Богословский сборник ПСТБИ - Выпуск 11 - 2003

Богословский сборник ПСТБИ - Выпуск 11 - 2003
Евхаристия есть центральный момент служения, возносимого Церковью Пресвятой Троице. Евхаристия является полнотой проявления Церкви, которая сама есть таинство спасения. Она есть, так же, как и соответствующая ей сокровенная сердечная молитва, самое главное и центральное место духовной сущности Церкви. Именно когда Церковь (и человек) молится, тогда и проявляется ее подлинная сущность в приобщении к извечной Пресвятой Троице.
 
Церковное богослужение литургично и троично по самой своей природе. Говорить о Пресвятой Троице означает говорить о тайне троичного общения Божественных Ипостасей, бесконечного и вечного движения любви между Ними. А приобщаясь к этой тайне, можно уразуметь, что троичные Ипостаси обращены к тварному миру и к человеку и что Церковь вводит нас в личные отношения с Отцом через Сына в Духе Святом. Каждое из этих отношений содержит и определяет все прочие отношения и выражает особым образом полноту троичного общения.
 
Переживать троичное измерение Евхаристии - это значит открыть и провозгласить, что с Воплощения предвечного Логоса и пришествия Святого Духа в день Пятидесятницы между тайной Пресвятой Троицы и человеческой судьбой больше нет никаких разделений. Это означает также, как пишет Федоров, открыть то, что «Троица - это социальная программа человека», что и в самой конкретной человеческой жизни есть возможность постигнуть любовь Божию, «которая излилась в сердца наши Духом Святым» (Рим 5:5). По христианскому учению Церковь есть соборность, дарованная Духом гармония и внутреннее единодушие (Деян.1:14). Она есть также сострадание и милосердие в открытии сердца к ближнему, неимущему, страждущему. Очень важно по этому поводу учение святителя Иоанна Златоуста о соответствии между таинством братской любви и таинством, совершающимся в алтаре.
 
Для святителя Иоанна Златоуста братолюбие и милосердие являются продолжением Тайны Христовой, переживаемой в Евхаристии. Слово «продолжение» даже слишком слабо, так как оно обозначает внешнее отношение причинности. Следовало бы сказать, что для святителя Иоанна Златоуста забота и ответственность за неимущего вписаны в самую сердцевину Евхаристической Тайны.
 

Богословский сборник. Выпуск 11 - 2003

М.: Православный Свято - Тихоновский Богословский Институт, 2003. - 478с.
ISBN 5-7429-0187-9
 

Богословский сборник. Выпуск 11 - Содержание

БОГОСЛОВИЕ
  • Протопресвитер Борис Бобринский. Евхаристия и Пресвятая Троица
  • Иерей Олег Давыденков. Возникновение параллельной монофизитской иерархии
  • П. Малков. Сотериологический аспект православного учения об Имени Божием
  • А. Фокин. Категория «благо» в западном средневековом богословии
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТА
  • Иерей Александр Прокотук. О связях в построении Евангелия от Иоанна
  • Ю. Васильчева. Пятикнижие сирийской Пешитты и экзегетические традиции арамейских таргумов
ПАТРОЛОГИЯ
  • Преподобный Максим Исповедник. «О различных трудных местах (апориях)». 103-я апория. Пер. и комментарии А. Фокина
  • Протоиерей Валентин Асмус. Святитель Григорий Палама и императорская власть
  • Ж. Даниелу. Платон в христианском среднем платонизме. Пер. М. Матюшкиной
ЛИТУРГИКА И ГИМНОГРАФИЯ
  • Преподобный Роман Сладкопевец Кондак на грехопадение Адама и Евы. Пер., предисл. и комментарии диакона Михаила Асмуса
  • М. Желтое. Архиерейский чин Божественной Литургии: история, особенности, соотношение с ординарным («иерейским») чином
  • С. Ванюков. Обзор истории праздника Пятидесятницы
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ
  • И Грюнберг. К вопросу о начале Российской иерархии и Русской Церкви...
  • П. Грюнберг. «Медный всадник» А. С. Пушкина как историческое произведение
  • О. Косик. «Послание ко всей Церкви» священномученика Серафима Угличского-от 20 января 1929 г.
  • «Сов. Секретно. Срочно. Лично. Тов. Тучкову» И не только ему. Донесения из Ленинграда в Москву, 1928-1930 годы. Публ., предисл. и примеч. А. Мазырина
  • А. Мазырин. Священномученик митрополит Кирилл (Смирнов) как глава «правой» церковной ппозиции. Круг его ближайших последователей
  • А. Гаврилин. Почему не был закрыт Рижский Свято-Троицкий Сергиев монастырь?
МАТЕРИАЛЫ К ЖИТИЮ СВЯТОГО ПАТРИАРХА ТИХОНА
  • «Да будем союзом любве связуеми» Неизвестные обращения Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всея Руси Публ. и примеч. И. Жияновой
  • Из послания Патриарха Иерусалимского Дамиана Патриарху Тихону по поводу восшествия на Патриарший престол Публ. и примеч. О. Ефремовой
РАЗНОЕ
  • П. Михайлов. Вечный спор о Священном Предании
  • Дневник митрополита Арсения (Стадницкого)
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat magistr