Богословский сборник ПСТБИ - Выпуск 8 - 2001

Богословский сборник ПСТБИ - Выпуск 8 - 2001
В прошлый раз я говорил о богослужении вообще; тема моей сегодняшней беседы будет Литургия, ее обший обзор, ее историческое развитие. Мне бы хотелось раскрыть значение Литургии по существу, значение ее внутреннего смысла и найти место Литургии в исторической перспективе. За недостатком времени я не могу подробно разбирать вопрос об историческом развитии Литургии, я могу лишь его затронуть, не подходя вплотную, дать краткий обзор ее наиболее выдающихся моментов. Прежде всего, Литургия есть центральный нерв нашей религиозной жизни.
 
Нужно прикоснуться ближе к нашему богослужению; мы не отдаем себе отчета в том, что происходит в алтаре. Если вдуматься, мы увидим, что некоторые, и как раз важнейшие, моменты Литургии доходят до слуха верующих в отрывках и потому непонятны; в то время как если прочесть полный текст с тайными молитвами священника, то Литургия получает совершенно иной, законченный смысл. Подлинный смысл Литургии выражается в словах: «Ибо так возлюбил Бог мир, что Сына Своего Единородного отдал, чтобы спасти мир» (Ин 3:16). Сын Божий пришел, чтобы спасти, просветить, преобразить наш мир.
Мы иногда представляем себе Бога как мироненавистника, сотворившего мир и затем отвернувшегося от его греховности.
 
Это совершенно не верно; Бог не чуждается мира, раз Он дает Сына Своего для его искупления. Бог чуждается не нас, а нашего закоснения в грехе. Но наша греховность не есть непреодолимая завеса между Богом и нами. Наше собственное отдаление от Бога мы переносим на Него сами. Бог не отвращен, не удаляется и не отдален от нас. Бога НЕЛЬЗЯ представлять ненавидящим что-либо, Бог есть любовь. Подход нашего маловерия есть манихейский подход (манихеи презирали мир, боясь греха). Евангелие дает другое, православное мировоззрение, идущее вразрез с таким пониманием Бога и мира. Христос крещается в Иордане, чтобы освятить водную стихию, и не гнушается ее, хотя вода помутнела от человеческой грязи и греха, Он все же вошел в нее и освятил, очистил всю водную стихию. А дальше Галилея...
 
И первое чудо на браке в Кане. Претворяя воду в вино, Господь не побоялся начать подвиг служения миру присутствием на брачном пиру. Грязную воду Иордана очистил Господь и очищенную водную стихию претворил в вино. И наконец последнее и величайшее чудо в Сионской горнице, где вино претворяется в Пречистую Кровь Спасителя. Итак, ВОДУ Он претворил в ВИНО, ВИНО в КРОВЬ. Совершенно падший, грязный человек прикасается к Ней. Господь очищает его водой. Вино символ веселия — им Он веселит, утешает скорбное от греха сердце человека и наконец приобщением Своей Крови соединяет с Собой. Человечество уныло и скорбно под рабством греха. Совесть говорила, обличала, ставилась мучительная проблема зла.
 
Люди гибли, изнемогали от силы, гнета греха. В течение 5 1/2 тысяч лет люди мучились проблемой теодицеи, то есть примирением существующего в мире зла с бытием безгрешного Бога. Пришедший Господь очистил это грязное человечество. Люди были одиноки, бессильны бороться, страдать — Господь, придя на землю, пострадал за людей. Человечество чувствовало задолго до Рождения Спасителя невозможность своими силами победить зло и грех. Чувствовало, что только Бог Своим участием, соучастием, состраданием человечеству может его освободить. Этим проникнуты почти все языческие религии (миф о страждущем Боге), это знает и книга Иова. Господь, придя, омыл, обрадовал и освятил человека. И мир жаждал этого и ждал.
 
В тех же древнеязыческих мифах есть попытка приблизиться к Богу через ядение тела Его. Язычество знало и обряд Теофагии, и если в христианстве он нов по существу, по своему содержанию, своей истинности, то он не абсолютно нов в своей форме. И если Христос дал Свое Тело, причастил человека к Истине, то только потому, что человечество было способно принять эту истину. Бог не действует зря, и план Его не мог быть неудачен. Поднимая человека на высоту приобщения к Своему Телу, Господь еще раз показал, что мир божественен по замыслу, что человек есть образ и подобие Божие. Мир сотворен Самим Богом, и отпечаток Божественности сохранился в нем. Пусть грязен мир, но это лишь на поверхности.
 
Путь мира есть евхаристический путь. Сотворенное Богом, Его создание приближается к Нему в приношении, освящается, становится Его Телом. Не трудно проследить вопрос исторического развития Литургии до V, IV и даже III века, когда сохранились письменные тексты литургийных молитв. А что было во II, I веке? Как совершалась Евхаристия в то время, когда все еще было полно Евангельским ароматом первохристианства? Письменных свидетельств нет. Нет и подробного рассказа и в Четвероевангелии. Рассказ о Сионской горнице у Иоанна начинается уже тем, что было после Вечери. Мы знаем, что были агапы, была и Евхаристия, но ни Евангелисты, ни Апостолы не дали подробного о них рассказа. Нам предстоит распутать этот клубок, разобрать на основании тех обрывков сведений, которые дошли до нас.
 

Богословский сборник ПСТБИ - Выпуск 8 - 2001

Издательство – «Православного Свято-Тихоновского Богословского Института» – 446c.
Москва – 2001 г.
SBN 5-7429-0147-Х
 

Богословский сборник. Выпуск VIII – Содержание

  • Пасхальное поздравление редакции   
  • XI Ежегодная Богословская конференция       
  • Приветствие Его Святейшества Патриарха Алексия участникам XI Ежегодной Богословской конференции         
БОГОСЛОВИЕ
  • Курсы по вопросам православного мировоззрения Архимандрит Киприан (Керн). Литургия         
  • Архимандрит Киприан (Керн). Богослужение Праздника Рождества Христова
  • Учебные материалы ПСТБИ Иерей Олег Давыденков Спор о границах богопознания в XIV веке
Дискуссия о почитании Имени Божия От редакции
  • Е. Павленко Имяславие и византийская теория образа
  • П. Михайлов Лингвистические аспекты имяславия в сопоставлении с представлениями Святых Отцов о языке
  • В. Судариков О некоторых вопросах полемики с имяславием
  • В. Липахин Стоглав об иконописцах и честных иконах
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТА
  • Иерей Александр Прокопчук Богословие Послания к Евреям
  • П. Малков Святоотеческое истолкование срока пребывания Спасителя во гробе (догматические аспекты вопроса)
ПАТРОЛОГИЯ
  • Иеромонах Дионисий (Шленов)
  • Гефсиманское моление в свете христологии преподобного Максима Исповедника
  • А. Фокин Учение Оригена о Логосе и логосах (идеях) (Тексты и комментарии)
  • Г. Овчинников «Слово о законе и благодати» святителя Илариона как «собрание» его сочинений
ГИМНОГРАФИЯ
  • С. Брок От Ефрема к Роману
  • Пер. Н. Головниной, Е. Ивановой, М. Матюшкиной, В. Савельева под общей редакцией М. Асмуса
  • Преподобный Роман Сладкопевец
  • Кондак на жертвоприношение Авраама Пер. М. Асмуса
ЛИТУРГИКА
  • С. Ванюков Чин Литургии Преждеосвященных Даров (Исследование печатных изданий)
КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО
  • Архимандрит Аверкий (Таушев)
  • Возможная степень участия духовенства в общественных и политических организациях
  • Публ. М. Асмуса....
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ
  • Протоиерей Валентин Свенцицкий
  • Письма из ссылки Публ. О. Косик
  • «Это есть скорбь для Церкви, но не смерть ее...»
  • Из материалов следственного дела священномученика
  • митрополита Кирилла Казанского (1930)
  • Публ. Н. Кривошеевой и А. Мазырина
  • После Туруханской ссылки
  • (Письма священномученика митрополита Кирилла
  • Казанского к священноисповеднику епископу Афанасию Ковровскому)
  • Публ. и примечания О. Косик
  • Н. Медведева, Г. Медведев От южного города до «Южного Городка»
  • А. Марчуков Движение за создание Украинской автокефальной православной церкви в 1920 — начале 1921 годов
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
  • П. Грюнберг Церковь и истина в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Голосов еще нет
Аватар пользователя brat magistr