Богословский вестник - № 2 (37)

Богословский вестник - № 2 (37)
Церковь Христова учит, что мир был сотворен Богом из ничего. Это означает, что мир сам по себе не обладает бытием, он есть «сам по себе не-бытие»: «...По отношению же к самой себе она (т. е. тварь. — и. С. Ф.) сводится к nihil», — подчеркивает В. Н. Лосский. Если бы мир сам по себе (то єсть без Бога) обладал бытием, то не было бы никакой необходимости в Творце мира. В таком случае мир сам по себе был бы самодостаточным. Однако мы видим, что в реальности зто не так: в мире царит смерть, которая являетея следствием отпадения мира (в лице человека) от Бога. Творение онтологически «обосновывается не самим собой, не Божественной сущностью, а одной лишь Божественной волей. Это отсутствие собственного основания и єсть небытие», — говорит В. Н. Лосский. Нарушение человеком божественной воли и породило смерть. В другом месте он пишет, что «творение «из ничего» означает как раз акт, производящий нечто вне Бога, сотворение сюжета абсолютно нового, не обоснованного ни Божественной природой, ни какой-либо материей, ни возможностью какого-либо бытия вне Бога». 
 
Вышеизложенные суждения ведут к следующему различению творения и бытия. Все многообразие тварного обладает одним и тем же бытием: живые и неживые сущности одинаково єсть, они все существуют. Бытие неделимо бесчисленными и разнообразными созданиями, из чего следует, что оно являетея абсолютно простим. Бытие не из чего не состоит, у него нет состояний и положений, поскольку любая составляющая сложности, состояния и положения так же одинаково єсть, как и вся сложность, состояние и положение в целом. При постоянных и многоразличных изменениях в мире бытие всегда остается неизменным. Оно остается неизменным даже тогда, когда одно и то же естество одновременно рождаетея и умирает в разных ипостасях. 
 

Богословский вестник - № 2 (37)

научно-богословский журнал
Московская духовная академия. Сергиев Посад: Издательство Московской духовной академии, 2020. 358 с. 
ІSBN 2500-1450 
 

Богословский вестник - № 2 (37) - Содержание

Список сокращений 
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ 
Библеистика 
  • Иеромонах Ириней (Пиковский) Значение образа елея, стекающего на бороду Аарона (Пс. 132/133) в традиционной иудейской и христианской зкзегезе. Часть І 
  • Владимир Викторович Бельский Видение первосвященника Иисуса (Зах. 3,1-7) и чин поставления священников в Пятикнижии: историко-зкзегетический анализ 
Богословие и философия 
  • Священник Сергий Фуфаев Учение В. Н. Лосского о различении сущности и знергий в Боге: антиномия или грубое противоречие? 
  • Священник Даниил Горячев Символизм П. Флоренского и историзм А. Шмемана как антиномия верующего разума и разумной веры 
Сравнительное богословие 
  • Протоиерей Павел Великанов, Василий Владимирович Чернов Евхаристия в условиях карантина: опыт англиканских Церквей 
Патрология и восточно-христианская литература 
  • Диакон Сергий Кожухов Полемика с антропоморфизмом в александрийской христианской традиции и ее истоки (античность,Аристовул,Филон и Климент Александрийский) 
  • Александр Гивиевич Накаидзе Ангелология Иоанна Филопона в трактате «О творений мира» («Dе opificio mundi»): философско-богословские воззрения 
История Церкви 
  • Митрополит Ферапонт (Кашин) Судьба церковно-приходских школ в 1917 году (по материалам Костромской епархии) 
  • Татьяна Ивановна Шевченко К 120-летию московского Валаамского подворья: Святейший Патриарх Тихон на подворье в 1920-е годы 
Сектоведение 
  • Варвара Викторовна Каширина Святитель Феофан Затворник в борьбе со штундой 
Каноническое право 
  • Диакон Никита Кузнецов «Не конкуренция и вражда.а гармонический союз». Церковь и государство в трудах дореволюционных канонистов Московской духовной академии 
Литургика 
  • Иеромонах Далмат (Юдин) История и проблемы описання Ярославского Часослова XIII века 
Агиография, паломничество 
  • Инокиня Екатерина (Копыл) Богословие святых мест в сочинениях палестинских агиографов VI-VIІ веков: темы, истоки.традиция. Часть І 
Русская духовная литература 
  • Денис Владимирович Макаров Народный духовник пещер Гефсиманского скита: образ преподобного Варнавы Гефсиманского в прозе И. С. Шмелева 
РЕЦЕНЗИИ 
  • Владимир Михайлович Тюленев Рецензия на: Теология и политика. Власть, Церковь и текст в королевствах вестготов (V - начало VIII в.): Исследования и переводьі / ред.-сост. О. В. Ауров; общ. ред. О. В. Ауров, Е.С. Марей. М.: Издательский дом «Дело», 2017. 352 с.; ІSВN 978-5-7749-1253-7 
  • Юлия Николаевна Бузыкина Рецензия на: Nicholas N. Раtricios. Тhe sacred Агсhitecture of Вizantium Art, Liturgy, and Symbolism in early Christian Churches. London; New York: I. B. Tauris & Co Ltd, 2014.446 р.; ІSBN 978-1-78076-291-3 

Богословский вестник - № 2 (37) - Судьба церковно-приходских школ в 1917 году

 
Система церковных школ, формировавшаяся в России с 80-х гг. XIX в., к 1917 г. представляла собой масштабную структуру, охватывавшую всю империю. Современные исследователи отмечают: «С середини 1880-х годов в стране быстрими темпами, с мощной правовой и финансовой поддержкой государства и Православной Церкви начинает разворачиваться новая, параллельная система народного образования. Утратив отчасти влияние на начальные министерские и общественные школы, государство и Церковь заново создали свою народную школу, сделав в ней главными действующими лицами священника и членов причта. Не случайно первоначальньїй замысел предусматривал, что церковно-приходские школы должны были постепенно вьітеснить нецерковные школы. На деле ситуация складывалась таким образом, что церковно-приходские школьї не вытеснили, а дополнили сеть уже существующих земских, городских и государственньїх народних школ». 
 
Согласно «Положенню о церковных школах ведомства православного исповедания» от 1 апреля 1902 г., такие учебние заведення подразделялись на начальные (собственно для обучения детей: школи грамоти, одно- и двухклассние церковно-приходские школы) и учительские (для подготовки педагогов начальних школ: второклассние и церковно-учительские школьї). С 1903 г. срок обучения в школах грамоти составлял три года (ранее два года), в одноклассних церковно-приходских школах — четнре года (ранее три года); однако переход с трехлетнего на четирехлетнее обучение в церковно-приходских школах в целом по России не завершился и к 1917 г. Окончившие одноклассную школу могли продолжить учебу в двух- классной (возможно, уже вместе с професиональним обучением) либо поступить во второклассную школу, чтобн стать учителем школи грамоти. Церковно-учительские школы, имевшие уже специальную педагогическую направленность, появились в 90-х годах XIX в., но официальний статус получили лишь в 1902 г., а в 1906 г. в порядке зксперимента на шесть лет били утвержденн их программн. В церковно-учительские школьї принимались випускники второклассных школ или соответствующих им других учебннх заведений (земских или министерских), которые после трехлетнего обучения становились учителями народних училищ. Наконец, для повышения квалификации преподавателей церковних школ проводились их сьезди, организовнвались специальнне курси. В общероссийском масштабе работой церковних школ руководил Училищний совет при Святейшем Синоде, а в регионах действовали епархиальнне училищные советы, имевшие свои отделения по уездам. Костромской епархиальннй училищний совет ежегодно составлял и публиковал в «Костромских епархиальннх ведомостях» отчет о работе церковних школ на территории Костромской губернии (иногда, впрочем, публиковались лишь ведомости со сводннми данннми о школах).
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (4 votes)
Аватар пользователя brat Andron