Богословская конференция ПСТГУ - 29 - 2019

Богословская конференция ПСТГУ - 29 - 2019
В христианском Священном Писании, объединяющем две неравные по объему части, которые получили название Ветхий (Старый) Завет и Новый Завет, мы явно сталкиваемся с оппозицией старого и нового. Причем это старое, при всей особой значимости нового, не отметается. Церковь еще в первые века отбросила соблазн отвергнуть ветхозаветное писание, осудив учение Маркиона. Диалектика старого и нового налицо и в проповеди Божественного Основателя Христианства, Который прямо сказал своим ученикам о том, что Он пришел не нарушить закон или пророков, но исполнить (Мф 5. 17). И уже первые христианские проповедники, оставившие после себя тексты, вошедшие в канон Нового Завета, постоянно проводят в этих текстах мысль о том, что рождение, служение, проповедь, страдания и смерть Иисуса стали исполнением старых пророчеств, а Сам Иисус является Христом, обетованным в старых Откровениях, Помазанником, Мессией. Участь апостолов свидетельствовала о том, что новое не принималось с легкостью. 
 
И в самом Ветхом Завете есть книга, в которой по-особому проявляется оппозиция старое-новое. Эта книга, для которой характерен внутренний диалогизм, придающий ее содержанию противоречивый характер, вызывала споры о ее каноническом достоинстве. Этот диалогизм затрагивает кажущиеся незыблемыми традиционные старые представления о воздаянии и страдании, о связи успеха в жизни с соблюдением правильных предписаний. Традиционному старому взгляду автор противопоставляет новый скептицизм, опирающийся на грубую правду жизни, отрезвляющий опыт, свидетельствующий о том, что успех в делах далеко не всегда зависит от праведности и мудрости человека, что страдания не всегда посещают человека в качестве наказания за беззаконие, что с позиции земной человеческой мудрости вся жизнь и деятельность человека в контексте неминуемой смерти едва ли имеет какой-то смысл. И то, что Книга Екклезиаста закрепилась в священном каноне, свидетельствует о том, что отраженная в ней диалектика старого и нового имеет особое значение для постижения человеком реалий наполненного противоречиями окружающего мира, для осознания своего места в этом мире и значимости для каждого человека веры в Бога как гаранта стабильности, порядка и всякого смысла. 
 

XXIX Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Материалы
М.: Изд-во ПСТГУ, 2019. 272 с. 
ISBN 978-5-7429-1237-8 
 

XXIX Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета - Содержание

Взаимовлияние и взаимодействие русской религиозной философии и русского богословия второй половины XIX— начала XX в. 
  • Тихонов В. Е. Влияние метафизики всеединства Владимира Соловьева на раннюю экклесиологию П. А. Флоренского по работе «Понятие Церкви в Священном Писании» 
  • Григоренко А. Ю. С. Булгаков и «новгородские еретики»: сравнительный анализ
  • Павлюченков Η. Н. Исследования богословского аспекта наследия П. А. Флоренского в 1960-1990-х гг. 
  • Чикаева Т. А. Понимание Родины как духовного объекта в русской философии рубежа XIX—XX веков 
  • Иванов И. А. М. И. Лот-Бородина о «церковной культуре» (по материалам статей в «Вестнике РСХД») 
  • Ворожихина К. В. Достоевский Шестова: философ о писателе 
  • Аникеева Е. Н. Понимание теизма в русской философии 
Статус «старого» и «нового» в христианской богословской традиции 
  • Акимов В. В. Нет ничего нового под солнцем: старое и новое в библейской книге Екклезиаста 
  • Серебряков Н. С. Прообразы Ветхого Завета: видеть новое в старом 
  • Прокопчук А. Ю. Четыре финала одной истории. О сосуществовании различных новозаветных традиций
  • Доброцветов П. К. Христианство и иудейство сквозь призму понятий «старое» и «новое» в творениях церковных авторов II—III вв 
История миссий, практическая миссия 
  • Семянников С. Н. Исследование степени агрессивности в мировоззрении современной студенческой молодежи 
  • Минаков С. В. Опыт православного просвещения в Пермском суворовском военном училище 
  • Тихоновский И. В. Военно-патриотическое направление как составляющая духовно-нравственного развития детей 
  • Рязанова Т Б. Проблема переживания и описания духовного опыта: анализ случая самонаблюдения психолога 
  • Дядченко И. Н. Использование киноресурса в образовательном и воспитательном процессе, в организации родительских собраний и педагогических советов 
  • Алексеева В. Ю. Современные экспедиции в 1000-летнюю историю русских паломничеств на Восток. Практический опыт 2010—2018 годов 
  • Юферева Н. Э. Духовно-просветительский центр «Причастие» в Санкт-Петербурге 
  • Стриганова М. И. Миссионерское служение священномученика Петра Скипетрова, настоятеля церкви во имя иконы «Всех Скорбящих Радости» (с монетами) 
  • Манкевич Е. В. Просветительские занятия для мирян: опыт организации и специфика приходов
Актуальные проблемы истории Русской Православной Церкви в XX веке 
  • Мельникова И. Е. Деятельность митрополита Тифлисского и Бакинского Кирилла (Смирнова) на Кавказе 
  • Косик О. В. Храм святых бессребреников Кира и Иоанна в Москве (Сербское подворье) 
  • Яковлева А. П. Роль мирян в борьбе за Церковь в 1920—1930-е гг. (на примере русского Севера) 
  • Воронцов В. Ю. Обновленческий раскол в Алма-Ате в 1922—1944 гг. 
  • Корнилов А. А. Приходы перемещенных лиц «Большого Мюнхена» в период управления ими митрополитом Серафимом (Ляде) (1945—1950 гг.) 
Картвелология: проблемы и перспективы
  • Рапава М. А. От Тао-Кларджети до Афона. От Афона до Гелати (в контексте грузино-армянских литературных взаимоотношений) 
  • Кекелия В. А. Из истории православного монашества Иерусалима: грузинские монахи в храме Святого Гроба Господня в первой трети XIV столетия 
  • Малков П. Ю. Рецепция в наследии византийских отцов Церкви учения преподобного Максима Исповедника о воле природной и о воле гномической (на примере творений преподобного Анастасия Синаита) 
  • Попова И. Е. К жизнеописанию настоятельницы Серафимо-Знаменского скита преподобноисповедницы схиигумении Фамари (Марджанишвили) 
  • Багратион-Мухранели И. Л. Шедевры грузинской агиографии в переводах о. Иосифа (Зетеишвили) 
  • Таварткиладзе Д. Т. Грузинские венценосцы и православная вера в средние века: от меча до щита Мессии 
  • Артюшенко М. В. Сретенская церковь Донского монастыря. История. Архитектура. Некрополь 
  • Лобанов Д. В. Архимандрит Лаврентий Габашвили: аспекты биографии 
  • Мельникова И. Е. О событиях признания автокефального статуса Грузинской Православной Церкви в XX в 
Возможна ли в секте свобода выбора?
  • Дворкин А. Л. Интернет-вербовка в России китайско-американской секты «Церковь Всемогущего Бога» 
Благотворительность и социальная политика государства в России XIX — начала XXвека 
  • Постернак А. В. Общины сестер милосердия Российской империи в отечественной историографии 
  • Ключарева А. В. Георгиевские медали Александры Львовны Толстой 
  • Мозгова О. Б. Создание Марфо-Мариинской обители как опыт восстановления христианских оснований социального служения 
  • Всеволодов А. В. О развитии материальной взаимопомощи в среде приходского духовенства Вологодской епархии (1860—1870-е гг.) 
  • Шевцова Г. И. Благотворительная деятельность членов дома Романовых по воспоминаниям Е. А. Нарышкиной, обер-гофмейстерины высочайшего двора 
  • Фидченко О. В. Великий князь Александр Михайлович Романов как покровитель и реализатор социальных инициатив России конца XIX — начала XX в 
  • Гувакова Е. В. Романовская больница при Покровской общине сестер милосердия. Общее дело монастырской благотворительности во время Первой мировой войны 
Актуальные проблемы германской филологии 
  • Тер-Минасова С. Г. Языковые проблемы национальной безопасности в современном обществе (на материале русского и английского языков) 
  • Баранова Л. Л. Переводы Библии на английский язык в лингвокультурологическом освещении 
  • Павловский И. В. Русомания и русофобия в английском обществе как явление английской культуры 
  • Писарев Л. В. Содержание концепта «любовь к малой родине» в романе Г. К. Честертона «Наполеон из Ноттинг Хилла» 
  • Захаров Н. В. Марло и Шекспир — персонажи киноиндустрии 
  • Макаров В. С., Гайдин Б. Н. Вариативность переводов шекспировских пьес: представление и анализ с помощью платформы Version Variation Visualisation. Итоги проекта 
  • Мороз Н, А. Марк Твен как эрзац-продукт: о реконструкции сказки «Похищение принца Олеомаргарина» 
  • Чуварькова О. В. Лексико-семантические особенности англоязычного дискурса церковного изобразительного искусства 
  • Варёшин Н. В. Этапы личностного становления рассказчика романа Г. Свифта «Земля воды» 
Романская филология 
  • Десятова М. Ю. Как писать их величествам: анализ двух писем XIV века на сицилийском вольгаре 
  • Кабанова А. С. Абсолютные конструкции в румынском языке 
  • Серебренников А. В. К вопросу о юродстве Дон Кихота: «покаяние» в Сьерра-Морене 
Педагогика 
  • Абрамов С. И. Замечания и предложения к документу «Дорожная карта первоочередных мер (комплексных предложений) по формированию и развитию благоприятных условий для духовного просвещения детей в приходских общинах Русской Православной Церкви» 
  • Дорофеева Л. Г., Клепцова В. С. Идеал целомудрия в древнерусской агиографии 
  • Юрина Ю. Г. Педагогическое сопровождение детей из невоцерковленных семей при религиозном воспитании в воскресной школе 
  • Макарова Е. В. Постановка учебной задачи в работе по учебно-методическому комплекту «Сперва Аз да Буки» 
  • Левшенко Т. А. Грамматика церковнославянского языка в учебниках и в богослужебных текстах 
  • Будейко В. Э. О некоторых особенностях учебных пособий церковнославянского языка. Современная проблематика 
  • Шалыгина Н. В. Сокровищница языка церковнославянского — языку русскому (опыт составления пособий по церковнославянскому языку для детей и нефилологов) 
  • Архипова И. Г. Концептуальные основы построения базового образовательновоспитательного курса по церковнославянскому языку для детей в свете современного педагогического подхода 
  • Наумов С. А. Полный видеокурс церковнославянского языка: ретроспектива, структура и перспектива 
Диаконическое образование: теория и практика 
  • Зальцман Т. В. Теория и практика в подготовке специалистов: единство и противоречия 
  • Шилина И. Б., Шилин Л. Ю. Подготовка специалистов по работе с молодежью в условиях трансформации образовательных стандартов 
  • Родионович А. М. К вопросу о медицинской компетентности социального работника 
Цифровизация общества и будущее христианства
  • Лопатинская Т. Д. Кризис духовных ценностей в информационном обществе 
  • Грабельных Т. И., Саблина Н. А. «Цифровое общество» в категориях цифрового времени и цифрового пространства 
  • Грива О. А. Философское и богословское осмысление трансгуманизма как феномена 
  • Демидова Е. Е., Старикова А. В. Цифровизация стран зарубежной Европы: новые возможности, новые риски 
  • Старикова А. В., Демидова Е. Е. Пространственная мобильность и цифровизация: роль новых ценностей в общественной жизни и влияние на миграции населения 
  • Чурсанов С. А. Богословский концепт «общение» и цифровые информационнокоммуникативные реалии современного социума 
Церковное пение 
  • Николаева Е. А. Церковный композитор: Московская школа сегодня 

XXIX Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета - Общее содержание отрывка. Еккл 1. 9—11 в контексте первой главы 

 

Проблематика старого и нового встречается уже 9—11-м стихах первой главы Книги Екклезиаста, являющихся частью фрагмента, в котором автор обращает внимание читателя на всеобщий круговорот, характерный для мира природы. В предисловии к учебному изданию Библии в переводе РБО данный отрывок, включающий с 4 по 11-й стих, имеет заголовок «Круговорот и неизменность мира и истории» [6, с. 1229]. Этому большому фрагменту предшествует надписание книги и рамочное высказывание о тщетности всего в этом мире (которое повторяется и в конце последней главы), упоминающие об авторе в третьем лице, а также риторический вопрос о смысле всех трудов человека, который обнажает одну из центральных проблем Книги Екклезиаста. После фрагмента расположено авторское обращение от первого лица. В начале книги перед глазами читателя разворачивается величественная картина огромного холодного мироздания. На фоне этой безучастной к человеку круговерти сам человек кажется мелким, незначительным, едва заметным существом. И хотя за всем этим отлаженным механизмом Вселенной читатель Библии может угадать присутствие Бога, имя Бога в начале книги тем не менее не упоминается (встретится оно впервые только в 13-м стихе, в словах со скрытым упреком, а далее — только в конце второй главы). Так что читатель невольно начинает ощущать себя одиноким и потерянным. Общее скептическое настроение автора преобладает в первой и в значительной части второй главы. С учетом этого настроения следует воспринимать и рассматриваемые стихи (Еккл 1. 9—11). 
 
В мире происходит бесконечное круговращение: приходят и уходят поколения людей, восходит и заходит солнце, поспешая впопыхах к очередному восходу, идет и кружится ветер, возвращаясь на круги своя, идут к морю потоки, возвращаясь к своему исходному месту, чтобы снова идти. И на фоне этого природного круговорота, или шествия, автор подчеркивает мысль, что и в мире людей, под солнцем, нет ничего нового, все, что было, то и будет, что делалось, то и будет делаться. Нет ничего нового. И даже то, что кажется таковым, таковым не является. Новое кажется новым только потому, что в мире царит забвение. Все было и будет предано этому забвению, со временем будет забыто не только прошлое, но и будущее. Так автор книги усиливает безнадежно грустное восприятие этого мира читателем. В дальнейшем на общем фоне этого неизменного, стабильного в своих круговращениях мира автор обратит внимание на царящую в этом мире несправедливость. И это еще больше усилит его печальное восприятие мира. Ведь если мир так несправедлив, то у человека не остается никакой надежды на его улучшение и тем самым на улучшение своего положения «под солнцем». Получается, что этот мир, который сотворен премудро и получил положительную оценку от своего Творца (Быт 1.4, 10, 12, 18, 21, 25, 31), далеко не всегда хорош и удобен для человека. В книге звучит неприятная правда об испорченности этого мира (см. также Еккл 7. 29). 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat magistr