Зотов - История алхимии

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Сергей Зотов - История алхимии. Путешествие философского камня из бронзового века в атомный
История и наука рунета - Страдающее Средневековье
Но что мы действительно знаем об алхимии? В этой книге я покажу вам — с точки зрения историка — таинственный визуальный мир, связанный с этой наукой. Он не ограничивается скучными изображениями колб, печей, лабораторий или корня мандрагоры. Вселенная алхимической иконографии гораздо шире: она богата символами, связанными с обычаями и религиями разных культур. Для того, чтобы увидеть в загадочных миниатюрах настоящий мир прошлого, мы совершим увлекательное путешествие по древним Китаю и Индии, отправимся в страну фараонов, к арабским халифам и европейским мыслителям, а также не обойдем вниманием и современность. Расшифровывая мистические изображения, символизирующие обретение алхимиками сверхспособностей, мы откроем для себя новое измерение мировой истории и станем ближе к пониманию того, кем был человек прошлого.
 
Эта книга — не плод кабинетной работы и уж точно не безумные фантазии автора, как это, к сожалению, часто бывает с трудами по истории тайных наук. Чтобы написать «Алхимию», я работал с редкими алхимическими манускриптами, свитками и старопечатными книгами в библиотеках Москвы, Барселоны, Вольфенбюттеля, Бремена, Гамбурга, Берлина, Санкт-Петербурга, Праги, Бамберга, Готы, Касселя, Еревана, Венеции, Копенгагена, Стамбула, Рима, Рудольштадта, Майнингена, Эрфурта, Ваймара, Дармштадта, Франкфурта, Кобурга, Загреба, Сараево, Белграда, Стокгольма, Дрездена, Иерусалима, Вены. Съездил во множество стран, где посещал «алхимические» места — а находились они в Китае и Индии, в Италии и Чехии, в Украине и России. Осмотрел в поисках экспонатов, связанных с златоделием, коллекции сотен музеев, расположенных по обе стороны Атлантики. Познакомился со множеством самых передовых историков науки, искусства и технологии, прямо сейчас исследующих всё новые загадки алхимии. Я надеюсь, что результат этих трудов поможет читателю узнать больше об алхимическом искусстве, а время за чтением книги пройдет незаметно.
 

Сергей Зотов - История алхимии. Путешествие философского камня из бронзового века в атомный

(История и наука рунета. Страдающее Средневековье)
Москва : Издательство АСТ, 2020. - 416 с.
ISBN 978-5-17-117986-1
 

Сергей Зотов - История алхимии. Путешествие философского камня из бронзового века в атомный - Содержание

Введение
ВОСТОК
I. КИТАЙ: НЕБЕСНАЯ ТАБЛЕТКА
  • Бессмертная собака: внешняя практика   
  • Даосский эмбрион: внутренняя практика
  • Искусства опочивальни: сексуальная практика
  • Азиатский уроборос: обмен практиками?
  • Япония: багровый дворец
II. ИНДИЯ: УБЕГАЮЩАЯ РТУТЬ
  • Лаборатория в лесу: практическая расаяна
  • Аюрведический человек: лечебная расаяна
  • Уретральный отсос: тантрическая расаяна
  • Алхимия вверх ногами: йогическая расаяна
  • Расаяна сегодня
III. ЕГИПЕТ: ЯДОВИТЫЙ УРОБОРОС
  • Минеральная плоть: египетские корни
  • Магический огонь: древнегреческое влияние
  • Рождение александрийской алхимии
  • Алхимическое крещение Зосимы
  • Золото из яйца: византийские эпигоны
IV. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ: ТРИЖДЫГОЛОВЫЙ ГЕРМЕС
  • Сокровища Египта
  • В поисках Гермеса и Сократа
  • Алхимические иероглифы
  • Медицинские мумии
  • Мистический ислам
  • Следы египтомании
ЗАПАД
V. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: ПТИЧИЙ ХРИСТОС
  • Философские роботы
  • Водка против Апокалипсиса
  • Нимб из стеклянных колб
  • Сакральные субстанции: «Книга святой Троицы»
  • Повешенный Иисус
  • Мистический орел
  • Злобный андрогин
  • Сообщающиеся гениталии: «Восходящая заря»
  • Образы в ретортах
  • Загадка Пандоры
  • Жаба сэра Рипли
VI. НОВОЕ ВРЕМЯ. ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЯ: ДИСТИЛЛЯЦИЯ МОЗГОВ
  • Придворная алхимия
  • Италия: магические врата
  • Англия: алхимический шпион
  • Россия: панацея единорога
  • Скандинавия: нордическая каббала
  • Германия: золотая виселица
  • Алхимия и мистика
  • Еврейская мудрость: визг олова
  • Якоб Бёме: сапожник-парацельсианец
  • Тайные общества: масонские ковры
  • Ученые-алхимики
  • Бруно: маг Солнца
  • Кеплер: герметический астроном
  • Ньютон: королевский фальшивомонетчик
  • Лейбниц: секретарь златоделов
  • Алхимия в университете
  • Химические артефакты
  • Фронтисписы и великое делание
  • Пародии на златоделов
  • Алхимия в искусстве
  • Литература: хризопея на сцене
  • Живопись: духи стихий
VI. НОВОЕ ВРЕМЯ. ЧАСТЬ 2. ОБРАЗЫ: ЧЕРНОЕ СОЛНЦЕ АЛХИМИИ 
XVI век
  • Крылатая Природа: «Жалоба странствующего алхимика»
  • Зеленый лев: «Розарий философов»
  • Болотный человек: «Сияние Солнца»
  • Нога в колбе: «Коронация природы»
  • Химические акробаты
  • Прожорливый король: «Книга Ламспринга»
  • Цареубийцы: «Новая драгоценная жемчужина»
  • Отче наш для рудокопов: «Зерцало металлов»
  • Папа-дракон
  • XVII век
  • Философский осел: «Сокровищница мира»
  • Зодиакальный человек
  • Избиение металлов: «Книга иероглифических фигур»
  • Меркуриальный зародыш: «Убегающая Аталанта»
  • Рука философа
  • Кадавр девственницы: «Процесс великого делания»
  • Алхимия в миниатюре
  • Триумф златоделов: «Искусство алгебры»
  • XVIII век
  • Дьявольская печь: «Манускрипт Саваофа»
  • Огненные копытца: «Сосуды Гермеса»
  • Крылатая русалка: «Философ Солидоний»
  • Пещера гидры: «Сокровище сокровищ»
  • Монструозные элементы: «Ключ искусства Зороастра»
  • Беременный андрогин: «Истинная школа»
  • Молекулярный магистерий
  • Великая тайна розенкрейцеров
  • Гермафродитное порождение
  • Обитатели тигля
  • Божественный магнит
  • Смертельная мишень
  • Десятиголовый принц
  • Космический змей
  • XIX век
Vll. НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ: РАДИЕВАЯ КРАСОТА
  • Месмеризм: сила магнита
  • Спиритизм: фото с мертвецом
  • Духовидческая химия: путешествия сквозь материю
  • Алхимическое общество: дружба ученых и оккультистов
  • Философский радий: смертельное омоложение
  • Золотая лихорадка: атомная трансмутация
  • Практикующие алхимики: наперекор современности
  • Психоанализ: трансформация души
  • Современное искусство: эликсиры фантазии
  • СССР: занимательная алхимия
Заключение
Благодарности
Избранная библиография
Список иллюстраций
 

Сергей Зотов - История алхимии. Путешествие философского камня из бронзового века в атомный - Практикующие алхимики: наперекор современности

 
В ХХ. в. произошел настоящий расцвет неоалхимических идей. Многие были по-своему одержимы трансмутацией — лабораторной, психологической, художественной или экономической. А вот исконная, традиционная алхимия стала уделом эксцентричных энтузиастов, которые могли себе позволить дорогое хобби. Кроме того, отрекаясь от опыта взаимодействия алхимии и науки, такиелюди сознательно отдалялись от современности и игнорировали прогресс.
 
Одним из энтузиастов был Джулиано Креммерц (1861-1930), работавший учителем и журналистом и связанный с многочисленными членами тайных сообществ в Италии эпохи Рисорджименто. После путешествия в Монтевидео с целью изучить шаманов Латинской Америки, он основал Терапевтическое магическое братство Мириам, существующее до сих пор и помогающее больным при помощи дистанционной медицины, магнетизма, молитв и других нетрадиционных способов. Основываясь на собственной теории «священного материализма», Креммерц с помощью магических практик стремился к тому, чтобы соединить дух и материю внутри человеческого тела. Одной из важнейших практик на пути к совершенству итальянский эзотерик считал алхимию. Ее Креммерц понимал как метафору сексуальной магии, которая практиковалась в образованном им Египетском ордене Осириса. Его члены считали, что ртуть и сера, алхимические первопринципы, соединяются в человеке при правильно подготовленном совокуплении. Подготовка включала в себе пост, целибат и поглощение собственного семени или менструальной крови. Все эти процедуры выполнялись на протяжении многих лет в соответствии с принципами алхимии — повторяя принцип многократно лабораторных дистилляций. Итогом этого аналога великого делания становилось формирование нематериального тела, благодаря которому маг мог обрести бессмертие и сверхспособности, вроде силы вселяться в другие тела. Ученики Креммерца, знаменитый композитор Нина Рота (автор музыки к «Крестному отцу») и писатель Винчи Верджинелли, стали коллекционерами алхимических манускриптов, а их собрание теперь хранится в одной из библиотек Рима.
 
В те же годы, что и труды Креммерца, во Франции выходили книги самого прославленного алхимика Новейшего времени, известного под именем Фулканелли. Неизвестны ни его годы жизни, ни другие данные биографии — в связи с чем многие ученые считают его литературной мистификацией. Так или иначе, под именем Фулканелли вышло множество трудов, самый известный из которых — «Тайна соборов» 1926 г. В ней алхимик утверждает, что готические соборы были возведены франкмасонами и алхимиками для того, чтобы передать основы герметического учения. Само слово «готический» он трактует как искаженное «арготический», т.е. связанный с неким тайным языком, на котором говорили до разрушения Вавилонской башни, языком птиц, на коем проповедовали мистические учителя прошлого, включая Иисуса Христа. Согласно французскому оккультисту, крест собора означал тигль, алхимический котел, в котором «первоматерия, подобно Христу, претерпевает мучения и умирает, чтобы потом воскреснуть очищенной». Окно-роза символизировала философский огонь и воспроизводила форму магического сигила царя Соломона. Аллегорией первоматерии в соборах якобы служили статуи богини-первоматери Исиды, которые после христианизации будто бы сохранились под видом черных Мадонн. Среди остальных церквей Фулканелли особо выделяет парижский собор Нотр-Дам. Он считал, что в XIV в. именно там, рядом с Красными воротами, украшенными саламандрами, по субботам собирались златоделы.
 
Буквально каждую деталь собора он интерпретирует в алхимическом ключе, например, видит в статуе-персонификации Философии с лестницей девяти муз в руках олицетворение Алхимии с лестницей девяти операций великого делания (8), а в одной из гаргулий на вершине храма — златодела во фригийском колпаке, символе посвященного, подобного старцу из трактата «Сияние Солнца». Далее мистик толкует медальоны с символами грехов и добродетелей одного из порталов Нотр-Дама, часто плохо сохранившиеся, домысливая различные детали и воображая в любом вороне символ нигредо, а в любой змее — знак философского меркурия. Идея Фулканелли объяснить потерявшие для современного зрителя смысл архитектурные элементы с помощью алхимии не была нова: златоделы создавали трактаты на похожие темы как минимум с XV в. Известен труд псевдо-Фламеля по поводу алхимического смысла порталов собора Нотр-Дам. Другой златодел, немец Георг Штанге, примерно в 1546-1555 гг. написал книгу «Алхимические изображения на витражах церкви в Бад-Херсфельде», где описывает почти то же самое, что и Фулканелли, на примере храма города, располагающегося недалеко от немецкого Касселя. На протяжении истории героями алхимических толкований становятся то эмблемы на могилах парижского Кладбища Невинных, то испещренные знаками строителей камни фасада церкви Джезу Нуово в Неаполе. Даже современные академические исследователи часто не стесняются интерпретировать любое непонятное им изображение или шифр в свете алхимических символов — к примеру, некоторые боснийские ученые считают изображенных на стечках (средневековых надгробных камнях) воинов, львов или даже св. Георгия аллегориями великого делания, в то время как другие исследователи предполагают, что глаголический алфавит произошел от алхимических пиктограмм.
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat magistr