Актуальные вопросы церковной науки - № 2 - 2019

Актуальные вопросы церковной науки - № 2 - 2019
Преподобный Ефрем Сирин, являясь одним из самых известных отцов Церкви и, пожалуй, самым известным из сирийских авторов, при этом довольно плохо знаком русскоязычному читателю. Связано это с тем, что сочинения св. Ефрема, пользовавшиеся огромным почитанием среди сирийских христиан, очень скоро были переведены на греческий язык. И, поскольку слава и влияние их были очень велики как среди сирийцев, так и грекоязычных, уже вскоре после кончины прп. Ефрема среди тех и других появились многочисленные подражатели и «продолжатели» его творчества. Это привело к тому, что в течение веков, с одной стороны, многие произведения, написанные в стиле прп. Ефрема на сирийском языке другими авторами, были приписаны ему самому. С другой стороны, появилось множество псевдоэпиграфов, составлявшихся сразу на греческом языке, но впоследствии принятых потомками за переводы подлинных произведений прп. Ефрема. Корпус подобных сочинений столь обширен, что для их именования появился даже специальный термин «греческий Ефрем».
 
В эпоху отсутствия критики текста и зачаточного состояния патрологии большинство этих произведений были включены в издания сочинений прп. Ефрема, выходившие до начала XX века. Также и в восьмитомном русском издании сочинений св. Ефрема, увидевшем свет на рубеже XIX–XX столетий, значительная часть его подлинных сочинений отсутствует, а многие из вошедших в издание либо ему не принадлежат, либо являются произведениями сомнительного авторства. При этом и жанры, и тематика, и эмоциональная окраска этих произведений чаще всего сильно отличаются от тех, что присущи подлинным текстам сирийского отца. В итоге, на отечественной почве сложился исторически не совсем верный образ св. Ефрема: он представляется в греческом корпусе своих сочинений (и, соответственно, в русских переводах) по преимуществу учителем покаяния и плача. Конечно, прп. Ефрем по образу жизни был близок к «протомонашеству», в IV веке существовавшему в Сирии, так называемым «ихидайе» или «последователям Единородного». Также тема покаяния, бесспорно, присутствует в его сочинениях, например, в мемре об Ионе и покаянии ниневитян, и ряде других текстов. Но, в целом, творчество св. Ефрема, несомненно, имеет иной характер: до нас дошли собрания гимнов (мадрашей), посвящённых разным темам, но одинаково близких библейской поэзии и, похоже, в своей поэтике питающихся, прежде всего, из этого источника. И, надо сказать, эта поэзия имеет в основном радостно-хвалебный строй. Неслучайно прп. Ефрем своей славой более всего обязан мадрашам— строфическим гимнам, имеющим рефрен, чаще всего восхваляющий Бога.
 
Произведения св. Ефрема являют нам особый — и достаточно редкий — род святоотеческой литературы, который можно назвать поэтическим богословием. Но, конечно, такое богословие, которое заключается в воспевании Бога и Его промыслительного, спасительного действия в мире, имеет ряд особенностей, сильно отличающих его от умозрения греческих отцов. Как писал в своей «Сирийской патрологии» видный западный патролог Ортис де Урбина: «Изучать догматическое богословие св. Ефрема, одновременно учителя Церкви и поэта, не очень легко: он учит в стихах и, вместо того чтобы использовать философскую терминологию, выстраивает образы и поэтические аллюзии, под которыми зачастую скрывается догматическое учение. В частности, он сплетает воедино символы и прообразы Ветхого Завета с их исполнением в Новом Завете столь прочно, что переход от символической тонкости к полноте христианской реальности почти незаметен. Но эта особенность, хотя и требует внимательного изучения и совершенного знания стиля и терминологии Ефрема, ничуть не мешает его догматической доктрине быть исключительной и при этом отвечающей критериям православия».
 

Актуальные вопросы церковной науки - № 2 - 2019

научный журнал
Санкт-Петербургская духовная академия
СПб. : Изд-во СПбПДА, 2019
ISSN 2618-9097
 

Актуальные вопросы церковной науки - № 2 - 2019 - Содержание

История Церкви
  • С. А. Исаев. Следует ли считать богословие Уильяма Эллери Чаннинга антитринитарным? 
  • Протоиерей Павел Хондзинский. «Историческая экклесиология» русских святителей первой трети XIX века 
  • Священник Владислав Малышев. Обстоятельства быта и служения сельского духовенства в России на страницах журнала «Церковно-общественный вестник» А. И. Поповицкого
  • М. О. Логунова. Новые данные о причте Петропавловского императорского собора. Вторая половина XIX — начало XX века 
  • М. Я. Федотова. Миссионерская деятельность во Владимирской епархии в последней трети XIX — начале XX века 
  • С. А. Малимонова. Политизация церковной жизни в Российской Православной Церкви в 1900–1917 годах 
  • Протоиерей Константин Костромин. Эстонское благочиние Петербургской епархии в 1900–1917 
  • Протоиерей Павел Самойленко. Архиепископ Агафодор (Преображенский): вехи служения в сложный период истории начала ХХ века (1905–1919 годы) 
  • М. В. Шкаровский. Новомученики Путиловского храма Санкт-Петербурга 
  • Протоиерей Владимир Гончаренко. Архиепископ Макариос: первый президент независимой республики Кипр и Предстоятель Автокефальной Кипрской Церкви
  • И. В. Петров. Православные приходы Ставрополья в период нацистской оккупации 1942–1943  гг.: проблемы историографии и особенности изучения 
  • И. И. Маслова. Исторический портрет Святейшего Патриарха Пимена (Извекова) 
  • Иеромонах Никодим (Хмыров). «Нет опытных безбожников»: антирелигиозная пропаганда и настроения русского народа в начале 1920-х годов. По материалам журнала «Церковные ведомости», Сремские Карловцы
  • А. В. Слесарев. Структурное оформление церковного раскола белорусской диаспоры в 1949–1971 годы и роль его иерархии в поддержке раскольнических тенденций в Поместных Православных Церквях
Библейские исследования
  • С. А. Аверина. Традиционные библейские языковые формулы и их преобразование в агиографическом тексте 
  • Иеромонах Филофей (Артюшин). Проповедь в Назарете (Лк 4: 16–30): загадка отвергнутого Мессии в свете богословия Евангелия от Луки 
  • Протоиерей Димитрий Юревич. Трудные вопросы экзегезы пролога Евангелия от Иоанна
  • Священник Дионисий Харин. Портрет читательской аудитории книги Деяний апостольских
  • Священник Роман Кацап. Анализ отрывка послания к Колоссянам 2: 8–10 
  • Д. Г. Добыкин. Анализ «Чикагского заявления о приложении Библии» 
  • Dr. Nenad Bozovic. ŵ e Tree of Life Between Literal and Allegorical Meaning: Exegesis of Gen 2, 9 in Patristic Texts 
  • Архимандрит Сергий (Акимов). «Бог отыщет прошедшее»: проблемы перевода и толкования Еккл 3: 15 
  • Священник Георгий Андрианов. «Литература Премудрости» в современной отечественной библеистике
  • А. С. Кашкин. Царь Саул и Аэндорская волшебница: анализ экзегетических концепций 
  • Священник Александр Зиновкин. Что мы знаем о сирийском экзегете Ишодаде Мервском? 
  • Иеромонах Варфоломей (Магницкий). Лексико-грамматические особенности глагольных словоформ Синодального перевода Нового Завета 
  • А. А. Алексеев. Чтение Библии в Древней Руси 
Богословие, патрология и религиозная философия
  • Иеромонах Мефодий (Зинковский). Кенотичность как ипостасное или личностное свойство 
  • А. А. Мельников. Ветхое и новое в поэтическом цикле «Об опресноках» прп. Ефрема Сирина
  • Н. О. Харламова. Аскетика и эстетика: отношение западных отцов Церкви IV–V вв. к поэзии
  • Иеромонах Кирилл (Зинковский). Некоторые аспекты христианской аскезы в век информационных войн 
  • Л. Ф. Шеховцова. «Силы» души и «сила» духа 
  • Протоиерей Олег Агапов. Грехопадение как прерванный диалог Бога с человеком 
  • С. А. Колесников. Философия религиозно-политического хозяйствования в теологии протоиерея Сергия Булгакова 
  • И. Б. Гаврилов. М. Н. Катков как «охранитель» Православной Церкви (по материалам журнала «Русский вестник» и газеты «Московские ведомости») 
  • В. О. Гусакова. Религиозно-философское мировоззрение В. М. Васнецова 
  • В. А. Калитин . Неизвестные страницы из жизни славянофила А. Ф. Гильфердинга. К 150-летию учреждения Санкт-Петербургского славянского благотворительного общества
  • Священник Игорь Иванов. Мирра Лот-Бородина и богословская мысль русской эмиграции
Церковное искусство и литургика
  • А. П. Жаров. Создание алтарной преграды Борисоглебской (Коложской) церкви в г. Гродно 
  • Т. В. Хребина. Техники современного церковного шитья 
  • С. Е. Большакова. Иконография «Благословения детей Иисусом Христом» в Синодальный и современный период 
  • В. П. Скрипкина. Иконография Древа Иессеева. Особенности композиции 
  • Н. В. Пивоварова. «Вознесыйся на Крест волею…». Тема Страстей Господних в иконописи и произведениях прикладного искусства московских царских мастерских конца XVII века 
  • М. С. Егорова, А. Н. Кручинина. Евангелие и древнерусское песнопение: интертекст в славнике «Тебе одеющагося» недели Жен-Мироносиц 
  • Протоиерей Виталий Грищук. Ранние церкви Константинополя. Архитектурные особенности храмовых зданий IV в. в контексте изучения стациональной Литургии 
  • Протодиакон Константин Маркович. Историческое происхождение и богословская интерпретация обычая служения Божественной литургии иереями при закрытых царских вратах 
  • Н. С. Вакуленко. Тезаурус панихиды 
  • Протоиерей Евгений Липатов. Место и значение святоотеческих и агиологических поучений в составе богослужения Вечерни и Утрени 
  • Священник Константин Рева. Регламентация богослужебной практики в наследии священноисповедника Агафангела (Преображенского) и священномученика Андроника (Никольского) 
  • О. А. Балабейкина, В. Л. Мартынов. Историко-архитектурный потенциал периферийных районов Ленинградской области как фактор развития православного паломнического туризма
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat Andron