Ярема - Церковные расколы в Украине

Священник Ростислав Ярема - Церковные расколы в Украине
История церковных расколов в Украине.
 
Собраны воедино сведения из опубликованных ранее материалов, обнародованы малоизвестные современному читателю факты о совершении неканонических рукоположений и возникновении многих парацерковных новообразований, организаторы которых утверждают, что они являются православными церквами.
 

Священник Ростислав Ярема - Церковные расколы в Украине

 
Издательство «Украинский клуб»
Киев, 2007. — 96 с.
ISBN 966-7833-83-6
 
Пятнадцатой годовщине Харьковского Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви посвящается.
 
Автор книги священник Ростислав Ярема является однофамильцем, а не родственником покойного «патриарха» украинских автокефалистов Димитрия (Яремы).
 
На обложке: икона Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость». Макариевский храм, Киев. Художник Иван Ижакевич.
 

Священник Ростислав Ярема - Церковные расколы в Украине - Содержание

 
Введение
Липкивско-самосвятский автокефальный раскол
Поликарповский автокефальный раскол
Мстиславовский автокефальный раскол
По «доброй воле» Кравчука
Филаретовский раскол
В семье «Киевских патриархатов»
Послесловие
Несколько пояснительных слов к схеме церковных расколов
Основные раскольнические группировки в Украине (2007 г.)
Именной указатель
Список условных сокращений и аббревиатур

Священник Ростислав Ярема - Церковные расколы в Украине - Введение

 
В ХХ веке в истории украинского Православия было множество попыток создания «самостийной украинской церкви», не зависимой от исторически сложившихся во Вселенском Православии духовных центров — Патриархатов. Небольшой экскурс в церковную историю поможет нам разобраться в этом непростом вопросе.
 
Вселенская Православная Церковь состоит ныне из пятнадцати Поместных Православных Церквей. В Церкви институт «первого среди равных» всегда выстраивался на законах, отличающихся от гражданских не только по цели, но и по своему нравственному содержанию. Этот свод законов Церкви создавался в течение столетий, и в церковной терминологии именуется Правилами святых Апостолов, Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов, или церковными канонами.
 
Православие времен Вселенских Соборов, чистота которого не может кем-либо оспариваться, всегда признавало на одной канонической территории лишь одну церковную иерархию законной и, следовательно, православной. Все епископы, пребывающие вне подчинения ей, именовались отщепенцами, раздорниками и даже еретиками (6-е правило II Вселенского Собора).
 
Исходя из этого положения, приходится признать, что определение православного как христианина, состоящего в подчинении единственной, с канонической точки зрения, законной иерархии своей Церкви, не может применяться к тем, кто пребывает в расколе. Именно поэтому раскольники всех времен и народов лишены той духовной инстанции, каноническое подчинение которой (или, по крайней мере, полное церковное общение с которой) могло бы служить видимым залогом их принадлежности к Православию.
 
Раскольники об этом знают и, в большинстве своем, не признаваясь даже самим себе в безблагодатности совершаемых ими «таинств», для своего оправдания преднамеренно берут на вооружение национально-политические аргументы, которые к церковным канонам не имеют абсолютно никакого отношения. Именно эта ориентация раскольничьих «патриархов» на «революционную целесообразность», вместо церковных канонов, и лишает их перспективы быть когда-либо признанными всей Полнотой Вселенского Православия.
 
Спекуляция на национальных чувствах и акцент на народной атрибутике — это всего лишь ширма для попрания церковных канонов. С помощью основателей украинских расколов «самостийное православие» приобретает черты прямо противоположные тем, которые считались признаками Православия в Древней Церкви. Св. Игнатий Богоносец, св. Ириней Лионский, св. Кирилл Иерусалимский, св. Климент Александрийский, блаженный Августин и многие другие отцы Церкви всегда говорили об истинной Церкви как о Церкви Вселенской.
 
Один из «первоверховных» учителей раскола в Украине Михаил Антонович Денисенко, бывший митрополит Филарет, возомнил, что именно он и его «Киевский патриархат» является краеугольным камнем для построения Поместной Церкви Украины. То же самое утверждают и другие современные лжеучителя, выдвигая свои «киевские патриархаты» во главу угла украинских расколов. Ясно, что все подобные утверждения с точки зрения церковных канонов абсолютно бессмысленны, однако они являются печальной реальностью нашей действительности.
 
Киевская Митрополия, основанная в Х веке при принятии Русью христианства, есть та исконная церковная структура в Украине, которую раскольники настойчиво пытаются разрушить, придумывая и создавая новые, несвойственные украинскому Православию «патриархаты». Незаконные притязания наших доморощенных «ударников церковного строительства» лишь дискредитируют Церковь, имеющую в Украине древнюю, нередко трагическую, но славную историю беззаветной верности Христову учению нашего боголюбивого народа. Вот список «патриархов», возглавлявших или возглавляющих в настоящее время украинские расколы, имена которых подаются в порядке даты «интронизации» каждого из них:
 
1. «Патриарх» Мстислав (Скрыпник), с 18 ноября 1990 г. (УССР) — f1993 (Канада).
2. «Патриарх» Димитрий (Ярема), с 14 октября 1993 г. (Украина) — f2000 (Львов).
3. «Патриарх» Владимир (Романюк), с 21 октября 1993 г. (Украина) — f1995 (Киев).
4. «Патриарх» Филарет (Денисенко), с 22 октября 1995 г. (Украина).
5. «Патриарх» Моисей (Кулик), с 18 июня 2005 г. (Украина).
 
Эта «великолепная пятерка» за время независимости Украины успела так много и разнообразно налгать о своей «избранности» и так переругаться друг с другом за право обладания ею, что настало время, хотя бы в краткой форме, поведать читателям печальную историю их нравственного падения.

Священник Ростислав Ярема

 
Автор книги протоиерей Ростислав Ярема родился в 1972 году в Западной Украине.
 
В 1992 году он окончил Вятское Духовное училище (г. Киров), а в 1996 году — Московскую Духовную Семи­нарию. В 1997 году был рукоположен в сан диакона, а в 1998 году — в сан священника. Все это время продолжал обучение в Московской Духовной Академии, которую окончил в 2000 году. В 2006 году защитил диссертацию на соискание ученой степени Кандидата богословия.
 
Постоянное стремление к совершенствованию своих гословских знаний привело протоиерея Ростислава путь дальнейшего обучения в стенах Аспирантуры Духовной Академии при Отделе внешних связей (ОВЦС), которую он окончил в 2007 году.
 
В 2008 году после окончания Христианской Академии Теологии в Варшаве он защитил диссертацию на соискание ученой степени Магистра теологии. В 2009 году протоиерею Ростиславу присвоено звание доцента по кафедре Православного богословия.
 
В следующем, 2010 году. Международный ционный и аттестационный комитет присудил ему ученую степень Doctor of Theological Science. В том же году был удостоен звания профессора по кафедре Православного Богословия. В 2012 году Международный академический аккредитационный и аттестационный комитет присудил ему ученую степень Professor of Theology. В том же году окончил Докторантуру Христианской Академии Теологии в Варшаве.
 
Протоиерей Ростислав Ярема является Главным редактором сайта www.patriarch.ua.
 
Научно-публицистические труды автора представлены следующими изданиями:
 
1. «Автокефалистские расколы в Украине (УАПЦ и УПЦ КП) в 1990-е годы» (на русском и украинском языках);
2. «Власть и Церковь накануне Львовского Церковного Собора (1944-1946 гг.)» (на русском языке);
3. «Учение преподобного Ефрема Сирина о добродетелях» (на русском и украинском языках);
4. «Церковные расколы в Украине» (на русском языке);
5. «Раскольнические движения в украинском Православии в XX-XXI сто­летиях» (на украинском языке);
6. «Храм в честь иконы Божией Матери .Нечаянная Радость" в Марьиной Роще» (на русском языке);
7. «Восстановление Православия в Западной Руси в 1946 году» (на украин­ском языке).
 
За достигнутые результаты в деятельности на церковной ниве протоиерей Ростислав был удостоен различных наград Украинской Православной Церкви и Польской Автокефальной Православной Церкви.
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (6 votes)
Аватар пользователя Christian13