Богословский диалог между православными и антихалкидонитами - 1

Богословский диалог между православными и антихалкидонитами - 1
В современном мире существует множество направлений научного знания, весьма разнообразными являются методы их преподавания, а цифровые технологии во много раз увеличивают их влияние. Однако у этой многомерности есть не только плюсы, но и минусы. Сейчас как никогда ощутимы вызовы классическому образованию и традиционным ценностям человечества. С точки зрения многополярности православное богословие вроде бы должно оказаться на периферии знания, но исходя из вечных смыслов и непреложных ценностей оно продолжает быть подлинной колыбелью и очагом образования и культуры.
 
В современной России продолжается процесс возрождения лучших духовных образовательных традиций. И в этом контексте, и в более широком богословское образование имеет очень важное значение. Богослов Церкви призван решать особо трудные задачи — излагать вечные истины в соотношении с современными научными достижениями и данными, иными словами, он призван не приспосабливать веру к современным знаниям, а излагать веру, пользуясь богатым инструментарием гуманитарных и технических наук, опираясь прежде всего на достижения филологии и философии, которые на Руси считались самой лучшей подготовкой для богослова.
 
В последние десятилетия отечественная богословская и церковно-историческая наука всё активнее восстанавливается и развивается. В духовных учебных заведениях налаживаются более интенсивные процессы научно-богословской деятельности, а на факультетах теологии в системе государственного образования поддерживается интерес к христианской науке в целом. Как хорошо известно, повышение уровня образования и научно-исследовательской работы невозможно без издательской деятельности, поэтому одной из главных целей высшего духовного учебного заведения является публикация текстов, переводов, исследований, комментариев христианских и полезных для образования нехристианских авторов, творений отцов и учителей Православной Церкви, а также богословов других христианских конфессий, что, несомненно, будет способствовать критическому анализу и оценке их взглядов.
 
Московская духовная академия занимает в этом процессе достойное место, имея богатейшую предшествующую традицию изучения богословских дисциплин. За последние годы на кафедрах МДА был создан ряд научных журналов, в которых преподаватели и учёные МДА и иных духовных и светских учебных заведений публикуют достаточно весомый научный материал в разных областях христианского знания. «Корпус христианских текстов и исследований» является продолжением такой научной деятельности и создан как приложение для реализации проектов, намеченных одним из таких журналов — «Библия и христианская древность».
 
Настоящая монография «Богословский диалог между православными и антихалкидонитами (прошлое — настоящее — будущее): вклад Святой Горы Афон», которую читатель держит в руках, представляет собой первый том «Корпуса христианских текстов и исследований». Он содержит выполненный выпускником МДА М. А. Вишняком перевод с греческого языка первой части трудов афонских монахов, представляющих православную халкидонскую точку зрения и богословскую оценку христологии так называемых нехалкидонских Церквей. Данная монография послужит хорошим началом в издании текстов в целом и явится хорошим подспорьем в изучении богословия, терминологии и истории Церкви.
 

Богословский диалог между православными и антихалкидонитами (прошлое - настоящее - будущее): вклад Святой Горы Афон. Часть 1 

(Корпус христианских текстов и исследований: Приложение к журналу «Библия и христианская древность»; т. 1/1. Современные переводы и исследования; т. 1/1)
Сергиев Посад: Издательство Московской духовной академии, 2021. - 274 с.
ISBN 978-5-907449-01-5
 

Богословский диалог между православными и антихалкидонитами (прошлое - настоящее - будущее): вклад Святой Горы Афон. Часть 1 - Содержание

Список сокращений
Предисловие ректора МДА
Предисловие главного редактора
Предисловие переводчика
Предисловие
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Христологическое соглашение «Согласованных заявлений»
  • 1. Общие замечания
    • 1.1. Об антихалкидонском расколе в общем
    • 1.2.О богословском диалоге в общем
    • 1.3 Соглашение Смешанной комиссии
  • 2. Для чего были составлены настоящие тексты
    • 2.1. Возникшие вопросы
    • 2.2. Точка зрения и цели афонского вклада в диалог
  • 3. Движение к неофициальному богословскому диалогу
    • 3.1. Диахроническое Предание
    • 3.2. Перемена. Первые бреши
    • 3.3. Секуляризация эпохи
    • 3.4. Случай Порфирия (Успенского)
    • 3.5. Неофициальные встречи. Роль Всемирного совета церквей
    • 3.6. Направления и неудачи неофициального диалога
  • 4. Размышление после эйфории
  • 5. Официальный богословский диалог
    • 5.1. Первые трудности. Проблема именования
    • 5.2. «Более действенный» метод как методологическая ошибка
  • 6. Вопрос христологического согласия
  • 7. «Православие» христологии Севира
    • 7.1. Севирианская христология не является кирилловской
    • 7.2. Что не было принято во внимание в диалоге
  • 8. «Православие» христологии Диоскора
    • 8.1. Не за веру низложен Диоскор?
    • 8.2. «Две природы не принимаю». Отвержение богословия «Примирительного послания»
    • 8.3. «Православное» исповедание Евтиха на Разбойничьем соборе
    • 8.4. Осуждение евтихианства
  • 9. Снятие анафем
Глава 2. Возобновление диалога. Новейшие данные 
  • 10. На пути к новому богословскому диалогу
    • 10.1.О христологии
    • Теория «миафизитства»
      • а) Антихалкидониты о «миафизитстве»
      • б) Православные о «миафизитстве»
    • 10.2.О снятии анафем
Глава 3. История, методология и цели святогорского вклада
  • 11. История святогорских сочинений
    • 11.1. Священный Кинот Святой Горы Афон
    • 11.2. Более широкое участие Афона
    • 11.3. Всеправославная критика
  • 12. «Аподиктический» метод святогорского богословия
  • 13. Экклезиологическое основание святогорских сочинений
    • 13.1. Una Sancta
    • 13.2. Цели
    • 13.3. Вера в опасности?
    • 13.4. Объединение - не самоцель
  • 14. Заключение
Монастырь Григориат Святой Горы Афон.
ПРАВОСЛАВНЫ ЛИ АНТИХАЛКИДОНИТЫ?
  • Архим. Георгий, игумен монастыря Григориат. Предисловие
  • Письмо Священного Кинота Святой Горы Афон
  • Суждение комиссии Священного Кинота Святой Горы Афон о диалоге между православными и антихалкидонитами
  • Меморандум Священного Кинота Святой Горы Афон о диалоге между православными и антихалкидонитами 
  • Архим. Иосиф, игумен монастыря Ксиропотам.
  • Православие и антихалкидониты
Вклад во внутриправославный диалог о «православии» антихалкидонитов
  • I. Экклезиологические предпосылки
  • II. Исторические свидетельства
    • 1. Попытки к объединению в прошлом
    • 2. Примирение с восточными 433 г. разоблачает антихалкидонитов
    • 3. Мудрование Церкви, являемое в житиях святых
  • III. Догматические различия
    • 1. Православен ли Севир?
      • а) Севир богословствует по-аристотелевски
      • б) Севир принимает, что человеческая природа Христа существует как ипостась
      • в) Ипостасное соединение согласно Севиру
      • г) Севир учит моноэнергизму
      • д) Севир принимает еретическое учение о частных сущностях
      • е) Как Севир понимает обожение человека?
    • 2. Теопасхитская прибавка кТрисвятому
    • 3. Преподобный Максим Исповедник разоблачает монофизитское толкование выражения «лишь умозрительно»
    • 4. Иконоборчество и его монофизитские предпосылки 
    • Размышления над «Согласованными заявлениями» 1989 и 1990 гг.
Заключение
Церковная гимнография о православной христологии и об антихалкидонитах
  • I. Корни и причина монофизитства
  • II. Зарождение монофизитства. Евтихианство
  • III. Разбойничий собор 449 г.
  • IV. Монофизитство Диоскора и Севира
    • 1. Две природы после соединения
    • 2. Две воли и два действия (энергии)
    • 3. Томос святителя Льва
    • 4. Прибавка кТрисвятому
    • 5. Новшество Отцов в использовании философских понятий
    • 6. Общение свойств
  • V. Гимнография антихалкидонитов
  • VI. Синодик Православия 
  • Выводы
В любви подобает нам истинствовать 
Задуманная «чистка» богослужебных текстов Церкви
Источники
Литература
Индекс мест из Священного Писания 
Индекс патристических источников 
Индекс авторов 
Индекс исследователей 
Предметный указатель
Словарь богословских понятий, употребляемых в текстах настоящего издания
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя brat christifid