Богословский вестник - № 18-19 - 2015

Богословский вестник - № 18-19 - 2015
Трудно переоценить значение, с которым слово выступает в Божественном Откровении, ибо его основание находится в Том Слове, Которое было в начале у Бога и Само есть Бог, поэтому слово Божие как живое и действенное всегда наделялось особым аксиологическим статусом. При этом вера в силу слова Откровения находилась в неразрывной связи с верой в Самого Бога — Источник Откровения.
 
Такое отношение к слову в христианском мире сохранялось на протяжении многих столетий. Положение дел в этой области стало меняться тогда, когда вера в Бога была поставлена под сомнение. Это сомнение порождало не только проблему существования Бога, но и проблему смысла всего сущего. Если Бога нет, то нет и смысла и в хаосе бессмысленности, по Достоевскому, все позволено. Упоминание Достоевского не является здесь случайным. Дело в том, что разрушение смысла и связанная с этим вседозволенность приобрели в последние два столетия, особенно в эпоху модернизма и постмодернизма, такие масштабы, что «для неверующего ни Бог, ни смысл уже не являются объективной реальностью».
 
С особой силой разрушение смысла сказалось на понимании значения слова, причем не только библейского, но и любого другого. Если раньше традиционно признавали, «что именно слово является основной единицей, основной категорией языка», то «в начале ХХ-го столетия Ф. Соссюр взял под сомнение реальность слова и предложил искать единицы (категории) языка за пределами слова. С тех пор на все лады утверждается, что слово — это фикция. Единицами (категориями) языка стали выступать фонема, морфема, контекст, конструкция, синтагма, синтаксическое целое и т. д. Сомневаться в реальности слова стало модным увлечением...
 
Что же произошло? Трудности определения слова привели к тому, что от слова вообще стали отказываться. Между тем такой метод, в принципе, надо признать несостоятельным. Границы слова не всегда и не на всех языках очерчены ясно. Это бесспорно. Но сам по себе подобный факт может означать лишь одно: необходимость новых исследований, посвященных сложным проблемам слова, причем не только границам, отделяющим слова друг от друга, но и природе слова, его значению, его удельному весу в системе языка и т. д.». Однако западные ученые-лингвисты в последнее время стали не решать проблемы слова, а снимать. «Особенно участились попытки “освободить” слово от его значения, появились всевозможные опыты чисто формального определения слова. Вновь принялись обвинять значение: оно, дескать, мешает строго научному пониманию слова <...> Старания дать дефиницию слову без учета его значения приводило к тому, что определялось собственно не слово, а какая-то выдуманная, искусственная единица». В результате слово оказывалось изолированным от окружающей действительности, что вызывало наибольшее недоумение, так как слово, язык всегда признаются одними из главных средств общения в повседневной жизни и практической деятельности людей.
 

Богословский вестник - Научно-богословский журнал - № 18-19. 2015 № 3 июль—сентябрь, № 4 октябрь—декабрь

Московская духовная академия
Сергиев Посад, 2015. - 560 с.
ISSN 2500-1450 
ISBN 978-5-87245-212-3
 

Богословский вестник - Научно-богословский журнал - № 18-19. 2015 № 3 июль—сентябрь, № 4 октябрь—декабрь - Содержание

Список сокращений
ОТДЕЛ I. ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ 
Библеистика и богословие
  • Иванов М. С. - Слово Откровения
  • Ларионов А. В. - Иерархичность ангельского мира и ее эсхатологическая связь с человеком в святоотеческой литературе
Патрология
  • Дьяченко Г. В. - Антропологические основания учения о слове свт. Григория Нисского
  • Калинин М. Г. Преображенский А. М. - К вопросу об авторстве второго тома прп. Исаака Сирина
Аскетика
  • Лизгунов Павел, иерей - Смирение и смиренномудрие. О соотношении понятий и причинах создания нового термина 
  • Дионисий (Шленов), игумен - Образы царской власти в византийской литературе: сравнение образов «царя» и «плача» у прп. Симеона Нового Богослова и их контекст
Церковная история
  • Сидоров А. И. - Становление первохристианской Церкви.
    • Часть II. От поставления первых диаконов до завершения апостольского периода
  • Платон (Игумнов), архимандрит - Святой равноапостольный князь Владимир и цивилизационный выбор Руси
Философия и социология
  • Бакулин И. И. - Онтологические и гносеологические проблемы католической философии XX века в естественнонаучном контексте в связи с доктриной транссубстанциации
  • Липовецкий Π. Е. - Общественно-политическая публицистика «Богословского вестника» в период революции 1905—1907 г. 
Литургика
  • Далмат (Юдин), иеромонах - Начальный этап бытования молитв утренних и вечерних по печатным источникам (1596-1622)
ОТДЕЛ II. ТВОРЕНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ И ПАМЯТНИКИ ХРИСТИАНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
  • Святитель Кирилл Александрийский - Ответы Тиверию диакону с братией (Перевод с сирийского и примечания Е. А. Заболотного, М. Г. Калинина. Перевод с древнегреческого, предисловие и примечания иером. Феодора (Юлаева))
  • Святитель Афанасий Александрийский - О храме в Афинах (Перевод с древнегреческого, вступительная статья и примечания иером. Феодора (Юлаева), А. Г. Пернбаума)
  • Вртанес Кертог - Об иконоборцах (Предисловие, перевод с древнеармянского и комментарий А. С. Рамазяна)
Публикации, переводы и заметки
  • Ким С. С. - Армянская цитата из проповеди Севериана Габальского «О Кресте» (CPG 4213)
ОТДЕЛ III. АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ПУБЛИКАЦИИ
Публикации
  • Флоренский Павел, иерей - Предисловие к изданию серии святых отцов (1913) (Публикация игумена Андроника (Трубачева) и С. Л. Кравца)
  • Флоренский Павел, иерей - О стиле, языке и словах (Публикация игумена Андроника (Трубачева) и С. Л. Кравца)
  • Сергий (Голубцов), епископ - Выражение литургической жизни Православной Церкви в храмовой архитектуре (12 сентября 1961) (Публикация игумена Андроника (Трубачева))
Письма
  • Письма старшей братии Русского Пантелеймонова монастыря на Афоне епископу Дмитровскому Леониду (Краснопевкову) за 1874—1876 гг. (Публикация, предисловие и комментарии А. А. Петрова)
ОТДЕЛ IV. РЕЦЕНЗИИ, БИБЛИОГРАФИЯ 
Рецензии
  • Эйделькинд Я. Д. - Песнь песней. Перевод и филологический комментарий к главам 1—3. М.: РГГУ, 2015 (Рецензия М. А. Скобелева)
ОТДЕЛ V. ХРОНИКА
  • Отзывы на кандидатские диссертации, защищенные в Московской духовной академии в 2008/2009 году
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя brat christifid