Ямвлих - Собрание творений - том 3

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Ямвлих - Собрание творений в 4 томах - Том III. Пифагорейское предание
1. (1.) В порыве (ορμή) ко всякой философии, полагаю, все рассудительные люди обычно призывают Бога, и тем более подобает творить это тем, кто устремляется к философии Пифагора, которого справедливо полагают и называют божественным.
2. Ибо если эта философия была передана [нам] от богов, то с самого начала не была в [нас] иначе как благодаря пониманию [приходящему от] богов. Ибо и красота ее, и величие превосходят человеческую силу, так что вдруг ее не поймешь: только если некий благосклонный бог истолкует, может человек понемногу усваивать ее часть за частью, в покое (ήρέμα).
 
2. (2.) Посему, призвав богов в водители (ήγεμόνας) и вверив им себя и свой логос, последуем за ними, куда бы они ни повели,
2. не принимая в расчет, что уже давно эта школа в пренебрежении, что прикрыта чуждыми учениями и запретными символами, что многими ложными и ублюдочными писаниями затенена, что многие такие вот трудности по рукам и ногам вяжут (παραποδίζεσθαι). Ибо воли богов нам достаточно, <6> чтобы суметь выдержать и это, и еще более трудное.
3. После же богов поставим основателя и отца божественной философии, сказав сперва немного о его роде и отечестве.
 

Ямвлих - Собрание творений в 4 томах - Том III. Пифагорейское предание

СПб.: Издательский проект «Квадривиум», 2020. - 432 с.
ISBN 978-5-7164-0999-6
 

Ямвлих - Собрание творений в 4 томах - Том III. Пифагорейское предание - Содержание

О жизни Пифагора и обычаях школы
  • I. Божественный исток философии Пифагора
  • II. Возвещенный Пифийцем. Эфеб Комета
  • III. Явление Аполлона в Пифагоре. Первые обращенные
  • IV. Египет и Вавилон
  • V. Самос и Эллада. Первый ученик
  • VI. Отъезд в Италию. Первая проповедь. Первая школа
  • VII. Этика и политика Пифагора
  • VIII. Обращение к юношам
  • IX. Пифагор на Совете Тысячи
  • X. Обращение к детям
  • XI. Обращение к женщинам
  • XII. Что значит быть философом?
  • XIII. Власть Орфея
  • XIV. Прошлая жизнь Пифагора
  • XV. Воспитание музыкой
  • XVI. Этические максимы. Аскетические средства. Цель воспитания
  • XVII. Приём и непринятие в общину
  • XVIII. Математики и акусматики. Акусмы. Объяснения акусм
  • XIX. Свой подход к каждому. Скиф Абарис
  • XX. Искус
  • XXI. Ежедневное правило
  • XXII. Пример обучения посредством акусм. Наставление о дружбе
  • XXIII. Обучение посредством символов
  • XXIV. Законы о пище
  • XXV. Еще о музыкальном воспитании
  • XXVI. Гармоника
  • XXVII. Пифагорейцы в политике
  • XXVIII. Аполлон Гиперборейский и его догматы
  • XXIX. Пифагор — источник всякого знания. Великая Эллада
  • XXX. Справедливость Пифагора
  • XXXI. Самообладание Пифагора и пифагорейцев 
  • XXXII. О храбрости и мужестве Пифагора и пифагорейцев
  • XXXIII. О дружбе у Пифагора и пифагорейцев
  • XXXIV. Строматы
  • XXXV. Гибель общины в Кротоне
  • XXXVI. Пифагорейцы
Оглавление трактата
Приложение 1. Никомах из Герасы. Выдержки из трактата «Руководство по гармонике»
  • 6. О том, как были найдены числовые отношения голосов
  • 7. О разделении октавы в диатоническом роде
Приложение 2. Особенности издания памятника
Приложение 3. Общие места
  • I. Божественность Пифагора
  • II. Учение Пифагора
  • III. Чудеса Пифагора
  • IV. Деяния пифагорейцев
  • Приложение 4. Указатели
  • I. Образы в наставлениях Пифагора
  • II. Акусмы
  • III. Термины
  • IV. Боги и герои
  • V. Имена
  • VI. Географические названия
  • Увещевание к философии Ямвлиха Халкидского из Келесирии
Приложение. Теологумены арифметики
  • О единице-монаде
  • О двойке по определению Анатолия
  • О тройке
  • Согласно Анатолию
  • Теологумены Никомаха
  • О четверке
  • Пятерка, согласно Анатолию
  • Из Второго Слова о Пятерке («Арифметика» Никомаха из Герасы)
  • Шестерка, согласно Анатолию
  • Семерка, согласно Анатолию
  • Из Второй книги «Арифметики» Никомаха из Герасы
  • О восьмерке
  • Восьмерка, согласно Анатолию
  • О девятке
  • О десятке
  • Десятка, согласно Анатолию

Ямвлих - Собрание творений в 4 томах - Том III. Пифагорейское предание - Увещевание к философии Ямвлиха Халкидского из Келесирии

 
1. О Пифагоре и его жизни, так же как и о последователях самого Пифагора, мы говорили исчерпывающе в предыдущей книге. Теперь же рассмотрим остальные аспекты его учения, начиная с общего подготовительного подхода к пифагорейскому воспитанию, изучению философских основ этой школы и развитию добродетелей. Под воспитанием имеем в виду не образование, которое воспринимает человека как бы только частично и готовит его всего лишь к определенному виду деятельности. Пифагорейское воспитание, напротив, увещевает человека к тому, чтобы он направлял внутренние усилия на освоение не только математических дисциплин <7>, но и всех наук, и совершенствовал себя во всем прекрасном и благородном, что, можно сказать, одухотворяет жизнь красотой. Ведь без увещевания невозможно испытывать искреннее стремление к прекрасным и благородным занятиям. Иначе говоря, если мы изначально не подготовим чью-то душу через увещевание, мы никого не сможем предрасположить к наивысшему и совершенному добру. Душа, по мере своего продвижения, возвышается ко все большим достижениям и, познавая постепенно все прекрасные истины, откроет для себя самое великое благо: необходимо также, чтобы увещевание брало свое начало из общих, всем известных понятий. Благодаря такому подходу практика увещевания побудит молодую душу к философии и к самостоятельному поиску философских истин через общую научную методику, без предпочтения каких-либо философских течений: напротив, все эти течения будут использованы с одинаковым почтением, учитывая их несомненно общую положительную увещевательную функцию для непосвященной души. После этой начальной фазы следует использовать смешанную методику, которая предназначена для тех, кто уже освоил основы философского мышления, но еще не разбирается в свойствах пифагорейского учения. При этом важно, чтобы эта методика не сильно отличалась как от общего подхода, так и от специфических черт пифагорейской школы. Таким образом, мы сможем разработать общее увещевание к самой философии как дисциплине, временно отделив его от увещевательных концепций самого Пифагора. В то же время мы аккуратно будем дополнять общее начальное увещевание главнейшими высказываниями пифагорейских философов: в силу этого особенного подхода ученику станут ближе и речь, и мышление <8> пифагорейцев. Потом, следуя правильному порядку, мы плавно и незаметно будем отказываться от всех экзотерических понятий и начнем использовать все более компетентно и четко специфические термины, свойственные одной пифагорейской школе, для того чтобы они стали привычнее для ученика. Одним словом, мы начнем с самого простого и закончим самым сложным, как будто продвигаемся по мосту или поднимаемся по лестнице. В конце нашего изложения мы приведем увещевательные концепции, разработанные сугубо пифагорейской школой: подобные концепции не свойственны остальным философским течениям и скрыты от них.
 
2. Итак, начнем с самого простого, т. е. с самого явного и видимого для всех. Явное и видимое не требует больших теоретических знаний в совершенствовании добродетели и пробуждает наше рвение через всеобщие понятия о ней, основывающиеся на изречениях, знакомых большинству людей. Эти изречения как бы перекликаются с недвусмысленными подсказками повседневной действительности, и можно передать их суть примерно так: поскольку мы живем благодаря душе, то отсюда следует, что живем хорошо — только если наша душа чиста и не осквернена3. Точно так же, поскольку мы видим только благодаря глазам, из этого следует, что мы можем хорошо видеть, только если глаза совершенно здоровы. Не обольщайтесь: ржавчина совершенно беспомощна в отношении золота, так же как и порок — в отношении добродетели. Нужно вступить решительно на стезю добродетели, как будто мы вошли в неоскверняемый храм, <9> при этом мы не должны поддаться ни одному позорному для души виду неумеренности. Нужно полагаться на добродетель — как на верную жену, а судьбу — наоборот, воспринимать как легкомысленную подругу. Лучше нищая добродетель, чем порочное богатство, да и здоровая умеренность лучше, чем омраченная недугами неумеренность. Обилие пищи пагубно для тех, кто болеет телом, а обилие роскоши пагубно для тех, кто болеет душой. Так же опасно отдать меч безумцу и власть — коварному человеку. Если рана гноится, лучше ее прижечь, чем оставить в прежнем состоянии; точно так же и для коварного человека лучше умереть, чем жить. Нужно насладиться, насколько это возможно, созерцательной жизнью, одухотворенной мудростью, как если бы она была амброзией и сладким нектаром, потому что от нее мы получаем чистое удовольствие и ее божественная природа способна сделать нас великодушными и, возможно, даже вечными, поскольку она нам действительно передает познание о вечных истинах. Если телесные чувства, исправно выполняющие свои функции, — это хорошо, то мудрость еще лучше, потому что она является как бы шестым чувством нашего практического разума: под надзором мудрости телесные чувства нас не обманут, и мы сами не обманемся, когда предусматриваем последствия своих действий. <10> И мы будем чтить божество должным образом, если сохраним наш разум чистым от всякого непотребства, как от гибельной заразы. Нам нужно украшать видимые храмы жертвоприношениями, а душу нашу — математическими науками. В то же время, нужно сначала приобщить незрелые души к меньшим таинствам и только потом — к высшим. Нужно сначала учеников воспитывать нравственно, а потом только преподавать им философию. Земля плодоносит каждый год, а философия — каждый миг. И как обязаны позаботиться о земле именно те, кому досталась самая плодородная, так же и те, кто облагорожен самой лучшей душой, обязаны с особенной тщательностью позаботиться о ней, чтобы душа принесла достойные для своей природы плоды.
 
Подобные изречения, основывающиеся на очевидных явлениях, и являются общим увещеванием к философии.
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Голосов еще нет
Аватар пользователя brat christifid