Богословский вестник - 40 - 1 - 2021

Богословский вестник: научно-богословский журнал Московской духовной академии - № 1 (40)
В центре богословия Г. У. фон Бальтазара — analogia entis (аналогия бытия). Analogia entis — это формальный принцип философско-богословского мышления, при котором усматривается аналогия между бытием Бога и бытием мира, что указывает одновременно как на их сходство, так и на их различие. Аналогическое сходство позволяет описывать бытие Бога с помощью понятий, заимствованных из тварного мира.
 
Аналогический богословский метод Г. У. фон Бальтазара предполагает убеждённость в том, что всё совершенство тварного мира, являющегося отображением и выражением Божественного, должно иметь прообраз в самом Боге. Также для него важна убеждённость в том, что домостроительные действия Бога — это не что иное, как проявление во времени вечных имманентных отношений Святой Троицы. В этом вопросе Г. У. фон Бальтазар иногда даже более радикален, чем К. Ранер, известная аксиома которого гласит: «“Икономическая” Троица есть “имманентная” Троица, и “имманентная” Троица есть “икономическая” Троица». Для Г. У. фон Бальтазара даже икономический кенозис Христа есть проявление внутритроичного кенозиса.
 
Тема внутритроичного кенозиса Лиц Святой Троицы в тринитарной концепции Г. У. фон Бальтазара является центральной. Он описывает его аналогически. Отец в абсолютной отречённости «от всякой возможности быть Богом для Себя одного», полностью, без остатка дарует Себя, отдаёт Своё Божественное бытие Сыну. Сын, получающий Божественное бытие от Отца, также самоотречённо дарует Себя, возвращает Божественное бытие Отцу. Взаимоотдача и взаимодарение объединяют Их в Святом Духе, который одновременно есть и «акт», и «плод» этой взаимоотдачи и взаимодарения. Это взаимное самодарование, совпадающее с радикальным самоотречением и являющееся круговой «передачей» Божественного бытия, конституирует Божественное бытие как бытие троичное. Таким образом, Г. У. фон Бальтазар переносит христианское учение о кенозисе, понимаемое как уничижение и умаление второго Лица при Его Воплощении и домостроительной миссии, из икономической сферы в имманентную и распространяет на все три Лица Святой Троицы, при этом внутритроичный кенозис он описывает как самоопустошение и самодарование Лиц в любви. Этот предвечный кенозис делает возможными все другие кенотические «движения» Бога: Творение, Завет и Воплощение.
 

Богословский вестник: научно-богословский журнал Московской духовной академии - № 1 (40)

Сергиев Посад: Издательство Московской духовной академии, 2021. - 340 с.
ISSN 2500-1450
 

Богословский вестник: научно-богословский журнал Московской духовной академии - № 1 (40) - Содержание

Список сокращений
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ 
Библеистика
  • Владимир Викторович Бельский - «Отцы ваши - где они?» (Зах. 1,5): к вопросу о генеалогии и социальном статусе пророка Захарии
  • Александр Вячеславович Брегеда - Развитие концепта «День Господень» в книгах малых пророков
  • Монах Нил (Лазаренко) - Богословско-экзегетические основания некоторых переводческих решений «Byzantinischer Text Deutsch - die Evangelien» (BTD) (на материале Евангелия от Марка). Часть II
Богословие
  • Александр Александрович Солонченко - Тринитарные концепции ГУ.фон Бальтазара и Д.Харта: сходства и различия
  • Священник Александр Ермолин - «Евхаристия. Таинство Царства» как пример становления личности и богословских взглядов протопресвитера Александра Шмемана
Сравнительное богословие 
  • Иеромонах Феодор (Юлаев) - Проблемные вопросы христологии в диалоге с нехалкидонскими церквами. Замечания ко «Второму согласованному заявлению» (Шамбези, 1990 г.). Часть II
Патрология
  • Священник Андрей Лысевич - Художественные образы в комментарии Амвросиаста на Послание апостола Павла к Римлянам в контексте западной христианской литературы
  • Вадим Евгеньевич Елиманов - Учение св. Николая Кавасилы о Евхаристии как Жертве
История Русской Православной Церкви 
  • Архимандрит Макарий (Веретенников) - Святейший патриарх Иосиф: кончина, погребение и память в истории
  • Георгий Сергеевич Дмитриев - Этапы и условия формирования вотчинного фонда Троице-Сергиева монастыря в Рождественской и Серебожской волостях Переславского уезда
Гомилетика
  • Семён Валериевич Кожевников - Источниковедческий анализ гомилетического наследия свт.Луки (Войно-Ясенецкого) из библиотеки Московской духовной академии
Агиография
  • Варвара Викторовна Каширина - Лавра Саввы Освященного в Иерусалиме в воспоминаниях русских паломников XIX в.
Церковное искусство и археология 
  • Наталья Ивановна Григорьева - Деятельность И. Д. Мансветова как первого историка церковного искусства в Московской духовной академии
Религиоведение
  • Татьяна Сергеевна Самарина - Религиоведческая система М. Элиаде: феноменология религии или политика мифа?
Источниковедение
  • Священник Максим Сорокин - К вопросу об истории библиотеки Святейшего Синода: продажа богословской части книжного собрания в Германию в 1930-х гг.
РЕЦЕНЗИИ
  • Юлия Николаевна Бузыкина - Рецензия на: Atlante Storico del Christianesimo antico.A cura di Angelo Di Bernardino con la collaborazione di Gianluca Pila. Istituto Patristico Augustinianum Dipartimento di Studi Classici e Christiani. Universitä di Bari. Bologna, 2010. ISBN 978-88-10-45304-9
  • Игорь Борисович Гаврилов, Давид Андриаевич Датиашвили - Обзор «Трудов кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии». № 2 (4). 2019. СПб.: Изд. СПбДА. ISSN 2541-9587
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя brat christifid