Зелинский - История античных религий - Том 4 - Quadrivium

История античных религий - Том 4 - Религия республиканского Рима - Фаддей Зелинский
HellenicaЗолотая серия сайта Эсхатос
Издательский проект Quadrivium
 
​Серия HELLENICA
 

 
В настоящее издание входят обе книги четвертого тома Истории античных религий Ф. Ф. Зелинского.
 
Перевод осуществлен по изданию: Zielifiski Tadeusz. Religja rzeczypospolitej rzymskiej. T. 1. Warszawa-Krakow, 1933; Zielifski Tadeusz. Religja rzeczypospolitej rzymskiej. T. 2. Warszawa-Krak6w, 1934.
 
В приложении даны статьи, которые сам Фаддей Францевич упоминал в Автобиографии как неразрывно связанные с данной книгой, и еще несколько редких, почти забытых сегодня материалов.
 
Мы планировали опубликовать их в качестве приложения к нашей книге, обнимавшей первые три тома Истории, но по техническим причинам можем исполнить этот свой замысел только сейчас.
 

Фаддей Францевич Зелинский - История античных религий - Том 4 - Религия республиканского Рима

 
Перевод с польского И. Г. Бея под редакцией Т. Г. Сидаша и С. Д. Сапожниковой
Над книгой работали: А. В. Войцехович (перевод с латинского) В. М. Линейкин (перевод с немецкого)
 
СПб.: Издательский проект «Квадривиум», 2016. — 864 с.
ISBN 978-5-ХХХХ-ХХ
Тираж всего 500 экз.

Фаддей Францевич Зелинский - История античных религий - Том 4 - Религия республиканского Рима - Предисловие

 
Настоящий, четвертый, том посвящен религии республиканского Рима преимущественно в I веке до Рождества Христова и заканчивая праздником Возрождения Рима в 17 г. Это период расцвета римской литературы и поэзии включительно, а потому я охотно подвергся искушению представить читателю ее оригинальные свидетельства (естественно, в польском переводе, обычно в моем собственном[1]); и здесь, поскольку речь идет о поэзии, возникал вопрос: в каком именно переводе — принятом в обычной польской поэзии или с сохранением стихотворных размеров оригинала? Я покусился на последнее, в первую очередь потому, что первое было бы мне не под силу. Но не только поэтому. Наша поэзия, великолепнейшая с других точек зрения, в своих стихотворных размерах очень бедна, и это живее всего ощущает тот, кто, как я, постоянно обращается к богатой и пышной античной метрике.
 
Мне казалось бы осквернением Горация, если бы его звучные и возвышенные алкеевы строфы и прочее я должен был заменить гораздо менее совершенными нашими. Я заботился лишь об одном: чтобы не было никаких расхождений или неясностей между акцентами грамматическим и метрическим (так называемым иктусом). Надеюсь, что мне это удалось.
 
Как в предыдущем томе, так и в этом я часто ссылаюсь на предшествующие тома. Я делаю это с помощью аббревиатур, взятых в квадратные скобки. В них ДР обозначает Древнегреческую религию (или первый том всей серии), РЭ — Религию эллинизма (второй том), ЭИ — Эллинизм и иудаизм (третий том).
 
К ним я добавлю РР — Рим и его религию, о котором в этой книге пойдет речь, а также обе первые части серии Античный мир, а именно: МА — Мифическая античность1 и НГ — Независимая Греция[2].
В конце я должен повторить, причем дословно, последние абзацы из предисловия предыдущего тома, с тем исключением, что жертвенность того, о ком говорилось в нем, была на этот раз больше[3], поскольку часы, посвященные мною пересмотру собственной работы, были вырваны из тех немногих свободных часов, которые появлялись у меня среди обременительных и в настоящем академическом году исключительно тяжелых обязанностей ректора. Поэтому пусть он позволит мне посвятить ему настоящую книгу — lubens merito[4].
Варшава, осень 1933 г
Ф. Зелинский



[1] В настоящем издании мы, естественно, ссылаемся на доступные нам русские переводы. Поскольку классические произведения выдержали ряд переизданий, мы, как и в предыдущем томе, ограничились лишь указанием переводчика. Если переводчик античного источника не указан, значит перевод был выполнен редакторским коллективом «Квадривиума» с латинского или греческого оригинала. Ввиду того, что старые монографии, на которые ссылается Ф. Ф. Зелинский, у нас практически недоступны, цитаты из них были переведены по польскому тексту. — Примеч. перев.
[2] Grecja niepodlegla. Krak6w: Wydaw. J. Mortkowicza, 1933. — Примеч. перев.
[3] Речь идет о профессоре Юзефе Уейском, которому посвящен данный том. — Примеч. ред.
[4] Воздавая по заслугам (лат). — Примеч. перев.
 
 

Фаддей Францевич Зелинский - История античных религий - Том 4 - Религия республиканского Рима - Содержание

 

Глава I. Вступление

§ 1. Значение культуры Рима для общеевропейской культуры. Рим как соединяющее звено между Грецией и Западом. Особенность римского гения. Римская религия с точки зрения психологической преемственности. Характер настоящей работы. — § 2. Географический очерк. Италия и ее горная цепь. Знаменательность двойного направления Апеннин; три части Италии: северная и южная открыты на восток, средняя — на запад. Отсюда роль Италии как звена, соединяющего Восток и Запад. Три племени Центральной Италии: этруски, латины, самниты. Победа латинов и Рима. — § 3. Географический очерк. Легенда об основании Рима. Хронологические трудности и их решения. Рим как колония Трои. Возникновение Рима из объединения латинской и сабинянской общин. Элементы святотатства в легенде об основании Рима и их значение. Augurium augustum и его исполнение. — § 4. Римские цари. Альба. Захват этрусками и гегемония. Изгнание этрусков и утрата гегемонии. Война сословий и эллинизация. Тройная задача римской гегемонии: в отношении латинов, в отношении Италии и в отношении античного мира. — § 5. Война с эллинизмом и новая эллинизация. Тарент. Карфаген. Македония. Новая война сословий. Гракхи. Митридат. Египет. Эллинизация и ориентализация. — § 6. Отношение настоящей работы к ее предшественницам. Наука и сантименты. Римская религия и греческая религия. Исполнение времен.

Глава II. Этрурия

§ 7. Происхождение этрусков из Лидии. Легенда Геродота. Тирренцы на Лемносе. Этруски в Италии. Союз двенадцати городов. Этруски и эллины. Эллинизация этрусской религии. Этрусский империализм. Нападение Рима. Истощение этрусской мощи. — § 8. Этрусский язык. Два метода его исследования. Отсутствие литературы. Этрусское искусство. Влияние эллинского искусства. Погребение. Храмы. Изваяния. Греческая мифология в Этрурии. Урны. Упадок искусства. — § 9. Этрусская религия. Вольтумна. Tini'a-Юпитер, fni-Юнона, Menrva-Минерва. Прочие боги. — § 10. Disciplina etrusca. Книги Тагета. Гаруспики. Разделение этрусского учения. Печень из Пьяченцы. Учение о молниях. Libri rituales. Гадательные книги. — § 11. Загробный мир в этрусской религии. Рай и ад. Харун.
Лаза-Харита, Лаза-Мойра, Лаза-Эриния. Два ее значения, детерминативное и этическое. Лаза и Vanth. Харун и Vanth — дьявол и ангел. — § 12. Легенда веков у этрусков. Этрусская Сивилла — Вегона. Конец римского имени. Пробел в точности легенды веков.

Глава III. Святое время

§ 13. Обожествление актов. Греческие аналогии. Deus Rediculus. Ajus Locutius. Первоначальная актуальность, позднейшая субстанциальность. Дальнейшее возрастание актуальности. — § 14. Акты человеческой жизни. Актуальная имманентность. От зачатия до смерти. Акты жизни органической природы: земледелие. Индигитаменты. Первоначальные римские божества — numina. — § 15. Индигитаменты и народная религия: исполнение и идея. Греческая Деметра и римская Церера. Текучесть религиозных представлений; дифференцирование и интегрирование. Сатурн, Церера, Флора, Консус. Мать-Земля. Виноградарство. Скотоводство. — § 16. Интегрирование актов человеческой жизни: Гении. Гении обществ и мест; Genius populi Romani. Частичное интегрирование: Natalis, Liber, Talassio. Праздник матери. Погребение. — § 17. Божества самого Времени. Сутки; день и ночь. Разделение дней: религия, суеверия и право. Неделя; нундины. Месяц: Календы, Иды, Ноны. Название месяцев. Двойственность системы; аналогия с нашей неделей. Год январский, сабинянский — и мартовский, латинский. Новый год. Анна Перенна. Конец года: очищение и заупокойные дни. Совокупность лет: saeculum.

Глава IV. Святой дом и святой град

§ 18. Вход и выход: Янус. Символизм дверей. Утро: Matutinuspater; первый день месяца, первый месяц года. Двери и ворота. — Очаг: Веста. Пекарня и кладовка. Пенаты. Пенаты Рима. — Лар. Лары распутий. Lares publici. — Термин и Терминалии. Термин Рима. — Вне дома — лес. Silvanus, Lupercus, Inuus, Incubo. — Лес и источники. Фонт и Фонтиналии. Camena, Casmena, Carimenta. Эгерия, Ютурна; Fontana Trevi. Нептун и Вольтурн. — § 19. Возникновение Рима из двух общин. Божество латинской общины: Марс. Бог войны и бог урожая. Октябрьский конь. Молитва Полевых Братьев. — Божество сабинянской общины: Квирин. Семоны. — Божество объединенных общин — Юпитер. Jupiter Fulgur и бог клятв. Jupiter Latiaris. Жреческая троица. Diespiter. Dius Fidius и Semo Sancus. Jupiter Optimus Maximus. — § 20. Indigetes и Novensides. Совокупность богов туземцев. Ангерона, Ведиовис. Вулкан. Юнона. Juno Sospita и ее дракон. — § 21. Божества новопришлые. Внедрение муниципальных культов. Эвокация. Минерва. Диана. Неморенский жрец. Диана Авентийская. Фортуна.

 Глава V. Эллинизация

 § 22. До христианства только одна реформа — эллинизация. Нумен и божество. Антропоморфизм. Страх, уважение, любовь. «Благой бог». Jupiter Optimus Maximus. Символическое значение Капитолия. — § 23. Куманская Сивилла. Происхождение троянской Сивиллы. Рим — потомок Трои. Сивиллины книги. Продигии и их прокурация. — § 24. Внедрение новых богов. Аполлон. Церера, Либер, Либера. Меркурий. Фортуна. Вера, Надежда. Нептун. Эскулап. Геркулес. Кастор и Поллукс. Добрая Богиня. Ювента. Венера. Великая Мать. Легенда о Клавдии Квинте. Победа религии Нумы. — § 25. Новая форма религии. Отождествление римских богов с греческими. Генеалогия богов. Мифы и их пародия: Немая богиня. Греческая обрядность. Угощение богов. Процессии. Песни дев. Игры. Человеческие жертвоприношения. Сатурналии. — § 26. Внешняя реакция. Заговор Вакханалий. Обретение сочинений Нумы. — Реакция внутренняя. От эпитета к персонификации, от персонификации к абстрактности. Гении богов.

Глава VI. Потусторонний мир

§ 27. Обряды Фералий. Свидетельство Овидия и результаты. Народная религия и официальная религия в отношении к культу душ. Древнейший праздник мертвых: Лемурии. Аналогия с религией греков и Израиля. — § 28. Двойственное представление о потустороннем мире. Исконно римские представления. Загробная жизнь. Manes. Diparentum. Лемуры. Лярвы. Лаверна. Орк. — § 29. Гений и его отношение к потустороннему миру. Гений и Юнона. Происхождение этой дифференциации. — § 30. Судьба души после расставания с телом. Берег исхода: обязанности живых. Периодичные жертвоприношения. Надгробные памятники и надписи. Берег прибытия: сны и явления. Вера в упырей и дефикции. Немая богиня и стриги. Pax cum mortuis. — § 31. Представление эллинизированной религии. Греческая народная эсхатология. Отношение «глупой бабы». Греческая философская эсхатология. Души в эфире. Основные памятники: Цицероновский Сон Сципиона и видение Энея у Вергилия.

Глава VII. Жречество

§ 32. Понтифики, этимология, происхождение, развитие. Консультационная инстанция. Политическое значение. Право понтификальное и право гражданское. Жертвы и молитвы. Обещания. Праздники и запрещенные работы; сравнение с раввинистическим учением. Грехи, которые невозможно искупить. Девоция. Консекрация. — § 33. Священный царь. Фламины. Flamen Dialis. Девы Весты. Место их служения. Забота об очаге. Молитвы
и жертвы. Знаки чести. Значение весталок. Статуи старших весталок; весталка-отщепенка. Ложа на играх. Требование девства. Судьба грешницы. Процессы весталок. Легенды о весталках. Весталки и христианство. — § 34. Авгуры. Развитие их коллегии. Инаугурация. Важность авгурий. Авгурии и ауспиции. Сопротивление патрициев. Обнунциация и политическая астрономия. Вопрос о дивинации. Красота ауспиций. — § 35. Сивилла и Священная коллегия. Чрезвычайная роль коллегии: консультации с Сивиллиными книгами. Их обновление после пожара Капитолия. Обычная роль: контроль над иностранными культами. Disciplina etrusca и гаруспики. Гаруспики частные и государственные. Речь Цицерона Об ответах гаруспиков. — § 36. Коллегия Прыгунов. Легенда об их возникновении. Коллегия Полевых Братьев. Связь с земледелием. Коллегия Луперков. Фециалы. Консультационная и исполнительная роли. Фециалы и международное право. Clarigatio. «Неприятельское поле».

Глава VII . Цицерон

§ 37. Частный культ и роль женщин. Детство Цицерона. Гражданская жизнь. Игры, pompae, речи, красота форума. — § 38. Греческая философия. Публий Нигидий. Пифагореизм. Эпикурейство. Лукреций. Академия. Стоицизм. Обязанность и добродетель. Эклектизм. Личные знакомства. Есть ли боги? Речи, философские произведения, корреспонденция. — § 39. Есть ли дивинация? Снова речи, философские произведения, корреспонденция. Отрицательный ответ. Есть ли предопределение? Двоякое отношение. Эсхатология. Зависимость от настроения. Совесть. — § 40. Глас из бездны. Болезни. Знаменательное стечение обстоятельств. Смерть дочери. Мысль о храме в ее честь. — § 41. Возможное отношение христианства к Цицерону. Бог, проведение, дивинация, предназначение, потусторонний мир. Но христианство без Христа. Пробел и его заполнение. Переход к следующей главе.

Глава IX. Когда исполнились времена

§ 42. Мессианизм. В прошлом: Геракл. Новый цикл. Гесиодовское понятие: рассказы о четырех (или пяти) веках. Представление Сивиллы. Гераклит и тысячелетний цикл. Конец и возрождение. Длительность «века». Termin a quo. Вероломство Трои. Описание Эратосфена: 1183 г. как год разрушения Трои. Связь представлений Гесиода и Сивиллы. Этрусская наука. — § 43. Сивиллинизм в Риме. Война с Ганнибалом. Роль Сципиона Старшего. Предполагаемый конец Рима. Сципион — сын божий. Призрак царской власти. 183 г. как фатальный год. Процессы Сципионов. Заговор Вакханалий. Течение
183 г. Успокоение. — § 44. Российская аналогия: «книга веры» и 1666 г. Чья ошибка? Не Эратосфена и не Сивиллы. Новый счет: тысячелетний цикл. Отсрочка фатального года: теперь это будет 83 г. Пожар Капитолия. Роль Суллы Счастливого. Новые Сивиллины книги. Серторий и Острова Блаженных. В 73 г. второй удар: бесчестие весталок. В 63 г. третий удар: заговор Катилины. Третий Корнелий. Парфяне. — § 45. Старость земли: Лукреций. Нужда пролетариата, права на товар и пираты. Роль Помпея. Сивилла и египетский вопрос. Роль Цезаря. Мистическая и реальная силы. Цицерон и предсказания гаруспиков. Снова приведение царской власти. Мартовские Иды. — § 46. Звезда-меч. Наводнение Тибра. Голод. Чума. Война. Первородный грех Рима. Его двоякое понимание. Вероломство Трои и братоубийство Ромула. — § 47. Вергилий и Гораций. Эпод XVI Горация. Снова Острова Блаженных. Эклога IV Вергилия. Ее композиция. Ее источник: Сивилла. Ее содержание: мессианское. Ее героиня: мать-Земля. Настроение Сивиллы. Отношение к ней христианства. — § 48. Почему в 40 г.? Другой исходный пункт. Традиции «вековых игр». Роль Цезаря Октавиана. Мессианская ода Горация. Октавиан и Меркурий. Октавиан как Август. Искупление Рима. Трагедия Марцелла. Вековые игры в 17 г. Гимн Горация в их честь. Исполнение времен и конец нашего периода.

Глава X. Подведение итогов

§ 49. Реасумпция. Характер исконно римского божества: единое во множестве, многое в единстве. Относительный монотеизм Цицерона и Горация. Отказ от имманентной актуальности как результат эллинизации. Бог — создатель неба и земли. Религия страха — уважения — любви. Пророки резца также в Риме. Стойкость их дела больше даже, чем в Греции: деиудаизация христианства. Воплощение божественной сущности: Сын Божий, Мессия. Искупление Рима — человечества — мира. — § 50. Греко-римский мессианизм. Teste David et Sibylla. Время прихода Мессии: только Сивилла. Ошибка в отношении лица: надпись из Приены. Плодотворность также и этой ошибки.
 
Приложение 1. Гомеровская психология
Приложение 2. Бог и добро
Приложение 3. Возникновение греха в сознании древнейшей Греции
Приложение 4. Педагогические воззрения Платона и Аристотеля
Приложение 5. Национализм, интернационализм и супранационализм
 
2016-05-13
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (4 votes)
Аватар пользователя esxatos