Библия и христианская древность - № 2 (10) - 2021

Библия и христианская древность - № 2 (10) - 2021
Притча о богаче и Лазаре уникальна тем, что это единственная притча, где её персонаж назван по имени. Поименованным оказывается самый несчастный из героев всего корпуса евангельских притч — бедный Лазарь. Кроме этого, в ней упомянуты ещё два имени — Авраам и Моисей. В реконструкции притча имеет 40 строк по 9 слогов и состоит из экспозиции (стр. 1–8), основной части (стр. 9–37) и заключения (стр. 38–40). Каждое из шести предложений, вводящих прямую речь (выделены серым), выровнено по правому краю. Также обращает на себя внимание то, что все 13 стихов (законченных смысловых фраз) притчи кратны 9 слогам, то есть составляют отдельные изосиллабические двустишия (3 раза), трёхстишия (7 раз), четырёхстишия (2 раза) и одно пятистишие. Притча о богаче и Лазаре не содержит ни последующего объяснения (см., например, Притчу о сеятеле (Мф. 13, 1–9.18–23), Притчу о пшенице и плевелах (Мф. 13, 24–30.36–43)), ни имплицитной интерпретации (см., например, Притчу о потерянной драхме (Лк. 15, 8–10), Притчу о неводе (Мф. 13, 47–50)), но оканчивается резюмирующим заключением: Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят (Лк. 16, 31).
 
В центре притчи (стр. 20–21) оказывается выражение: И сказал Авраам: сын мой вспомни, что добро своё получил ты при жизни своей (Лк. 16, 25). Образ Авраама создаёт логическое обрамление притчи: с одной стороны, Авраам символизирует будущий суд (праведник относится на лоно Авраамово; грешнику Авраам объясняет его участь), с другой стороны, аллюзии, актуализируемые притчей, обращают внимание слушателя в прошлое и ставят вопрос о том, кто есть наследник праотцев. Идея посмертной участи, которая «меняет местами» богача и Ла заря, иллюстрируется игрой слов: Лазарь назван ינע, «бедным», но мучается (הנעתמ), пребывает в мучениях (םייונעב), мучим (הנענ), а также поднимает глаза (ויניע) с мольбой к Аврааму богач, который при жизни, напротив, наслаждался (גנעתה). Таким образом, возвращая евангельским текстам исходную языковую стихию, помимо метрических, структурных и композиционных элементов, реконструкция притч даёт возможность расслышать парономазию, аллитерацию, ассонанс, рифмические созвучия. Но, быть может, самым интересным представляется то, что реконструкция на иврит позволяет по-новому взглянуть на соотношение евангельских притч и текстов Ветхого Завета.
 

Библия и христианская древность - № 2 (10) - 2021

научный журнал
Московская духовная академия, «Центр изучения патристики и христианской древности»
Сергиев Посад: Издательство Московской духовной академии, 344 с.ISSN 2658-7815
 

Библия и христианская древность - № 2 (10) - 2021 - Содержание

Список сокращений
КРИТИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ, РЕКОНСТРУКЦИЯ ТЕКСТОВ, ПЕРЕВОДЫ И КОММЕНТАРИИ
  • Протоиерей Леонид Грилихес Опыт реконструкции изосиллабической поэзии Нового Завета. Часть 3. Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16, 19–31)
  • Дмитрий Владимирович Смирнов Проповедь Нестория «Против еретиков, о Божественной Троице» (CPG 5691) / перевод с греческого, издание славянского перевода с греческого, предисловие и комментарии
  • Олег Михайлович Пушин Энкомий в честь евангелиста Луки / перевод с греческого, вступительная статья и комментарии
ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Патрология
    • Ханс ван Лоон «Одна ἐνέργεια» у свт. Кирилла Александрийского в «Толковании на Евангелие от Иоанна» (Ин. 6, 53) / перевод с английского иером. Феодора (Юлаева)
    • Священник Михаил Асмус Образный мир Леонтия, пресвитера Константинопольского. Часть 2
  • Библейская критика
    • Священник Алексий Волчков Теологический проект У. Брюггемана и перспективы библейского богословия в XXI в.
ЗАМЕТКИ И БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ОБЗОРЫ
  • Алексей Александрович Морозов Обзор изданий коптских текстов в серии «Corpus scriptorum christianorum orientalium». Часть 1
  • Илья Сергеевич Вевюрко Бюллетень международной организации по изучению Септуагинты и смежных  текстов. Библиографический обзор. Часть 4: 1999–2007 гг. 
  • Алексей Сергеевич Кашкин Журнал для исследования Ветхого Завета. Библиографический обзор. Часть 2: 1977–1978 гг.
РЕЦЕНЗИИ
  • Тимур Аркадьевич Щукин Рецензия на: Walter D. Michael Psellos — christliche Philosophie in Byzanz: Mittelalterliche Philosophie im Verhдltnis zu Antike und Spдtantike. Berlin: W. de Gruyter, 2017. (Quellen und Studien zur Philosophie; Bd. 132). 216 S. ISBN 978-3-11-052733-9
  • Михаил Андреевич Вишняк Рецензия на: Ὁ Θεολογικός Διάλογος Ὀρθοδόξων καί Ἀντιχαλκηδονίων (παρελθόν — παρόν — μέλλον): Μία ἁγιορειτική συμβολή. Ἅγιον Ὄρος: Ἱερά Μονή Ὁσίου Γρηγορίου, 2018. 841 Σ. ISBN 978-960-7553-38-6
  • Иерей Евгений Шилов Рецензия на: Щеглов А. Д. Реформация в Швеции: события, деятели, документы. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. 384 с. (Mediaevalia). ISBN 978-5-98712-770-4
  • Андрей Валентинович Лаврентьев Рецензия на: Тантлевский И. Р. Очерки по философии Спинозы СПб.: Изд. РХГА, 2018. 200 с. ISBN 978-5-88812-899-2
ХРОНИКА И ОБЗОР НАУЧНЫХ СОБЫТИЙ И КОНФЕРЕНЦИЙ
  • Диакон Николай Шаблевский Защита докторских диссертаций (Dissertazioni di Dottorato) в Библикуме в 2020–2021 гг
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя brat Andron