Ямвлих - Собрание творений - том 4

Ямвлих - Собрание творений - том 4
Русскоязычному читателю Ямвлих известен в основном как автор философско-эзотерических сочинений, чему немало способствовала в последнее десятилетие публикация таких его трактатов, как «О египетских мистериях», «О жизни Пифагоровой» и «Теологумены арифметики». Можно сказать, что и широкие круги образованной публики на Западе знают Ямвлиха с этой же стороны. Между тем он оказал более значительное влияние на позднеантичных авторов не как эзотерик, а как метафизик. По иронии судьбы именно метафизические трактаты, основу которых составляли комментарии, до нас не дошли. Публикация настоящих фрагментов, как и других текстов, входящих в настоящий четырехтомник, — первая попытка (в отечественной культуре) увидеть лик Ямвлиха-метафизика.
 
Западная наука уделяла значительно большее внимание Ямвлиху как философу-теоретику. Начиная с работы J. Legrand — Jamblique le Neoplatonicien. Louvain, 1925 — интерес к Халкидскому философу остается достаточно высоким. Из сравнительно последних работ отметим труд В. D. Larsen — Jamblique de Chaicis. 1-2, Aarhus, 1972, — где содержится ряд фрагментов из комментариев Ямвлиха. Основой для подготовки этого раздала собрания творений Ямвлиха послужило издание Диллона: «Iamblichi Chalcidensis in Platonis dialogos commentarium iragmenta» (первое издание — 1972 г., новое издание — 2009 г.), дополненное нами несколькими фрагментами из Дамаския Диадоха, которые также можно атрибутировать как относящиеся к его комментариям на Платона. В 2000 году мы издали первую версию этих переводов, которая для настоящей публикации была отредактирована.
 
Учение Ямвлиха было не просто продолжением реформирования платонизма, начало которому положено Нумением, Аммонием и Плотином, но оспариванием многих тезисов последнего (как и концепций Порфирия). Поэтому Ямвлих и его школа — вполне самостоятельное явление, которое требует самостоятельного же рассмотрения.
 
Первейшей и необычайно важной новацией Ямвлиха считалась идея «симфонии диалогов» Платона. Эту идею можно понять как стремление доказать, что тексты основателя Академии совершенно не противоречат друг другу (а как может быть иначе, если текст Платона богодухновенен?) и в каждом из них в своеобразной форме представлена вся «вечная мудрость».
 
Далее, Ямвлих выделил из свода платоновских текстов 12 диалогов, упомянутых нами выше (при перечислении написанных им комментариев). Десять первых должны были служить предварительному ознакомлению с платоновской философией: это диалоги «Алкивиад I», «Горгий», «Федон», «Кратил», «Теэтет», «Софист», «Политик», «Пир», «Федр», «Филеб». При этом они разделялись согласно особенностям своего предмета: «Алкивиад I» являлся вводным (в нем разбиралось понимание философии как самопознания), «Горгий» и «Федон» были посвящены этике, «Кратил» и «Теэтет» логике, «Софист» и «Политик» физике, «Пир», «Федр», «Филеб» — теологии.
 

Ямвлих - Собрание творений в 4 томах - Том 4. Толкования

(Hellenica)
СПб.: Издательский проект «Квадривиум», 2020. — 496 с.
ISBN 978-5-7164-1045-9
 

Ямвлих - Собрание творений в 4 томах. Том 4. Толкования - Содержание

От издателя

Комментарии на диалоги Платона. Перевод Р. В. Светлова
Р. В. Светлов - Ямвлих — комментатор
  • Комментарии на «Алкивиад I»
  • Комментарий на «Федон»
  • Комментарий на «Софист»
  • Комментарий на «Федр»
  • Комментарий на «Филеб»
  • «Комментарии на “Тимей”»
ИЗ КНИГИ I
ИЗ КНИГИ II
ИЗ КНИГИ III
ИЗ КНИГИ V
«Комментарий на “Парменид”»
Письма. Перевод Е. В. Афонасина
Е. В. Афонасин - Политический идеал в позднеантичной философской эпистолографии.
К переводу Фрагментов Писем Ямвлиха
Фрагменты Писем Ямвлиха Халкидского в составе Антологии Иоанна Стобея
Е. В. Афонасин - Свидетельства о Письмах Ямвлиха в неоплатонической литературе
  • Свидетельство 1. Три мифа о посмертном воздаянии
  • Свидетельство 2. О нисхождении души
  • О душе. Перевод Е. В. Афонасина
  • Предварительное замечание переводчика
Фрагменты трактата Ямвлиха «О душе»
  • I. Природа души
  • II. Душевные способности
  • III. О действиях души
  • IV. О психических актах
  • V. О количестве душ
  • VI. Нисхождение души
  • VII. Жизнь и смерть
  • VIII. Эсхатология
Е. В. Афонасин - Религиозно-философский контекст психологии Ямвлиха
  • 1. Герметизм
  • 2. «Халдейские оракулы»
Михаил Пселл - О физическом числе. О нравственной и богословской арифметике.Перевод Л. И. Щеголевой
Л. И. Щеголева - Трактаты Михаила Пселла О физическом числе и О нравственной и богословской арифметике в рукописной традиции
О переводе
Литература
Источники
Электронные ресурсы
Сокращения
О физическом числе
О нравственной и богословской арифметике
  • Т. Г. Сидаш - Ямвлих и конец эллинской философии 
  • I. Онтогносеологическое основание
    • 1. Две четверицы (начало)
    • 2. Учение о срединном сущем
    • 3. Две четверицы (окончание)
    • 4. Игра на понижение
    • 5. Заключительные замечания
  • II. Теология
  • III. Опытно-образная теология
    • 1. Первоединое, Троица и материя
    • 2. О богах
    • 3. Богодействие
    • 4. Отдельные вопросы
Заключение
Приложения
  • Евнапий Сардский - Ямвлих. Перевод Е. В. Дарк
  • Послание к Анебону. Перевод О. П. Цыбенко
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя brat christifid