Богословская конференция ПСТГУ - 28 - 2018

Богословская конференция ПСТГУ - 28 - 2018
Говоря о священстве в протестантизме вообще и о современном протестантизме в частности, необходимо понимать, что в протестантизме отсутствует таинство посвящения в сан. Поэтому нельзя говорить о протестантском священстве в строгом смысле этого слова. Классический протестантизм XVI— XVII вв. исходил из понятия «всеобщего священства». В современном протестантизме мало упоминают о «всеобщем священстве», хотя любят подчеркивать отсутствие духовной иерархии среди членов протестантской общины. В русском языке принято тем не менее употреблять понятие «священства» в протестантизме, в частности в контексте проблемы «женского священства» или «священства» среди представителей нетрадиционной сексуальной ориентации. Поэтому хотелось бы пояснить, что в основных европейских языках существует различие в понятиях «посвященный в сан священник» и «приходской священник» как руководитель общины. Важно отметить, что протестантский пастор всегда выступает только в значении приходского священника или руководителя общины, а, например, католический или православный священник может выступать в обоих значениях. В немецком языке «Priester» означает священник, посвященный в сан, в католичестве или православии, a «Pfarrer» — приходской священник как руководитель общины. Все католические священники, например, могут именоваться «Priester», а те из католических священников, которые являются руководителями прихода, могут также называться «Pfarrer». Но протестантский пастор в немецком языке никогда не называется «Priester», вместо этого он в общем случае может именоваться «Pastor», что на русский язык также переводится «пастор». При этом в большинстве случаев протестантские пасторы являются руководителями прихода. Поэтому обычно они называются «Pfarrer». Лексика европейских языков подчеркивает различие статуса священника в отношении таинства посвящения в сан. В русском языке это различие не актуализировано, все представители «духовного сословия» вне зависимости от конфессии и даже религиозной традиции называются священниками, что вносит путаницу в содержание понятия «священник». 
 
Современный европейский протестантизм не является однородным феноменом, в том числе в социально-правовом отношении. При этом наиболее значимая дифференциация производится по признаку отношения протестантских конфессий к государству. Так называемые традиционные протестантские церкви прямо и непосредственно подчинены государственной власти, так что их церковная юрисдикция и организационная структура созданы в соответствии с политической юрисдикцией той или иной территории. В частности, федеральное политическое устройство Германии и Швейцарии наложило отпечаток на церковную организацию традиционных протестантских церквей. Каждая немецкая федеральная земля и каждый швейцарский кантон образуют собственную национальную протестантскую церковь, которая на немецком языке называется Landeskirche, множественное число Landeskirchen. Наилучший перевод данного термина на русский язык «национальная церковь», хотя допустимы также другие переводы: региональная церковь, церковь Федеральной земли (в Германии), кантональная церковь (в Швейцарии). Но перевод «государственная церковь» не будет правильным. Любопытно, что понятие Landeskirche исторически возникло в протестантизме в период феодальной раздробленности германских княжеств, входивших в Священную Римскую империю германской нации
 

XXVIII Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

М.: Изд-во ПСТГУ, 2018. 376 с. 
Материалы
ISBN 978-5-7429-1178-4 
 

XXVIII Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета - Содержание

Поздравление Патриарха всея Грузии Илии 
Библейская секция 
  • Юревич Дмитрий, прот. Исцеление расслабленного при купальне Вифезда (Ин 5. 1—16): толкование в русской дореволюционной библеистике и современное состояние вопроса
  • Викулов Андрей, диак. Сила и «бессилие» Христа в Евангелии от Матфея 
  • Башкатов А. В. Свидетельство Папия Иерапольского в научных трудах Барта Эрмана 
  • Коротков П. А. К вопросу о Синодальном переводе Библии в контексте Деяний Поместного Собора 1917—1918 гг. и предсоборных дискуссий 
  • Скобелев М. А. Борис Александрович Тураев: «История Древнего Востока» и Священное Писание 
Русь в Православной Ойкумене: Богословие. История. Культура 
  • ВаньковаА. Б. Византийское тысячелетие: как становились игуменами 
  • Маханько М. А. Образ св. Симеона Богоприимца и тема церковной преемственности в декоре створчатых панагий и предметов личного благочестия Древней Руси (XV в.) 
  • Богданова О. А. Образ Святой Руси и современной России на страницах журналов Святой Горы Афон 
Картвелология: проблемы и перспективы 
  • Николай (Пачуашвили), митр., Ушакова Л. Я. Традиция почитания мощей и святынь в Ахалкалаки 
  • Андрей (Гвазава), митр. Типики древних Иверских монастырей
  • Стефан (Калаиджишвили), митр. Древние грузинские переводы Жития прп. Максима Исповедника и их особенности 
  • Шио (Муджири), митр. Отзывы прп. Алексия Сенакского (Шушания) на дискуссию на I Соборе Грузинской Православной Церкви (после восстановления автокефалии) о предполагаемых нововведениях 
  • Рапава М. А. Гелатский литературный центр и армянские переводчики 
  • Малков П. Ю. Рецепция в наследии византийских отцов Церкви учения преподобного Максима Исповедника о гномической воле в связи с его христологией и антропологией (на примере творений прп. Иоанна Дамаскина) 
  • Артюшенко М. В. Архиепископ Алексий (Опоцкий) — настоятель Донского монастыря, Экзарх Грузии (1901—1905) 
  • Лобанов Д. В. К вопросу формирования грузинского некрополя Донского монастыря 
  • Щелкачев Александр, свящ., Мельникова И. Е. Продолжение обсуждения вопроса о Грузинской Церкви на Поместном Соборе 1917—1918 гг. 
Реформация и философия 
  • Пименов С. С. Лютер о разуме и философии 
  • Лега В. П. Реформация и возникновение науки Нового времени 
  • Пименов С. С. Реализм — номинализм — Реформация 
  • Лупандин И. В. Образ Мартина Лютера в книге Жака Маритена «Три реформатора» 
  • Близнеков В. Л. Социальные аспекты современного европейского протестантизма 
Религиоведение 
  • Лисица Ю. Т. Теологические предпосылки в естественных и гуманитарных науках (на примерах математики, физики, философии Ивана Ильина и теории права Карла Шмитта) 
  • Козлова И. Л. Понимание религиоведения в трудах И. Ваха 
  • Носачев П. Г. Западный эзотеризм рубежа веков как сфера взаимодействия богословия и науки о религии 
  • Иванов Игорь, свящ. Вильгельм Шмидт в религиоведении начала XX века 
  • Гавриил (Мельников), иером. Сочинение Иоганна Арндта как настольная книга святителя Тихона Задонского 
  • Ермишина К. Б. Пространство «Священного» немецкой теологии и абсолютная данность «Личности» в религиозном опыте афонского подвижничества (на примере духовных творений архимандрита Софрония (Сахарова)) 
  • Редкозубое А. Д. Концепция предопределения в исламе и ее оценка в свете православного учения о промысле Божьем 
  • Бершицкая Т. В. Некоторые представления о духовном мире в исламе 
  • Павлюченков Н. Н. Свидетельства христианского религиозного опыта П. А. Флоренского в его переписке с В. В. Розановым 
  • Игнатьев Д. Ю. Теологическая парадигма перевода и переводимости в системе гуманитарного знания 
  • Немыченков В. И. Светские и религиозные святыни и их правовая защита в современной России 
  • Почепко А. П. Что такое Талмуд и его значение для христиан 
  • Аркадий (Логинов), иером., Иванова О. В. Духовный самиздат и православное богослужение 
  • Кудрявцева И. А. Некоторые основные понятия конфуцианства 
  • Половинкин С. М. Онтологическая гносеология 
  • Эспиноса А. X. Категории религиозного в концепции «религии разума» И. Канта 
Сектантское мировоззрение: подмена ценностей и манипуляция 
  • Дворкин А. Л. «Контроль сознания» и «промывание мозгов» — насколько все же эти термины применимы к сектам? 
  • Бахарев Д. Н. Злоупотребление свободой вероисповедания 
История миссий 
  • Богачев Е. Н. Старчество как основа духовно-просветительской деятельности Гефсиманского скита 
  • Копылова Е. А. Издание «Воскресные беседы» как успешный способ духовного просвещения малограмотного народа 
  • СмуловА. М. Решения Всероссийского Поместного Собора 1917—1918 гг. о развитии православной миссии 
Актуальные проблемы истории Русской Православной Церкви в XX веке 
  • Озмителъ Е. Е. Монахи Иссык-Кульского Свято-Троицкого монастыря Туркестанской епархии в первые годы Советской власти: дополнения к житиям прписп. Ираклия (Мотяха) и прпмч. Пахомия (Русина) 
  • ЧибисоваА. А. Направления политической активности Константинопольского Патриархата в 1920-е гг. 
  • Баконина С. Я. Обновленческие взгляды протоиерея Петра Булгакова, их развитие и переосмысление (к истории конфликтов в Русской Православной Церкви Заграницей в 1920—1930-е гг.) 
  • Корнилов А. А. Организация и деятельность Северо-Германской администратуры РПЦЗ в период правления епископа Нафанаила (Львова) 1945—1946 гг. 
  • Курляндский И. А. Причины и обстоятельства прекращения открытия храмов в СССР в 1948 г. 
Германская филология 
  • Писарев Л. В. Образы будущего в романе Г. К. Честертона «Шар и крест» 
  • Шарапкова А. А. Юридическая терминология в рыцарском романе: роль женского слова 
  • Гайдин Б. Я. Шекспир в произведениях В. М. Дорошевича (1901—1910) 
  • Захаров Я. В., Макаров В. С. Российские шекспировские репозитарии: как представлять перевод современному читателю? 
  • Мороз Я. А. Христианская дидактика и метафизика телесности в новеллистике Р. Брэдбери 
  • Кошкина Е. Г. Концепты «отдых» и «стресс» в немецкой лингвокультуре 
  • Варёшин Я. В. «Ненадежный рассказчик» в романах А. Кристи «Убийство Роджера Экройда» и «Ночная тьма» 
Романская филология 
  • Демахина А. В. Особенности изображения «рая Амора» во французской аллегорической литературе позднего Средневековья 
  • Десятова М. Ю. Молодые италофоны в Швейцарии: результаты анкетирования студентов университета г. Фрибура 
  • Кабанова А. С. Семантико-грамматическое своеобразие функции дополнительного предикативного элемента в румынском языке 
  • Канев А. И. Формирование структуры либретто оперы-сериа в конце XVII — начале XVIII века 
  • Корбелла К. Пространство в «Новой жизни» Данте 
  • Кропачева К. А. Закат риторической традиции: «Искусство и наука поэтической риторики» Грасьенадю Пона 
  • Кузнецова И. Я. Функциональный механизм лексической интерференции 
  • Олевская М. И. Изучение религиозной лексики в светском вузе: религиоведческий, культурологический, лексикологический и переводоведческий аспекты (на материале французского языка) 
  • Пападопуло М. М. Роль античной мифологии в формировании новой концепции куртуазной любви в лионской прозе (на материале новелл Жанны Флор) 
  • Шапенко Е. Я. Многозначность как стилистический прием во французской печатной рекламе 
Актуальные проблемы общего и сравнительно-исторического языкознания: методология, теория, преподавание 
  • Маршева Л. И. 2-е склонение церковнославянских имен существительных: опыт научно-популярной заметки 
  • Горская Е. В. К вопросу о проникновении бытовых графическо-орфографических систем в церковнославянские тексты 
  • Алексеев А. В. Рецепция греческих концептов при семантической филиации древнерусской лексемы трудъ 
  • Коренева Ю. В. Семантика здоровья и болезни в русском религиозном тексте (на примере слов и поучений святых) 
  • Привальская А. О. Социолингвистические принципы изучения богослужебных языков (в продолжение темы) 
  • Сидорова М. И. Проблемы вариативности согласования числа сказуемого со счетным оборотом 
  • Савинов Д. М., Скачедубова Е. С. Из опыта экспертизы школьных учебников. Орфография 
  • Сомова А. Е. Особенности акцентуации некоторых падежных форм имен существительных 
  • Хажомия М. И. Грамматический статус деепричастия в русском языке (на материале школьных учебников) 
  • Корпечкова Е. В. Школьный диалектный словарь на уроках русского языка в рамках внедрения регионального компонента в образовательный процесс 
Педагогическая секция 
  • Становская Т. А. О преподавании Священной истории в трудах дореволюционных законоучителей 
  • Левшенко Т. А. Различение созвучных грамматических форм в церковнославянском языке: теория и практика 
  • Разоренова Е. Л. Особенности развития государственно-общественной системы дополнительного образования на современном этапе 
  • Крылов К. А. Использование адаптивного образования взрослых в программе повышения квалификации учителей для преподавания модуля «Основы православной культуры» 
  • Малышев В. С. Концептуальная модель исследования образовательной информационнокоммуникационной среды 
Благотворительность и социальная политика государства в России XIX — начала XX века 
  • Цысь О. П. Из опыта взаимодействия Кондинского Свято-Троицкого монастыря с населением в XIX — начале XX в 
  • Кочукова О. В. Архимандрит Кирилл в борьбе с голодом 1868 г. в Архангельской губернии: социальная благотворительность и гражданская инициатива 
  • Кочуков С. А. «Это те люди, божественный огонь которых действует электрически на толпу»: X. Д. Алчевская среди сестер милосердия в 1877 г. 
  • Цаллагова 3. Б. Формы благотворительности и благотворительные общества в Терской области (1861—1920 гг.)
  • Калининская Е. И. Личная благотворительность в разных поколениях семьи Войно-Ясенецких и ее влияние на биографию святителя Луки 
  • Нехорошева Т. М. Благотворительность Русской Православной Церкви в трудах П. В. Знаменского 
  • Комарова Т. В. Благотворительная деятельность Софьи Андреевны Толстой 
  • Гувакова Е. В. О благотворительных проектах начала XX века в Москве: призрение детей из семей нищих 
  • Шевцова Г. И. Деятельность складов императрицы Александры Федоровны в период Русско-японской и Первой мировой войн 
  • Борзых А. С. К вопросу о деятельности Вологодского местного управления РОКК в 1917-1918 гг. 
  • Поповкин А. А. Сербские школы в России в 1916—1918 гг.: опыт социальной работы в условиях Первой мировой войны, революции и Гражданской войны 
  • Ефимушкина Е. В. Пенсионное обеспечение сестер милосердия Российского общества Красного Креста в Российской империи 
Симпозиум «Концепт “Социальные отношения” в богословии и социальных науках» 
  • Завершинский Г. А. В поисках подлинного диалога. Встреча традиций 
  • Чурсанов С. А. Личностная соотнесенность и единство в различии как богословские принципы совершенного общения 
  • Шамшурин В. И. Проблема властных отношений в святоотеческой восточно- христианской патристике (политика и проблема ответственности власти в православной традиции) 
  • Васильев А. В. Обоснование сотериологического значения личного опыта церковного общения в современном греческом богословии 
  • Гуня А. Н. Освоение территории: социально-антропологические и богословские аспекты  
  • Шалыгина О. В. «Непостижимое» С. Л. Франка. Социальные отношения в теории познания 
  • Кудрявцев В. А. Философия поступка и философия диалога М. М. Бахтина 
  • Лункин Р. Н. Православные институты в системе социальных отношений современной России 
  • Белкин Д. В. Религиозный аспект социально-экономической безопасности 
  • Плюснин Р. М. Религиозные особенности выстраивания отношений с местным населением при колонизации территории 
  • Каргин Е. А. Христианско-мусульманские отношения на территории Поволжья: возможность цивилизационного синтеза 
  • Гришина М. А. Коммуникационные программы в здравоохранении: аспекты социальных отношений 
Церковное пение 
  • Тихомирова А. А. Стихирарь «Дьячье око» из собрания Д. В. Разумовского (РГБ. Ф. 379. № 63) как объект для исследования лиц и фит знаменного роспева 
  • Любченко Е. М. Многогласники в Стихираре «Дьячье око» из собрания Д. В. Разумовского (РГБ. Ф. 379. № 63-66)
  • Середа М. В. «Да молчит всяка плоть человеча» — уникальный памятник демественного многоголосия (по рукописи ГИМ. Син. певч. № 151)
Диаконическое образование: теория и практика 
  • Зальцман Т. В., Соловьева И. В. Инновации и традиции в диаконическом образовании
  • Хулап В. Ф., прот. Современные учебники по диаконии на примере Германии: содержание и структура
  • Астэр И. В. Дистанционное обучение как инструмент проектирования пространства непрерывного социально-профессионального образования 
  • Родионович А. М. Формирование новых профессий на стыке медицины и социальной работы 
  • Старцева О. Н., Сибарнова Е. С. Волонтерство в иппотерапии 

XXVIII Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета - Поздравление Патриарха всея Грузии Илии 

 
Его Высокопреподобию, протоиерею Владимиру Воробьеву, Ректору Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, профессорско-преподавательскому составу, учащим и учащимся! 
 
Ваше Высокопреподобие, Сердечно поздравляем Вас и,- в Вашем лице всех сотрудников, преподавателей и студентов Свято-Тихоновскго Гуманитарного Университета с 25 годовщиной со дня основания. За этот сравнительно небольшой срок Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет достиг с Божьей помощью духовной зрелости, его Небесный покровитель - Святейший Патриарх Тихон не оставлял Ваш Университет своим заступничеством. Университет стал крупным центром по научным исследованиям в области Богословия, Церковной истории, Канонического права и других смежных Богословских и гуманитарных дисциплин. В тоже время он является одним из престижных православных учебных заведений России, где учатся и повышают свою квалификацию также и представители Грузинской Православной Церкви. 
 
Мы рады, что все более серьезными становятся научные связи грузинских и русских Богословов и Церковных историков. Подтверждением тому служит участие наших представителей в ежегодных научно-богословских конференциях ПСТГУ, а также сотрудничество Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета с Грузинским Университетом им. Св. Андрея Первозванного при Грузинской Патриархии, с Национальным Центром Рукописей Грузии им. Корнелия Кекелидзе и т.д. Нужно особо отметить, что все это осуществлялось на фоне напряженной политической обстановки между нашими странами. Желали бы, чтобы в будущем наши отношения все более углублялись, что внесет свой посильный ваклад в восстановление дружеских связей между нашими народами и государствами. Желаю Вам и всему коллективу ПСТГУ успехов в Богоугодном деле православного просвещения и утверждения в народе христианского образа жизни.
 
Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхета и Тбилиси И Митрополит Пицунды и Цхум-Абхазин Тбилиси 2017 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat magistr