряхина И. И. Об орфографической передаче j-и в рукописях XIV в
  • Каширина В. В. О графических вариантах в тексте славянской Псалтири
  • Каширина В. В. Некоторые языковые особенности писем оптинского старца Льва (Наголкина)
  • Алексеев А. В. Лексическое выражение концептов ПЕЧАЛЬ и УНЫНИЕ (в православно-аскетическом понимании) в русском языке XI-XVII вв.
  • Иванова Т. А. Семантика церковнославянизмов и мировоззрение языковой личности
  • Лукасик В. Ю. Пастораль во французской поэзии позднего Средневековья
  • Дубровина С. Н. Мотив 'ангела' в творчестве Жана Кокто 20-х годов
  • Вдовиченко А. В. Этимология в свете дискурсивной парадигмы описания лингвистического материала
  • Кузнецова И. Н. Способы описания грамматической системы языка на примере представлении артикля в основных французских грамматиках
  • Громов-Колли А. В. Религиозно-философский аспект работы Л. В. Пумпянского «К истории русского классицизма» (заметки на полях)
  • Бутана Я. С. Изучение жизненного и творческого пути Л. Л. Эллиса-Кобылинского как проблема современной историко-литературной науки
  • Ваховская А. М. Русский вопрос в прозе старших эмигрантов «первой волны»
  • Иванова О. Ю. О «неслучайности» слова в поэтическом творчестве И. Ф. Анненского
  • Поплавская Л. Б. Мотив «птицы» в поэтике трагедии Эсхила «Умоляющие»
  • Грязнова Е. О. Несколько замечаний к вопросу о православной богослужебной лексике во французском языке
  • Успенская С. Ф. Опыт лексико-семантического анализа английских глаголов поклонения

ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ

  • Иеромонах Лазарь (Гнатив) Преподобный Варсонофий Оптинский о музыкальной культуре и богослужебном пении
  • Тутолмина С. Н. Византийские и славянские йотированные Триоди древнейшей традиции
  • Елисеева Е. Ю. Задостойник Рождеству Христову в древнерусской певческой традиции
  • Богомолова М. В. Певческая книга Демественник
  • Макаровская М. В. Интерпретация песнопений знаменного роспева в липованской богослужебно-певческой традиции
  • Шуглиашвили Д. Грузинские церковные песнопения: традиции и современность
  • Матвеева Ю. А. Музыкальное воспитание в Православной гимназии: опыт межпредметных тематических связей

XII Ежегодная Богословская Конференция ПСТГУ – 2002 - Лега В. П. (ПСТБИ). О христианских основаниях культуры

 
Вопрос о том, что такое культура, при всей своей кажущейся очевидности до сих пор является не до конца решенным и спорным. Даже в определении понятия «культура» наблюдаются разногласия. Чаще всего философы определяют культуру как все то, что создано человечеством. В этом плане различаются культуры различных народов, эпох, религий, и можно говорить о культуре, например, древнегреческой, средневековой, немецкой, русской, мусульманской, христианской и т. п. Однако наш разум не может мириться с таким пониманием культуры, ибо тогда к культурным достижениям человечества относятся, например, оружия войн, пыток и т.п. Более распространено узкое понимание культуры как только деятельности по созданию произведений искусства. Ситуация осложняется и тем, что в различных языках слово «культура» используется наряду с термином «цивилизация», так что, например, французы предпочитают говорить именно «цивилизация», в то время как немцы предпочитают слово «культура» (Бердяев). После работ Шпенглера иногда стало принято разделять культуру и цивилизацию по хронологическому принципу: цивилизация есть результат упадка культуры и ее последняя стадия.
 
Однако эти два подхода к пониманию термина «культура» не совсем отражают истинный смысл этого понятия — такой, какой закрепился в языке.
 
Слово «культура» неразрывно связано со словом «культурный»: говоря о культуре, мы прежде всего имеем в виду культуру человека, его духовный мир.
 
Поэтому следует согласиться с Н. Бердяевым, сказавшим, что «цивилизацией нужно обозначать более социально-коллективный процесс, культурой же — процесс более индивидуальный и идущий вглубь. Мы, например, говорим, что у этого человека есть высокая культура, но не можем сказать, что у этого человека очень высокая цивилизация. Мы говорим духовная культура, но не говорим духовная цивилизация». Таким образом, культура связана с личностью человека и отражает его внутренний мир, в то время как слово цивилизация более отражает социальный аспект и имеет дело с отношениями между людьми и людей к природе.
 
Поэтому, по нашему мнению, термин культура в широком смысле как все то, что создано человеком, синонимичен, скорее, термину цивилизация, и правильнее было бы говорить о древнегреческой, средневековой и т.п. цивилизациях, хотя различие в понятиях здесь может быть весьма условным. Относительность же отождествления культуры с искусством еще более очевидна, поэтому попытаемся определить термин культура именно через человека, личность, его внутренний мир.
 
Культура человека — и это совершенно очевидно — состоит из нескольких элементов. Ведь что собой представляет человек, которого мы называем культурным? Культурный человек — это, во-первых, человек умный, во-вторых, нравственный, а в-третьих, имеющий эстетический вкус. Однако и этого недостаточно. Культурный человек всегда ощущает свое несоответствие неким идеалам и постоянно стремится совершенствоваться во всех этих областях — стремится стать умнее, нравственно чище, эстетически прекраснее. Таким образом, культура не только имеет три составляющих — знание, нравственность, красоту, но и представляет собою скорее не скаляр, но вектор, направленный к некоему идеалу — Истине, Благу, Красоте. Быть культурным человеком — значит постоянно стремиться к этим высшим ценностям и, следовательно, признавать их существование, верить в то, что есть Истина, познаваемая человеком, что есть Добро, которое нужно спешить делать, и есть Красота, так что о вкусах можно и нужно спорить.
 
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя magistr