Ежегодная богословская конференция ПСТГУ – 2013

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
XXIII Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета – 2013
Для понимания логики советского террора представляется продуктивным изучение внутренних общественно-политических и социальных факторов, которые побудили руководство страны перейти к уничтожению значительной части подвластного ему населения.
 
Проследим, как социально-исторические особенности донского региона, аграрного района с широким представительством казачества в его общественной структуре, с обширной социальной базой Русской Православной Церкви, оказали влияние на происходившие политические и социокультурные процессы, на переход советской власти в своей внутренней политике к методам террора в отношении духовенства и мирян региона.
 
1920—1930-е гг. на Дону были ознаменованы перманентным социальным конфликтом сталинского режима и казачье-крестьянского населения, который особенно усилился на рубеже 1930-х гг. в связи с политикой коллективизации сельского хозяйства.
 
На протяжении 1920-х гг. казаки оставались приверженцами религиозных традиций, открыто выражали свою веру. Причем политика власти по социальной дифференциации и внутреннему «разложению» казачества не привела к заметным результатам, казаки оставались традиционно сплоченным сообществом, независимо от социального положения его членов, продолжали проявлять себя активной силой в сопротивлении давлению власти. Несмотря на все старания советской власти по «перетаскиванию» казаков на свою сторону, они сохраняли по отношению к ней «угрюмое», выжидательное и скрыто враждебное отношение: казаки чувствовали себя побежденными «иногородней» коммунистической властью — властью «иногородних».
 

XXIII Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета – 2013

М.: Изд-во ПСТГУ, 2013 г. - 413 с.
ISBN 978-5-7429-0867-8
 

XXIII Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета – 2013 – Содержание

ОСЕННЯЯ СЕССИЯ
1937 год в истории Русской Православной Церкви
  • Бирюкова Ю. А. Репрессии против духовенства и мирян на Дону в 1930-е гг.
  • Шкаровский М. В. Репрессии 1930-х гг. против священнослужителей Северо-Запада России
  • Галкин А. К. Через 10 лет после «легализации». Сеть приходов Московской Патриархии в Ленинградской области и Карелии к весне 1937 года
  • Мазырин А., свящ. Большой террор и Московская Патриархия: репрессии против ближайших сотрудников митрополита Сергия (Страгородского)
  • Курляндский И. А. Церковная часть дела об «офицерском заговоре РОВС» в Орлово-Розовском лагерном пункте Сиблага НКВД (ноябрь — декабрь 1937 г.). По новым материалам архивов ФСБ  
  • Хаустов В. Я. Органы НКВД и репрессии против Церкви в 1937-1938 гг. 4
Картвелология: проблемы и перспективы
  • Андрей (Гвазава), митр. Горийский и Самтависский. О характеристике устава Иверского Петрицонского монастыря Григола Бакурианис-дзе
  • Николай (Пачуашвили)у митр. Ахалкалакский и Кумурдойский. Апостольская Миссия Церкви
  • Шио (Муджири), митр. Сенакский и Чхороцкусский. Подвижники Русского Свято-Пантелеймонова монастыря на Афоне конца XIX — начала XX в. о духовнике прп. Алексия (Шушания) иеросхимонахе Феодосии (Эристави)
  • Стефан (Калаиджишвили), архиеп. Цагерский и Лентехский. Церковная юрисдикция Западной Грузии по источникам VII в., касающихся вопросов жизни и деятельности прп. Максима Исповедника и его сподвижников в третьей ссылке
  • Бабулашвили Э., Абашидзе 3. Д. Жизнь и деятельность Католикоса Антония II
  • Малков П. Ю. «Шествуя путем царским...» (Об одной из сторон антропологического учения преподобного Максима Исповедника)
  • Багратион-Мухранели И. Л. Роль Кавказа в процессе самоидентификации России, кавказские войны и русская литература
  • Башелеишвили Л. О. От «главенствующего брата» — до настоятеля монастыря
  • Щелкачев А.у свящ. Отдельные вопросы дискуссии на Предсоборном Присутствии о восстановлении автокефалии Грузинской Церкви
  • Тихонов И. С. «Клятву верности сдержали»: потомки Грузинского Царского дома Багратионов в Отечественной войне 1812 г.
  • Мельникова И. Е. Из истории заговора в Кахетии грузинских князей и дворян 1811-1812 гг. в первые годы совместного пребывания Грузии под покровом Российской власти (По материалам ГА РФ)
Апокалипсис святого апостола Иоанна Богослова: экзегезис, богословие, история влияния Андросова В. А. Апокалипсис как книга надежды: основные богословские акценты Откровения Иоанна Богослова
  • Хамфри Э. М. Призыв Апокалипсиса: созерцать и поклоняться
  • Переш И. Небесно-апокалиптический Христос
  • Курский Г.у свящ. Книги великих пророков как источник образа Иерусалима в Откровении ап. Иоанна Богослова
  • Небольсин А. С. Литературное и богословское значение техники «сцепления» (interlocking) в структуре Апокалипсиса
  • Прокопчук А. прoт. Pax Romana в Послании ап. Павла к Ефесянам и в Откровении ап. Иоанна Богослова
ЗИМНЯЯ СЕССИЯ
Актуальные вопросы истории Русской Православной Церкви в XX веке
  • Воробьев В., прот. Изучение новейшей истории Русской Православной Церкви в ПСТГУ: итоги двадцатилетия
  • Милякова Л. Б. Партийная программа российской социал-демократии 1903 г. как источник формирования декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви
  • Мельникова И. Е. Церковная ситуация в Грузинском Экзархате накануне обсуждения на Предсоборном Присутствии 1906 г. вопроса о Грузинской Церкви
  • Ковырзин К В. Проблематика правового и имущественного положения православного духовенства в трудах Поместного Собора 1917—1918 гг.
  • Леонов С. В. Репрессии против Русской Православной Церкви в период Октябрьской революции: некоторые проблемы историографии
  • Сухоруков А. Н. Церковная деятельность епископа Николая (Ярушевича) в начале 1920-х гг. в сопоставлении с церковной деятельностью архимандрита Ермогена (Голубева) в это же время
  • Вишиванюк А. В. Церковный вопрос в идеологии и практической деятельности украинских националистических движений в 1941—1949 гг.
  • Зимина Η. П. Уфимская автокефальная епархия «непоминающих» андреевского течения: история, иерархия, ликвидация (1927—1938)
  • Цуриков В., прот. Сохранение архивной россики в РПЦЗ
Благотворительность и социальная политика государства в России XIX—XX веков
  • Ульянова Г Н. Целевые фонды в финансировании благотворительности: «Приступать к учреждению... заведений тогда только, когда к содержанию их назначены будут достаточные средства»
  • Подольская Ж. А. Деятельность общественных организаций и частных лиц по совершенствованию народного образования во Владимирской губернии во второй половине XIX в
  • Кочуков С. А. Благотворительная деятельность Саратовского земства и Русско-турецкая война 1877-1878 гг
  • Комарова Т В. Благотворительная деятельность иноков и их духовных чад во второй половине XIX в. на примере Шамординской обители Калужской губернии
  • Ермолаев О. А. Служение милосердия в христианском братстве на примере Христорождественского приходского братства свящ. А. В. Гумилевского
  • Рядченко Е. А. Самарские «голодные кампании»: хроника помощи
  • Психомахова А. Р. Деятельность просветительских обществ в Северо-Кавказском регионе в конце XIX — начале XX в
  • Мозгова О. Б. Принципы христианского милосердия и благотворительности в опыте и трудах преподобномученицы великой княгини Елизаветы и Η. Н. Неплюева
  • Грабко Μ. Е. Благотворительная деятельность Русской Православной Церкви в среде фабрично-заводских рабочих (конец XIX — начало XX в.) по материалам ЦИАМ
  • Ключарева Л. В. Взаимодействие Русской Православной Церкви и государства в вопросах благотворительности в годы Первой мировой войны (по материалам Тульской губернии)
  • Грант С. Развитие сестринского дела в Советском Союзе 1920-х гг. и участие в нем квакеров
  • Козловцева Е. Я. Изучение истории благотворительности и социальной политики государства: опыт проведения тематической конференции
Церковные соборы в Раннехристианский и Византийский периоды
  • Маттеи Я. Африканские соборы в эпоху св. Киприана Карфагенского
  • Захаров Г Е. Вселенский собор как собрание епископов Востока и Запада в патриотическом наследии и церковной практике IV в
  • Ауров О. В. «Не прикасайтесь к помазанным моим...» (Пс 105. 15): статус королевской власти в постановлениях Толедских соборов VI—VII вв
  • Изотова О. Н. Феофан Исповедник о Вселенском соборе
  • Заплатников С. В. Идея Вселенского собора в VIII в
Романская филология
  • Олевская М. И. Сходство отдельных мелодических структур и их фиксации в интонации и музыке (на базе сопоставления интонационных конструкций и осмогласия)
  • Ненарокова Μ. Р. «Чудо Георгия о змие» в средневековой западной гимнографии
  • Кабанова А. Семантика супина в современном румынском языке
Германская филология
  • Маньков А. Е. Структурные изменения в исчезающем языке и вопрос о разрушении языка
  • Германская А. Б. Рецепция Д. Г. Лоренсом романа «Алая буква» Н. Готорна
  • Писарев Л. В. Творчество Р. Киплинга и Н. С. Гумилева: к истокам поэтической общности
  • Рыбина Я. Ю. Киноверсии пьес Ю. О’Нила 1930-х гг. к проблеме интермедийного перевода
  • Шипилова Я. В. Языковая игра в драматургии У. Шекспира
  • Юж С. Я. Образ Италии в романе Э. М. Форстера «Куда боятся ступить ангелы»
Актуальные проблемы общего и сравнительно-исторического языкознания: методология, теория, преподавание
  • Маршева Л. Я. Из истории Триоди Постной: опыт научно-популярной заметки
  • Людоговский Ф., свящ. Коммуникативная структура Акафиста и акафистов
  • Злобина Я. Ф. Основные методологические принципы филологической концепции Ф. И. Буслаева
  • Астахова Т С. Мотивированные обозначения как неотъемлемая часть системы именований лиц
  • Саломатова О. В. Монгольский период развития русской проповеди (основные лингвистические характеристики)
  • Ярмушевская А. В. Прецедентные высказывания в житии Феодосия Печерского
  • Коренева Ю. В. Парадигматика и синтагматика лексемы святой в житии преподобного старца
  • Литвинцева К. В. Отражение лексических свойств слова Бог в лексикографических описаниях
  • Логинова Ю. А. Вариативность кратких форм прилагательных типа ветрен/ветренен
  • Добрушина Е. Р Экспансия лексемы ихний — история, современность и прогнозы
  • Щербакова М. Я. Оценка как субъективная модальность (введение в проблематику)
  • Драчева Е. А. Проблема критерия точности в стихотворном переводе сатирических произведений (на материале переводов стихотворений Дж. Г. Байрона)
Информационные технологии в церковной жизни
  • Соловьев А. В., Евсеев А. С. Модель формы и содержания групповых представлений документов
  • Соловьев А. В., Электронные архивы: основные постулаты и проблемы разработки
  • Тищенко В. А. Применение автозаполнения для перехода по ключевым словам на искомые значения в массиве СУБД НИКА
  • Чернышева Я. Б. Расчеты, основанные на использовании пропорциональных отношений (гипотезы)
Педагогика
  • Щелина Т. Т. Профессионально-ориентированная волонтерская деятельность как условие и средство обеспечения качества подготовки будущих учителей
  • Плешаков В. А. Киберсоциализация как контекст религиозного воспитания в XXI в
  • Никитненков А. Ю. Совершенствование системы подготовки учителей начальных классов к преподаванию фольклора на рубеже ΧΧ-ΧΧΙ вв
  • Конюхов Д., прот. Исихазм в педагогике
  • Кузнецова Г. Д. Взаимодействие педагога и ученического коллектива как средство нравственного совершенствования личности школьника
  • Володина Л. О. Педагогика коммуникативного действия как условие формирования духовно-нравственных ценностей современного семейного воспитания
  • Абрамов С И. Современное культурно-образовательное пространство в контексте светского и православного педагогических подходов
  • Разоренова Е. Л., Макарова Е. В. Духовно-нравственное воспитание как компонент образовательной программы учебного учреждения
  • Феликсов С. В. Семантическое описание словарного состава конфессионально-терминологической системы православного вероучения в учебном пособии по церковнославянскому языку
  • Горячева А. А. Книга и чтение в становлении будущего педагога
  • Розина О. В. Конфессиональное самоопределение учителя в системе подготовки к духовно-нравственному воспитанию школьников
  • Ребиндер Ю. И. Деятельность Религиозно-педагогического Кабинета в Париже в XX столетии и ее влияние на духовно-нравственное становление детей эмиграции
  • Становская Т. А. Возможности организации проектной деятельности учащихся на уроках Основ православной культуры
  • Крицкая Т. В. Православные основы образования в работах святителя Фаддея (Успенского)
  • Комарова Т В. Содержание и формы заданий олимпиады школьников по Основам православной культуры
  • Варсонофий (Чугунов), игумен. Формы и методы работы Молодежного отдела Архангельской
  • епархии по православному воспитанию подростков
  • Янушкявичене О. Л. Возрастные особенности восприятия и современная реформа образования
  • Соловьева А. В. Формирование «нравственности» у студентов-дизайнеров
Церковное пение
  • Силуан (Туманов)у игум. «Русский стиль» в богослужебном пении — обращение к истокам или удаление от традиции?
  • Гатовская Е. «Детский альбом» П. И. Чайковского в переложении для детского хора А. Д. Кожевникова
  • Старостина Т А. Представление о певческом звуке в русской народно-песенной культуре
Дистанционное образование в области теологии: практика, проблемы и перспективы
  • Хэлворсен С. Дж.у свящ. Биты, байты и тело Христово: Обеспечение и поддержание общения при богословском дистанционном образовании
  • Шевченко О. Н. Система дистанционного обучения на факультете дополнительного образования ПСТГУ: опыт и перспективы
  • Лысенко И. В. Внедрение системы дистанционного образования в СПбДАиС
  • Савонина Л. В. Дистанционное теологическое образование: резервы и потенциал
  • Конопатченков А. В. Специфика использования систем дистанционного обучения в православных учебных заведениях

XXIII Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета – 2013 - Бирюкова Ю. А. - РЕПРЕССИИ ПРОТИВ ДУХОВЕНСТВА И МИРЯН НА ДОНУ В 1930-е гг.

 
Политика «лицом к деревне» и «лицом к казачеству» середины 1920-х гг. привела к возрастанию активности казаков по отношению к формированию органов местного самоуправления, они стали принимать оживленное участие в перевыборах в советы. В этой возросшей активности казачества проявились протестный и религиозный компоненты. Секретный отдел полномочного представительства ОГПУ на Северном Кавказе докладывал, что на перевыборах в советы 1925—1926 гг. членам ВКП(б) помешали представители церковных советов и верующие, главным образом из казаков, «исключительно тихоновской» или «сергиевской ориентации». Они единодушно заблокировали все списки от фракций ВКП(б). В результате в ряде мест в советы были избраны члены церковных советов, на которых казаки возлагали надежды, что они «смогут по-настоящему защищать интересы Церкви». Во время выборов раздавался возглас: «Голосуй, ребята, это наш!» И данный человек избирался в совет. Выдвигались лозунги: «Советы без коммунистов», «Объединение для защиты прав Церкви и казачества». Таким образом, для верующих казаков представители коммунистической партии воспринимались как враги Церкви, попирающие гражданские права казачьего населения. Проводя в советы «своих» людей, казаки по сути использовали ресурс современной им советской государственной системы против нее самой. Ситуация с выборами в советы привела к ослаблению позиций большевиков в деревне и в значительной мере стала причиной свертывания политики «лицом к казачеству» и дальнейшего усиления недовольства властью.
 
В этих условиях началась сталинская насильственная коллективизация, которая предполагала социокультурную трансформацию крестьянства, уничтожение традиционного крестьянского уклада и формирование нового социального типа, с новыми культурными характеристиками. Поэтому борьба с религией в начале 1930-х гг. стала одной из важных составляющих политики коллективизации сельского хозяйства, которая была призвана способствовать как подавлению идеологического конкурента большевиков в лице Церкви, так и сопротивления российского крестьянства.
 
Крестьяне нередко объединялись с духовенством в протестных акциях против бесчеловечной политики власти на селе. В то же время сообщалось о массовых выступлениях крестьянства против антирелигиозной кампании, закрытия церквей, в защиту духовенства, подвергаемого различным притеснениям. С особой силой протестные и даже повстанческие настроения распространились в казачьих районах Северного Кавказа. Здесь в противо-колхозной агитации особенно выделялся религиозный мотив. Противники колхозов были уверены в неизбежной «гибели религии и веры при коллективизации», считали, что коллективизация неизбежно повлечет «сплошное закрытие церквей». В результате даже беднота в ряде мест отказывалась от вступления в колхозы. Сводки ОГПУ сообщали: «По Вешенско- му району Донецкого округа попы принимают активное участие в кулацких группировках, ставящих себе целью срыв коллективизации». В проповедях духовенство называло колхозы крепостным правом и гонением на веру. ОГПУ Константиновского района в 1933 г. докладывало, что «широким полем деятельности для к[онтр-]р[еволюционной] работы было использовано верующее казачество и рассадником саботажнических идей явились попы и контр-революционно настроенные верующие».
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 9.5 (2 votes)
Аватар пользователя brat magistr