Богословская конференция - ПСТГУ - 25 - 2015

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
XXV Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета — 2015
В апреле 1946 г. Троице-Сергиева Лавра была открыта после 25-летнего перерыва. Это было значительным событием для Русской Церкви [6]. Оно стало возможным благодаря изменению курса религиозной политики Советской власти во время и после войны. До войны Советская власть стремилась к уничтожению монашества и церковной жизни в целом. Сама лавра была закрыта в 1919 г., и ее бывшие насельники были репрессированы в 1930-х гг. Последние монахи были арестованы и расстреляны в 1937 г. [5, 292—367].
 
Однако, как уже было отмечено, во время войны церковная политика Советского государства радикальным образом изменилась.
 
Возвращение лавры Церкви и ее открытие имели особое значение. Сам патриарх Алексий I много хлопотал об этом перед властями. Так, 15 августа 1945 г. патриарх Алексий написал в Совет по делам РПЦ: «В целях укрепления положения Русской Православной Церкви, как в отношении духовном, так и внешнем, материальном, представляется желательным возвращение в ее ведение Троице-Сергиевской Лавры. Церковная жизнь России с давних времен была тесно связана с Лаврой Преподобного Сергия. Лавра была духовным центром Русской Православной Церкви...» [2, 67]. Патриарх пишет, что Лавра важна не только для Церкви, но и для всей России: «лавра явилась памятником не только духовым, но и граждански патриотическим». Более того, лавра известна не только в России, но и «везде за границей», и иностранцы хотят ее посещать [2, 67]. Как отмечал патриарх, в то время комплекс зданий Лавры находился в крайне запущенном состоянии, однако возможна была его реставрация силами Церкви. Предстоятель Русской Церкви просил также о возвращении мощей прп. Сергия и писал, что удовлетворение этой просьбы «могло свидетельствовать пред всем миром, интересующимся церковной жизнью в нашем Союзе, о положении в ней Православной Церкви. А с другой стороны, все верующие люди оценили бы этот акт как самое яркое выражение того отношения к Церкви, какое имеет наше Советское правительство» [2, 68—69].
 

XXV Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета — 2015

Москва: Изд-во ПСТГУ, 2015 г. — 360 с.
ISBN 978-5-7429-1021-3
 

XXV Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета - 2015 - Содержание

ОСЕННЯЯ СЕССИЯ
Ветхий Завет в Новом
  • Бельский В. В. Призыв к обращению в Зах 1. 3 и евангельское учение о покаянии  
  • Прокопчук А., прот. Закон и писание в посланиях святого апостола Павла
  • ТодиевА., диак. Проблема интерпретации мессианского века в 1 Кор 15.20—28
  • ДесницкийА. С. Последовательность или контекстуальность? Перевод ветхозаветных цитат и аллюзий в Новом Завете
  • Казинов В. А. История Агари и Сарры в послании к Галатам (4. 21—31) в рамках аргументации апостола Павла относительно Моисеева Закона
  • Смогло С., диак. «Духовное питие» «Израиля по плоти» и «чаша Господня» общины Коринфа (1 Кор 10-11)
Наука, философия, христианство: пути взаимодействия (к 450-летию со дня рождения Г. Галилея)
  • Лега В. П. О христианских основаниях науки (Галилей и его предшественники)
  • Чистов А., свящ. К истории понятий «сила» и «энергия» в науке Нового времени
  • Пименов С. С. Наука и религия (casus Тиллих)
  • Павлюченков Η. Н. Философское осмысление геоцентрической системы мира в трудах П. А. Флоренского
Церковная иерархия и государственная власть: от древности к современности
  • Петрушко В. И. Григорий Цамблак и планы великого князя Витовта по возрождению православной митрополии в Литве
  • Кенворти С. Советская власть и Троице-Сергиева Лавра при Сталине и Хрущеве
  • Филиппов Б. А. Церковь и государство после падения советской системы: проблемы и решения (на примере Венгрии, Польши и Чехии)
Картвелология: проблемы и перспективы
  • Николай (Пачуашвили), митр. Отказ пророка Ионы от выполнения божественного повеления и причины, его породившие
  • Стефан (Калаиджишвили), архиеп. Замечания по поводу статьи А. Виноградова «Еще раз к вопросу о месте ссылки, кончины и погребения преподобного Максима Исповедника и его спутников»
  • Андрей (Гвазава), митр. Роль настоятеля монастыря как духовника братии (по типику Ваханского монастыря)
  • Шио (Муджири), митр. Из истории пребывания монахинь-затворниц в Теклатском женском монастыре
  • Абашидзе 3. Д. У истоков картвелологии (митрополит Евгений (Болховитинов) и некоторые вопросы истории Древней Грузии)
  • Багратион-Мухранели И. Л. «Духом величавая жена» (Трансформация женских образов в кавказской лирике Я. Полонского)
  • Артюшенко М. В. Церковно-общественное служение архимандрита Афанасия (Петриева) — грузинского-дворянина, настоятеля Донского монастыря
  • Мельникова И. Е. Хроника юбилейных торжеств к 100-летию присоединения Грузии к России
Актуальные вопросы истории Русской Православной Церкви в XX в.
  • Гайда Ф. А. Столыпин и эволюция правительственного курса в церковной сфере
  • Доненко Н., прот. Обновленческий митрополит Иосиф Кречетович
  • Ковырзин К. В. Механизм формирования личного состава Святейшего Синода Российской Православной Церкви в период думской монархии в России (1905—1917 гг.): к постановке проблемы
  • Лобанов В. В. «Великое Всероссийское предсоборное совещание» обновленцев (10—18 июня 1924 г.) (по материалам ЦГА Москвы и РГАСПИ)
  • Мазырин А., свящ. «Восьмой Вселенский Собор» и обновленческий раскол в России
  • Маковецкий А., прот. К вопросу об открытии приходов Русской Православной Церкви За границей в России на канонической территории Московского Патриархата (1990—1995 гг.)
  • Николаев С., диак. Обзор архивного фонда священномученика архиепископа Серафима (Самойловича) и исповедницы Ираиды Тиховой
  • Петрова Т В. К вопросу о «даниловской оппозиции» патриарху Тихону
  • Шевченко Т. И. Валаамцы в Соборе новомучеников и исповедников Российских
ЗИМНЯЯ СЕССИЯ
Религиоведение
  • Половинкин С. М. Наука, философия и богословие в понимании прот. Сергия Булгакова
  • Павлюченков Η. Н. Религиозная апологетика и научный подход к изучению религии в трудах священника Павла Флоренского
  • Сазонов Д., прот. Борьба научного и религиозного мировоззрений в контексте идеологии партийной диктатуры (на примере «хрущевской оттепели»)
  • Нижников С. А. М. К. Мамардашвили об особенностях функционирования религиозного сознания
  • Носачев Н. Г. Конструирование образа «Другого» в православном апологетическом дискурсе конца XX — начала XXI в
  • Иванова А. С. Особенности изучения индуистской танатологической проблематики в отечественном религиоведении
  • Редкозубое А. Д. Ислам в Российской империи
  • Лисица Ю. Т. Логика Логоса и современная нефундированная теория познания
  • Кудрявцева Н. А. Этапы развития конфуцианства и китайская философия в КНР
  • Бершицкая Т. В. Некоторые замечания о сакрализации основателя ислама — Мухаммада
Благотворительность и социальная политика государства в России XIX — начала XX века
  • Шевцова Г. И. Деятельность склада княгини Елены Петровны в пользу русских и сербских воинов и их семей (1914—1916 гг.)
  • Фомичев И. В. Благотворительная помощь детям-беженцам и детям-сиротам в годы Первой мировой войны
  • Оськин М. В. Беженцы Первой мировой войны (1915 — февраль 1917 г.): гуманитарно-продовольственная проблема российской провинции
  • Жукова Л. В. Церковная благотворительность в годы Первой мировой войны
  • Кубрик А. Д. Помощь московской общественности русским военнопленным в годы Первой мировой войны
  • Белоусова О. В. Благотворительные инициативы художественной интеллигенции в годы Первой мировой войны (по материалам Санкт-Петербурга)
  • Подольская Ж. А. Учебные заведения Владимирской губернии в годы Первой мировой войны
  • Комарова Т. В. Княжна А. А. Урусова — сестра милосердия Свято-Георгиевской общины
  • Кочуков С. А. Деятельность сестер милосердия в Русско-турецкую войну 1877—1878 гг. (по материалам визуальных источников)
  • Цысь В. В., Цысь О. П. Роль благотворителей в становлении образовательных учреждений Тобольского севера в XIX — начале XX в
  • Чибисова Т. А. Благотворительность О. К. Каменецкого, первого лейб-медика из русских. Православное историко-медицинское наследие начала XIX в
  • Барабанова К. С. Благотворительные подвиги в первую московскую эпидемию холеры в 1830 г.
  • Борзых А. С. Деятельность российских сестер милосердия в период Крымской войны (1853—1856)
  • Цыганков Д. А. Благотворители и благотворительность в жизни В. И. Герье
  • Цаллагова 3. Б. Роль благотворительных обществ в развитии образования на Северном Кавказе в XIX — начале XX в
  • Федосеева С. Е. Благотворительная деятельность приходских организаций Московского уезда Московской губернии в пореформенной России
  • Грабко Μ. Е. Церковное благотворение и миссия в городском пространстве: история и перспективы
Романская филология
  • Абрамова М. А. К проблеме формирования романа Нового времени: «Треволнения и муки любви» Элизьен де Крен
  • Кабанова А. С. Румынские неличные формы глагола в функции определения
  • Клюева Е. В. О новом издании произведений Франсуа Вийона
Германская филология
  • Комова Т. А. Отрицание как явление языка и речи в контексте перевода
  • Бакулина А. С. Бивербальные конструкции в готском языке как средство выражения залоговых значений
  • Кобелева Е. В. Американский предприниматель в понятийной картине мира начала XX в
  • Кошкина Е. Г. Характеристика этического и пространственного параметров языковой картины мира во фразеологии
  • Маньков А. Е. Перфект и плюсквамперфект в диалекте села Старошведское
  • Дубкова М. В. Фантазеры и фантазия: творческий процесс героев биографий Питера Экройда
  • Аксенов А. В. Лис Ренар и Братец Кролик: трикстер в Европе и Америке
Актуальные проблемы общего и сравнительно-исторического языкознания: методология, теория, преподавание
  • Маршева Л. И. Жития и жития: опыт научно-популярной заметки
  • Скачедубова М. В. Об интерпретации случаев «смешения» перфекта и плюсквамперфекта на материале переводных памятников: Житие Василия Нового, Житие Андрея Юродивого, «История Иудейской войны» Иосифа Флавия
  • Родионов В., свящ. Лексическое редактирование церковнославянских текстов (паронимы и устаревшие слова)
  • Алексеев А. В. Отражение лексической семантики различного типа в исторических словарях русского языка
  • Саломатова О. В. «Беседа в неделю блудного сына, при поминовении раба Божия Александра (поэта Пушкина)» архиепископа Херсонского Никанора: опыт анализа в контексте стилистических особенностей русской проповеди второй половины XIX в
  • Коренева Ю. В. Теонимы в преподобническом житии
  • Литвинцева К. В. Функциональные типы церковнославянизмов в современном русском языке
  • Борзенко Е. О. Русский однословный компаратив: проблемы и решения
  • СамоделкинА. А. Тема-рематический анализ в функциональной лингвистике: от актуального членения предложения к тексту
  • Бондаренко В. В. Языковая картина мира в русских традиционных и авторских колыбельных
  • Мокшенинова О. М. О понятии «языковая личность»
Педагогика
  • Десятое К. А. Природа как фактор воспитания личности в школах России: историко-педагогический аспект
  • Кондратьева Г. В. Воспитание в процессе обучения математике: опыт отечественной школы XIX в
  • Кузнецов М. Д. Философия патриотического воспитания в России и Англии (1910—1930 гг.)
  • Кузнецова Г Д. Пути формирования профессиональных умений и навыков будущих педагогов на занятиях по педагогике
  • Макарова Е. В. Духовно-нравственные ориентиры книги Псалтирь в учебной деятельности школьников
  • Плешаков В. А. О «мозаичной культуре» человечества и экзистенциальных последствиях «духовного апокалипсиса» молодежи в эпоху киберсоциализации
  • Розина О. В. Критическое мышление в структуре профессиональных компетенций педагога «Православной культуры»
  • Становская Т. А. Методические проблемы организации уроков Закона Божия в начальных школах дореволюционной России
  • Стропа С. И. Специфика формирования предметных учебных действий младших школьников по литературному чтению
  • Трунина О. К. Формирование традиционных семейных ценностей у школьников на уроках «Основ православной культуры» (ОПК)
Диаконическое образование
  • Астэр И. В. Содействие становлению социокультурных компетенций молодежи
  • Булочев Р. С. Особенности формирования мировоззрения православного правозащитника: опыт юриста социальной сферы
  • Алексей (Черный), диак. Проблема религиозной идентичности в образовании сотрудников социально ориентированных НКО
  • Зальцман Т. В. Особенности построения комплексных образовательных программ в области социальной работы
  • Коновалова О. В. Научно-педагогические проблемы возрождения православных традиций образования в высших учебных заведениях
  • Кононова Т. Б. Специфика преподавания курса «История социальной работы» в социальных вузах
  • Владимир (Хулап), npom. Богословская составляющая диаконического образования (на примере подготовки социальных работников)
  • СмуловА. М. Социальная работа как неотъемлемая часть церковного миссионерского служения: теоретическая подготовка и практика
  • Телегина Т. В. Возможности использования игровых технологий в процессе обучения социальных работников
  • Шилина И. Б. Духовное и светское образование в курсе «Актуальные концепции культурологии»
Информационные технологии в церковной жизни
  • Королев А. В. Роль XML в разработке программного обеспечения
  • Соловьев А. В. Вопросы организации долговременного хранения электронных документов
  • Тищенко В. А. Построение классификатора мест служений новомучеников с использованием географических метаданных на примере БД “За Христа пострадавшие”
Факультет церковного пения
  • Вискова И. В. Духовные песни Хенрика Миколая Гурецкого и стилистика «религиозного минимализма»
  • Николаева Е. Николай Корндорф: история Литургии

XXV Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета — 2015 - Прокопчук А., прот. Закон и писание в посланиях святого апостола Павла

 
1 Послание к Коринфянам. На протяжении веков заповеди Моисея: «...да не будет у тебя других богов пред лицем Моим... не поклоняйся им и не служи им... Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего... ничего, что у ближнего твоего» (Исх 20. 3, 5,14—17) — определяли жизнь еврейского народа. Однако, объясняя коринфянам, почему не следует блудить, есть идоложертвенное мясо или вымогать друг у друга имущество, Павел ни разу не цитирует сами заповеди. Поразительно, что, выдвигая множество доводов против блуда (6.12—20), он ни разу не ссылается ни на заповедь Декалога, ни на слова самого Иисуса Христа, хотя в других местах послания делает это неоднократно. Это тем более странно, что он видит в Церкви духовный Израиль (10.18), а евреев исхода считает «отцами» верующих Коринфа (10.1). Он даже требует от коринфян выполнить правило об удалении квасного хлеба накануне Пасхи. К решению указанных проблем Павел подходит с экзистенциальных позиций. В ст. 7.19 апостол говорит, что соблюдение заповедей Божьих — единственное, что имеет значение для правильных отношений с Богом, и тут же замечает, что обрезание, одно из центральных постановлений закона, не играет для спасения никакой роли: «Обрезание — ничто, и необрезание — ничто, но соблюдение заповедей Божиих». Таким образом, само соблюдение заповеди для апостола Павла полностью исключает ветхозаветный закон.
 
Апостол сообщает, что он не под законом (9. 20), следовательно, он перестал каким бы то ни было образом ориентироваться на закон в повседневной жизни. Неслучайно Послание заканчивается крайне негативной оценкой закона: «Жало же смерти — грех, а сила греха — Закон» (15. 56). Здесь закон связан с грехом и смертью, то есть с преходящими гранями этого мира, которые сами по себе являются злом. Поэтому Павел не хочет, чтобы жизнь основанных им общин, пусть даже в незначительный мере, определялась законом. Его противники склоняли к этому обращённых им язычников. Он же постоянно разъясняет своим адресатам, что их поведение должно во всём основываться на их связи с Христом и, как следствие, с Духом Святым. При этом в целом ряде случаев, например при защите своего апостольства или в вопросе о говорении на языках (14.21), он в подтверждение сказанного им ссылается на постановления закона, применяя их к церкви: «По человечеству ли я это говорю? Не говорит ли этого и закон?» (9. 8).
 
На самом деле Павел прибегает к цитированию священных текстов лишь тогда, когда его аргументы могут быть отвергнуты. Так, поскольку его проповедь уступала красноречию Аполлоса, его выступление против мудрости могло восприниматься как проявление соперничества или как желание взять верх без достаточных оснований. Поэтому ссылки на Ветхий Завет демонстрируют, что против человеческой мудрости выступает Бог (1.19; 2.9; 3.19—20). Характерна ссылка на закон в ст. 14. 34: «...жены в церквах да молчат, ибо не разрешается им говорить, но пусть будут послушны, как и закон говорит». Павел прибегает к этому опять же в контексте защиты своей позиции, предваряя возможные возражения. Здесь, как и в ст. И. 9, Павел ссылается на закон, имея в виду книгу Бытия, в которой отражён изначальный замысел отношений между женщиной и мужчиной: женщина не должна господствовать над мужчиной. Апостол не опирается на одно из многочисленных правил Моисеева законодательства, а лишь употребляет названия Пятикнижия в соответствии с еврейской традицией. Цитируя часто повторяющееся во Второзаконии указание истребить или изгнать порочного из среды Израиля (напр., Втор 17. 7), Павел проводит важную параллель между ветхозаветной общиной и христианской Церковью (1 Кор 10.1—11). Он считает евреев исхода «отцами» верующих Коринфа. Само такое отождествление могло показаться странным для разношерстной публики греческого портового города. Однако для него христиане — подлинные правопреемники священной истории по духу, а не «по плоти», как его соплеменники.
 
2 Послание к Коринфянам. Противники Павла в Коринфе отстаивали значимость закона (2 Кор 3. 6—16). В Послании мы встречаем традиционное для апостола противопоставление закона и Св. Духа. Смерти и осуждению противостоит животворящий Дух, приносящий оправдание (3.6,8—9). Только Он может открывать истинное содержание Ветхого Завета. Но покрывало, скрывавшее от евреев угасание славы Моисея, до сих пор лежит на их сердцах, так что «окостенели их мысли... Но всякий раз, как обратится кто ко Христу, снимается покрывало» (3.14,16). Павел убеждён, что понимание Ветхого Завета невозможно без веры в Иисуса Христа. Иначе получается, что прежде бывшие обетования Бог так и не исполнил, а это апостол категорически отвергает: «все обещания Божии в Нем — “да”» (1. 20).
 
Апологию своего служения он помещает в контекст первых глав книги Бытия. То, что Бог совершил через Иисуса Христа, он называет «новым творением» (5. 17). Подобно тому как в начале творческое слово Божие явило свет там, где не было света, так ныне творческое слово Божие сообщает духовную жизнь и понимание Евангелия там, где оно ещё не звучало: «Потому что Бог, сказавший: свет да воссияет из тьмы, — есть Тот, Кто воссиял в сердцах наших к нашему просвещению познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (4. 6). Как духовное девство Евы было нарушено в результате грехопадения и согласия с дьяволом, так и следование коринфян за лжеапостолами отдалит их от Христа, и таким образом в духовном смысле они окажутся неверны Ему (И. 3). В этом случае они не смогут остаться для Него «чистой девой». Подобные обвинения в адрес самого апостола он категорически отвергает: «я не... как лукавый... взял вас хитростью» (12.16), «...мы отвергли то, что скрывается из-за стыда, не поступая с хитростью и не искажая слова Божия...» (4.2). В преддверии суда Божия Павел предупреждает коринфян: «...только бы нам, и одетым, не быть найденными нагими» (5. 3).
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя brat magistr