Йейтс - Джордано Бруно и герметическая традиция

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Фрэнсис Йейтс - Джордано Бруно и герметическая традиция
Эта книга, разумеется, не является монографией о Бруно; она претендует, как указано в ее заглавии, лишь на то, чтобы поместить Бруно в контекст герметической традиции.
 
Прежде чей! давать окончательную оценку Бруно, необходимо предпринять другие исследования, и прежде всего определить его место в истории классического искусства памяти, которое он превратил в магико-религиозную технику. Некоторые замечания о мнемонике Бруно в этой книге могут показаться недостаточно обоснованными, но я надеюсь подробнее развить эту тему в другой работе.
 

Фрэнсис Йейтс - Джордано Бруно и герметическая традиция

Издательство Новое литературное обозрение, 2020. — 520 с.
ISBN 978-5-4448-1184-9
 

Фрэнсис Йейтс - Джордано Бруно и герметическая традиция - Содержание

  • Предисловие
  • От переводчика       
  • Глава I. Гермес Трисмегист           
  • Глава II. «Поймандр» и «Асклепий» в восприятии Фичино     
  • Глава III. Гермес Трисмегист и магия    
  • Глава IV. Естественная магия Фичино    
  • Глава V. Пико делла Мирандола и кабалистическая магия      
  • Глава VI. Псевдо-Дионисий и теология христианского мага   
  • Глава VII. Корнелий Агриппа и его свод ренессансной магии
  • Глава VIII. Магия и наука в эпоху Ренессанса    
  • Глава IX. Против магии     
  • Глава X. Религиозный герметизм в XVI веке     
  • Глава XI. Джордано Бруно: первая поездка в Париж     
  • Глава XII. Джордано Бруно в Англии: герметическая реформа           
  • Глава XIII. Джордано Бруно в Англии: герметическая философия     
  • Глава XIV. Джордано Бруно и кабала      
  • Глава XV. Джордано Бруно: героический энтузиаст и елизаветинец
  • Глава XVI. Джордано Бруно: второй приезд в Париж   
  • Глава XVII. Джордано Бруно в Германии           
  • Глава XVIII. Джордано Бруно: последнее изданное произведение     
  • Глава XIX. Джордано Бруно: возвращение в Италию   
  • Глава XX. Джордано Бруно и Томмазо Кампанелла      
  • Глава XXI. После того как Гермес Трисмегист был датирован           
  • Глава XXII. Гермес Трисмегист и полемика вокруг Фладда    
Список сокращений            
Именной указатель              
 

Фрэнсис Йейтс - Джордано Бруно и герметическая традиция - Предисловие

 
Много лет назад я собиралась перевести на английский «Великопостную вечерю» Бруно и в предисловии рассказать о той смелости, с какой этот ренессансный философ-первопроходец принял теорию Коперника. Но, идя с Бруно по Стрэнду к тому дому в Уайтхолле, где он будет излагать теорию Коперника перед аристократами и учеными* я начала испытывать сомнения. Может быть, путешествие Бруно по Лондону было вымыслом, а на самом деле ужин состоялся во французском посольстве? А может быть, и предметом диспута была не теория Коперника, а что-то иное? С тех пор проблема Бруно меня не оставляла и стала центром всех моих занятий; накапливались записи и рукописи, но окончательное понимание не приходило — не хватало чего-то самого важного.
 
За последние двадцать пять лет исследователи неоднократно обращались к влиянию герметизма на итальянское Возрождение. П.О. Кристеллер собрал обширный библиографический материал, выявляющий важное значение и широкую распространенность фичиновского перевода Герметического свода. Э. Гарэн, прежде всего в своей книге «Medioevo е Rina- scimento» [«Средние века и Возрождение»], а также в статьях, недавно собранных в книге «La cultura filosofica del Rinasci- mento italiano» [«Философская культура итальянского Возрождения»], проницательно вскрыл герметические течения в ренессансной мысли. Он также привлек группу исследователей к детальному изучению влияния герметизма на отдельных авторов; результаты этой работы были опубликованы под названием «Testi umanistici su Permetismo» [«Гуманистические свидетельства о герметизме»]. Значение ренессансного герметизма признают и некоторые французские ученые.
 
В Англии вышла ценная статья Д.П. Уокера о prisca theologia [«древнем богословии»] и его же книга «Spiritual and Demonic Magic from Ficino to Campanella» [«Духовная и демоническая магия от Фичино до Кампанеллы»], где анализируется отношение Фичино к герметическому трактату «Асклепий». В этой книге впервые рассмотрены различные варианты ренессансного отношения к магии и поднят вопрос о ее значении для религиозной проблематики.
 
Никто до сих пор не связывал Бруно с герметической традицией, да и мне, при всем интересе к этому кругу исследований, такая возможность открылась далеко не сразу. Я давно понимала, что работы Бруно, особенно о памяти, насыщены магией (этот факт не укрылся и от внимания Линна Торндайка в его «History of Magic and Experimental Science» [«История магии и экспериментальной науки»]), но сознание того, что эта магия, вместе со всей философией Бруно, принадлежит к сфере герметизма, пришло не сразу. Лишь несколько лет назад мне вдруг стало совершенно ясно, что именно ренессансный герметизм является решающим звеном для интерпретации текстов Бруно—тем звеном, которое я так долго искала. Ключ был наконец найден; моим прежним изысканиям нашлось применение; й тогда очень быстро возникла эта книга.
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Голосов еще нет
Аватар пользователя brat Kliment