Зинковский - Иеромонах Кирилл - Великие отцы Церкви о материи и теле человека

Зинковский - Великие отцы Церкви о материи и теле человека
На фоне всеобщего для древнегреческих философов представления о вечности и нетленности космоса как целого, но отнюдь не тела и плоти человека, Евангельское благовестие принесло великую надежду и веру в Бога как любвеобильного Попечителя о Своем творении, а также и в человека как главное и возлюбленное творение небесного Отца — «ваяние Божие».
 
Особое место в открытой полемике с античными философскими традициями заняли Александрийская и Каппадокийская богословские школы, представители которых делали первые, очень важные и необходимые попытки выразить истины христианского мировоззрения, используя язык и технические наработки наиболее распространенных философских школ.
 

Иеромонах Кирилл - Зинковский - Великие отцы Церкви о материи и теле человека - Александрийская и Каппадокийская школы

СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2014. — 512 с.
Серия «Библиотека христианской мысли. Исследования»
ISBN 978-5-903525-73-7
 

Иеромонах Кирилл - Зинковский - Великие отцы Церкви о материи и теле человека - Александрийская и Каппадокийская школы - Содержание

Введение

Глава 1 Античные философы и философские школы о материи и теле человека

1.1  Платон
  • 1.1.1. Термин «φύσις» у Платона
  • 1.1.2. Платон о материи как Кормилице-Восприемнице
1.2. Аристотель
  • 1.2.1. Аристотель и термины «φύσις» и «αρχή»
  • 1.2.2. Аристотель о материи
1.3. Стоики
1.4. Средние платоники
1. 5. Филон Александрийский
1. 6. Неоплатоники
  • 1.6.1. Плотин
  • 1.6.2. Порфирий и Ямвлих
  • 1.6.3. Поздние неоплатоники
1.7. Заключение

Глава 2 Св. Писание и первое поколение христиан

2.1. Термины Св. Писания для описания материального мира
  • 2.1.1. Термин «φύσις» в Септуагинте и в Новом Завете
  • 2.1.2. Термины «ύλη» и «κόσμος» в Септуагинте и в Новом Завете
  • 2.1.3. Термины «σαρξ» и «σώμα»
  • 2.1.4. Термин «στοιχεία»
2.2. Отношение к материи и плоти у мужей апостольских
  • 2.2.1. Представления о материи и теле человека в Посланиях сщмч. Игнатия Антиохийского
  • 2.2.2.    Послание апостола Варнавы
2.2.3. Заключение

Глава 3 Представления о материи и теле человека в Александрийской богословской традиции (доникейский период)

3.1.   Представления о материи и теле человека в сочинениях Афинагора
  • 3.1.1.      Свидетельства источников и обзор литературы
  • 3.1.2.      Новизна представлений Афинагора о материи и космосе в целом
  • 3.1.3.    Учение о падших духах
  • 3. 1.4. Учение о воскресении человеческих тел
  • 3.1. 5. Представления об иерархическом устроении человеческой природы
  • 3.1.6. Заключение
3.2.   Учение Климента Александрийского о материи, теле Христа и теле человека
  • 3.2.1.      Обзор литературы и постановка задачи (проблема совечности материи Богу, творения «из ничего»)
  • 3.2.2.      Анализ текстов Климента, относящихся к происхождению материи
  • 3.2.3. Анализ высказываний Климента о статусе материи после падения Адама
  • 3. 2.4. Свободная воля человека и понятие истинного и относительного зла
  • 3.2.5.      Учение Климента о теле Христа и теле человека
  • 3.2.6.      Заключение
3.3.   Учение о материи и теле человека у Оригена
  • 3.3.1.      Обзор литературы и выявление проблемных полей
  • 3.3.2.      Отцы Церкви об Оригене
  • 3.3.3.      Современные ученые о церковной полемике с Оригеном иоригенизмом
  • 3.3.4.      Полемика с Оригеном свт. Мефодия
  • 3.3.5. Ориген о земных и эфирных телах
  • 3.3.6.      Ориген о теле воскресшего Христа
  • 3.3.7.      Понятия эфира и эфирного тела как колесницы души
  • 3.3.8. Употребление Оригеном термина «элз»
  • 3.3.9. Человек как представитель логосной (разумной) природы
  • 3.3.10. Исправление ошибок Оригена в трудах отцов Церкви

Глава 4 Представления о материи и теле человека в Александрийской и Каппадокийской школах (IV-Vвв.)

4.1. Представления о материи в сочинениях
  • 4.1.1. Обзор литературы
  • 4.1.2. Учение о воскресении и об обожении плоти 
  • 4.1.3. Материя, плоть и их онтологический статус
  • 4.1.4. Грехопадение как нарушение иерархического порядка существ в сознании Адама
  • 4.1.5. Активный ответ Бога на грехопадение Адама
  • 4.1.6. Качественная новизна понятия «меоничности материи» у свт. Афанасия
  • 4.1.7. Глаголы, используемые Святителем для описания обожения плоти и космоса
  • 4.1.8. Учение свт. Афанасия о Евхаристии
  • 4.1.9. Выводы
4.2. Представления о материи в сочинениях свт. Василия Великого
  • 4.2.1. Обзор литературы
  • 4. 2.2. Учение о воскресении и об обожении плоти
  • 4.2.3. Онтологический статус материи, телесности и плоти
  • 4. 2.4. Грехопадение Адама как увлеченность чувственно-материальным
  • 4.2.5. Активный ответ Бога на грехопадение Адама
  • 4.2.6. Новизна понятия «меоничности материи» как призвание к становлению в бытии
  • 4.2.7. Глаголы и выражения, используемые для описания обожения плоти и космоса
  • 4.2.8.  Учение свт. Василия о Евхаристии
  • 4.2.9.  Выводы
4.3.    Представления о материи в сочинениях свт. Григория Богослова
  • 4.3.1. Обзор литературы
  • 4.3. 2. Учение о воскресении и об обожении плоти
  • 4.3.3.      Онтологический статус материи, телесности и плоти
  • 4.3.4.      Грехопадение Адама как нарушение меры и порядка созерцания
  • 4.3. 5. Терминология обновления творения
  • 4.3.6. Евхаристический реализм
  • 4.3.7. Выводы
4.4.    Представления о материи в сочинениях свт. Григория Нисского
  • 4.4.12. Анализ контекстов употребления глаголов «μεταποιέω» и «άΛλοιόω» и их производных
  • 4.4.13. Анализ употребления глагола «μεταστοιχείόω» и его производных
  • 4.4.1.   Обзор литературы
  • 4.4.2.   Свт. Григорий и его философское знание
  • 4.4.3.   Творец и творение — различие природ
  • 4.4.4.   Разнообразие и гармония материального мира
  • 4.4.5.  Апофатика в богословии материального мира
  • 4.4.6.  Отрицательные характеристики вещества
  • 4.4.7. Антропология свт. Григория
  • 4.4.8.   Происхождение зла и его действие в природе человека
  • 4.4.9.    Древо познания и «кожаные ризы»
  • 4.4.10.   Восстановление первичной гармонии
  • 4.4.11.   Изменения природных стихий в природе
  • 4.4.14.   Анализ терминологии, использованной для описания воскресших тел
  • 4.4.15.    Выводы
4.5.    Представления о материи в сочиненияхсвт. Кирилла Александрийского
  • 4.5.1. Обзор литературы
  • 4. 5.2. Творец и творение
  • 4. 5.3. Учение о космосе и его частях
  • 4. 5.4. Анализ употребления термина «элз»
  • 4. 5. 5. Учение о материальной природе человека до и послегрехопадения

Иеромонах Кирилл - Зинковский - Великие отцы Церкви о материи и теле человека - Александрийская и Каппадокийская школы - Введение

 
Церковные писатели подходили к наследию лучших умов античности творчески и вписывали его в новую систему христианского мировоззрения, а также изобрели и свою уникальную богословскую терминологию. Святоотеческое учение об изначальном предназначении к обожению человека (как по душе, так и по плоти) как основе гармонии во всем мироздании, раскрывает тайну предназначения, восстановления и преображения мира, отраженную в тексте из последней библейской книги: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22,13). Христос, как истинный Бог, действительно есть подлинное, Божественное и нематериальное начало мироздания и человека. Он же, как истинный Человек, есть совершенный образ и цель, и источник Божественных энергий для обновления падшего человеческого естества.
 
Исследованию учения св. отцов о материи и теле человека в православном богословии до сих пор уделялось недостаточное внимание. Более того, само понятие «богословие материи» может показаться уязвимым, поскольку богословие — это, прежде всего и по преимуществу, «слово о Боге». «Учение о материи» многие склонны отнести к области чистой философии, забывая, что большинство положений догматического богословия прямо или косвенно связано с проблемой материи. Характерно, что в начальный период борьбы христианства с древним язычеством вопрос о веществе и происхождении из него материального мира был поднят в споре с христианским вероучениемязыческими мыслителями даже прежде многих других важнейших богословских истин. Более того, по замечанию прот. К. Ружицкого, «ни один пункт откровенного учения не отвергался язычниками с таким упорством и не входил в их сознание так медленно и туго, как учение о несамобытности материи и творении мира из ничего»[1].
 
Актуальность выбранной тематики подчеркивалась знаменитым архипастырем, нашим современником митр. Антонием Сурожским, который указывал на то, что «у нас... очень мало разработано богословие материи»[2]. Раскрытие качественной новизны философско-богословского умозрения учителей Церкви о материи, по сравнению с традиционными взглядами античной философии, особенно актуально в современном мире как ввиду эпохальных естественнонаучных открытий XX в. в отношении структурных основ материи, так и в контексте духовного кризиса в постмодернистской культуре. Психологический дисбаланс в восприятии действительности и антагонистическое противопоставление внутреннего мироощущения человека и окружающего его материального мира по-новому и с особой силой ставят вопрос о предназначении материи и тела человека.
 

[1] Ружицкий К., прот. Учение св. отцов и церковных писателей о материи (магистерская диссертация, 1914). Машинопись. МДА, 1958. С. 11.
[2] Антоний Сурожский, митр. Человек перед Богом. М., 1995. С. 53.
 
2015-06-05
 
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 9.8 (9 votes)
Аватар пользователя sobesednik