Библия и христианская древность - № 1 (13) - 2022

Библия и христианская древность: научный журнал Московской духовной академии - № 1 (13), 2022
«Страсти Юлия Ветерана» (BHL 4555) — небольшой текст на латинском языке, сохранившийся в собрании рукописей публичной библиотеки Ле-Мана (Codex bibliothecae publicae Cenomannensis 217). Вероятнее всего, воина Юлия казнили 27 мая 303 г. в Дуросторуме в Нижней Мезии (совр. Си-листра, Болгария). Мы предлагаем вниманию читателей перевод «Страстей Юлия», снабжённый сопроводительной статьёй, где будут освещены вопросы, связанные с местом и временем описываемых событий, историей раннего христианства на Балканах, отношению христиан к воинской службе и развитию некоторых мотивов в ранней агиографии. Перевод выполнен по изданию И. Делеэ, воспроизведённому в сборнике Г. Музурилло.
Страсти Юлия Ветерана (Passio Julii veterani)
 
1. Во времена преследований, когда верующим выпали славные испытания, чтобы они могли принять обещанную вечность, Юлия арестовали служители и привели к наместнику Максиму. 2. Наместник Максим сказал: «Кто это?» Кем-то из служителей было сказано: «Это христианин, и он не желает подчиняться предписанному законами». 3. Наместник сказал: «Как тебя зовут?» Тот ответил: «Юлий». Наместник сказал: «Что скажешь, Юлий? Истинно ли, что о тебе говорят?» Юлий ответил: «Всё так. Я действительно христианин; я не отрицаю, что я есть, кто есть». 4. Наместник сказал: «Неужели тебе не известны предписания императоров, которые приказали принести жертвы богам?» Юлий ответил: «Мне они известны, но я — христианин и не могу сделать того, что ты хочешь. Ведь мне нельзя забывать моего Бога Истинного и Живого».
 
2. Наместник Максим сказал: «Что же тяжёлого в том, чтобы воскурить ладан и уйти?» Юлий ответил: «Я не могу пренебречь божественными предписаниями и оказаться неверным своему Богу. Ведь за все двадцать семь лет, пока я, как видно, заблуждаясь, служил в суетном войске, никогда меня как преступника или мятежника не приводили к судье. 2. Я участвовал в семи войнах, ни за кем не прятался и никому не уступал в сражении. Командир не видел, чтобы я когда-то провинился, и сейчас ты думаешь, что я, до того всегда храня верность, в самом лучшем смогу оказаться неверным?» 3. Наместник Максим ответил: «Кем ты служил?» Юлий ответил: «В войске, а когда мой срок вышел, перезачислился ветераном. Всегда чтил, страшась, Бога, Который сотворил небо и землю, Которому и сейчас показываю, что подвластен». 4. Наместник Максим сказал: «Юлий, я вижу, что ты человек серьёзный и основательный. Так что послушайся меня и принеси жертву богам, чтобы получить большую награду». Юлий ответил: «Того, что ты хочешь, я не сделаю, чтобы не претерпеть вечную муку». 5. Наместник Максим сказал: «Если ты полагаешь, что это грех, пусть он падёт на меня. Я заставляю тебя сделать это силой, чтобы не показалось, что ты согласился добровольно. После этого, обещаю, спокойно отправишься к себе домой, получив деньги в честь десятилетия (decennalium pecuniam), и никто больше тебе не будет докучать». 6. Юлий ответил: «Ни эти деньги сатанинские, ни твои хитрые (subdola) уговоры не смогут лишить меня вечного света. Я не могу отречься от Бога. Так что осуди меня как христианина».
 

Библия и христианская древность: научный журнал Московской духовной академии - № 1 (13), 2022

Московская духовная академия, «Центр изучения патристики и христианской древности»
Сергиев Посад: Издательство Московской духовной академии, 2022. - 260 с.
 

Библия и христианская древность: научный журнал Московской духовной академии - № 1 (13), 2022 - Содержание

Список сокращений
КРИТИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ,ПЕРЕВОДЫ И КОММЕНТАРИИ 
  • Олег Михайлович Пушин - Фрагмент энкомия в честь св. Георгия Победоносца / критическое издание, перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии
  • Алексей Дмитриевич Пантелеев - «Страсти Юлия Ветерана»: агиография, история, риторика / перевод с латинского, комментарии, научная статья
ИССЛЕДОВАНИЯ
Патрология
  • Софья Владимировна Фомичёва - Ниневия vs. Израиль: как христианские экзегеты Книги пророка Ионы интерпретируют исторические события
Библеистика
  • Юрий Николаевич Аржанов - Концепция познания в Пятикнижии и книгах Пророков. Часть 2: Знание как традиция
ЗАМЕТКИ И БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ОБЗОРЫ 
  • Илья Сергеевич Вевюрко - Журнал «Apocrypha. Le champ des apocryphes». Библиографический обзор. Часть 1: 1990-1991
  • Екатерина Валентиновна Гусарова - Библиографический обзор трудов Б. А. Тураева по эфиопистике
  • Александр Владимирович Сизиков, Юрий Павлович Вартанов - Проект академического перевода Книги Премудрости Иисуса сына Сирахова на современный русский язык
НОВЫЕ КНИГИ
  • Алексей Сергеевич Кашкин - Новые книги по библеистике издательства «Брилл»
РЕЦЕНЗИИ
  • Тимур Аркадьевич Щукин - Рецензия на издание: Michael Psellus. Epistulae. Vol. 1-2 / ed. S. Papaioannou. Berlin; Boston (Mass.): De Gruyter, 2019. CLXXXV, 1207 p. (Bibliotheca scriptorum graecorum et romanorum Teubneriana). ISBN 978-3-11-062201-0
  • Илья Сергеевич Вевюрко - Рецензия на издание: Кирсберг И. В. Феноменология в религиоведении: какой она может быть? Исследование религии только как сознания. М.: Прогресс-Традиция, 2016. 304 с. ISBN 978-5-89826-479-6
  • Священник Евгений Шилов - Рецензия на издание: Софронова Л. В. Джон Колет: христианский мыслитель ренессансной эпохи. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 440 с. (Mediaevalia). ISBN 978-5-98712-654-7
  • Священник Андрей Выдрин - Рецензия на издание: Горохов А. А. Иудео-Израильское раннее государство: история формирования и развития (X в. до н. э.). СПб.: Алетейя, 2021. 301 с. ISBN 978-5-00165-347-9
ХРОНИКА И ОБЗОР НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ 
  • Диакон Николай Шаблевский - Хроника VII международной патристической конференции «Свт. Амвросий Медиоланский и его богословское наследие»
  • Диакон Николай Шаблевский - Хроника третьей научно-практической конференции Николо-Угрешской духовной семинарии
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя brat christifid