Богословский сборник ПСТБИ - 7 - 2001

Богословский сборник ПСТБИ 2001 г., Выпуск 7
Расхождение богословских подходов к христианской вере между Востоком и Западом произошло не в одночасье и не по чьему-то злому умыслу. Это был долгий и медленный процесс отчуждения. И сам раскол между Церквами не может быть точно датирован. Он произошел не так, как другие расколы внутри восточного христианства (например, в христологическом конфликте между сторонниками и критиками Халкидонского Собора) или внутри западного христианства (в результате реформации в XVI веке). В таких случаях богословы одной школы, сторонники одной традиции не соглашались с определенными формулировками или учениями. Но Восток и Запад, наоборот, разошлись во взглядах и понимании принципов духовной жизни задолго до того, как столкнулись между собой по поводу определенных вопросов, таких как filioque или власть римского папы. Когда произошли эти и некоторые другие конфликты, то именно отсутствие более глубинного общего мировоззрения определило трудность их уврачевания.
 
Чтобы не допустить односторонности позиций и чтобы они не стали разделяющими, как это все-таки случилось, нужна была постоянная бдительность, забота о взаимном общении и диалоге между Востоком и Западом. Такая забота существовала, однако ее имели лишь несколько великих людей. На Западе святитель Иларий и святитель Амвросий знали греческий язык и ценили общение с восточными богословами, хотя по своим склонностям и методам они и предвосхищали позднейший латинский подход к учению о Святой Троице. Блаженный Августин мало знал греческий язык. Свое философское истолкование христианства он дал только благодаря собственному творческому гению. Его мысль сформировала особенности западного христианства, но ничто не было более чуждо самому блаженному Августину, чем сознательное создание отдельной традиции, отличающейся от восточной. В интеллектуальном плане стоя гораздо выше всех своих современников, он был убежден, что защищает и выражает соборную веру, общую Востоку и Западу. Действительно, он это и осуществлял многоразличными путями. Но блаженный Августин оказался неспособным понять значение одинокого голоса преподобного Кассиана и леринских монахов, которые — от имени Востока — выражали сомнения по поводу некоторых его позиций в антипелагианской полемике...
 
На Востоке святитель Василий Кесарийский делал не очень удачные, но самоотверженные попытки привлечь папу Дамаса и западных епископов к своему пониманию веры во Святую Троицу, благодаря которой Никейский собор смог восторжествовать на Востоке. Несколькими десятилетиями позже для разрешения христологической дилеммы Халкидонский Собор признал здравый смысл и мудрость Томоса святителя Льва, несмотря на имевшиеся трудности в терминологии. И великий Максим Исповедник в VII веке показал полное согласие со святым папой Мартином в борьбе против монофелитства. Однако и в его время интеллектуальная, духовная и лингвистическая пропасть была уже явной: преподобный Максим Исповедник, хотя и прожил в Африке, может быть, целых два десятилетия, но в его многочисленных писаниях нет ни одной ссылки на блаженного Августина, и ничто не указывает на то, чтобы он знал латинский язык. Также и святитель Григорий Великий, пребывая в течение семи лет (759-586) папским представителем в Константинополе и будучи всецело предан единству Востока и Запада, не знал греческого языка1. А ведь это на протяжении нескольких столетий были те, кого мы назвали великими «строителями мостов».
 

Богословский сборник ПСТБИ 2001 г., Выпуск 7

М. : Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2001. - 336 с.
ISBN 5-7429-0143-7
 

Богословский сборник ПСТБИ 2001 г., Выпуск 7 - Содержание

БОГОСЛОВИЕ
  • Протопресвитер Иоанн Мейендорф - «Строители мостов» в раннем средневековье. Заметки о значении восточной святоотеческой мысли для Иоанна Скота Эриугены. Пер. Л. Успенской
  • Курсы по вопросам православного мировоззрения
  • Протоиерей Иаков Ктитарев. Современное состояние мира (материалистическое и религиозное мировоззрения). (Конспект лекции)
  • Архимандрит Киприан (Керн) - Чудо (Конспект лекции) 
  • Архимандрит Киприан (Керн) - Зло в религиозном сознании человечества (Лекция)
  • Протоиерей Валентин Асмус - Архиепископ Иларион Троицкий и православное богословие
  • Иерей Олег Давыденков - Севир Антиохийский
  • В. Джурас - Павликианство и тондракитство. К истории двух ересей
БИБЛЕИСТИКА
  • Иерей Александр Прокопчук - Христос и Моисей
ПАТРОЛОГИЯ
  • Ориген - Против Цельса (Продолжение). Пер. и комм. А. Фокина
  • Евсевий Памфил - Евангельское Приготовление. Пер. А. Ястребова
  • Диакон Георгий Завершинский - Пневматология мужей апостольских
ЛИТУРГИКА
  • М. Желтов - У истоков Иерусалимского устава. Часть I: Завещание прп. Саввы
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ
  • Г. Бежанидзе - Проект преосвященного Агафангела (Соловьева) по реформе церковного управления
  • Архиепископ Агафангел (Соловьев) - В чем должно состоять высшее, вполне каноническое управление отечественной Церкви
  • В. Петрушке - Деятельность униатского митрополита Андрея Шептицкого по распространению католицизма восточного обряда в России в период между революцией 1905 года и первой мировой войной
  • А. Никитин - Взаимоотношения русской православной общины в Германии и нацистского режима (1933-1945 годы)
  • Материалы к истории Православия в нацистской Германии. Публ. иерея Георгия Ореханова и Г. Зоммер
ИСТОРИЯ
  • А. Комаровская - Ю. Ф. Самарин. Университетские годы
  • Диакон Дмитрий Пашков - К. П. Победоносцев и Ф. М. Достоевский
  • Протоиерей Александр Салтыков - Значение прославления святых на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года
От редакции
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Голосов еще нет
Аватар пользователя brat christifid