Богословский вестник - 39 - 2020

Богословский вестник - № 4 (39) - 2020
Человек в Церкви и в обществе — эта проблема остаётся актуальной и в наше время. Она появилась вместе с зарождением христианства, когда понимание человеческой личности получило онтологическое измерение, что вызвало повышенное внимание к таким феноменам как: образ человека, его свобода, его права, межличностное общение и т. п. И хотя её решение в эпоху гуманизма с господствовавшей тогда автономной моралью, а впоследствии — с экзистенциальной философией было затруднено, сегодня мы снова наблюдаем возросший интерес к личности человека. В христианском богословии этот интерес выражается в разработке таких тем, как «богословие личности», «богословие общения», в углублённом изучении православной антропологии.
 
По этой тематике появился целый ряд публикаций протоиерея Г. Флоровского, митрополита Иоанна Зизиуласа, религиозного философа Христоса Яннараса, румынского богослова протоиерея Димитру Станилоэ, кандидата богословия и кандидата философских наук С. А. Чурсанова и др. При этом антропологические исследования христианскими учёными проводятся в атмосфере их открытости к светской гуманитарной науке, изучающей в рамках современной социологии личность человека. Такая открытость объясняется двумя причинами. Во-первых, антропологическая проблематика всегда является одной из самых фундаментальных, самых главных и самых актуальных как для богословских, так и для социальных наук, потому что и те, и другие стремятся рассматривать человека не только как объект воздействия на него политических, социальных, культурных и иных факторов, но и как личность.
 
И, во-вторых, православные богословы и христианские мыслители никогда не были сторонниками размежевания богословских и гуманитарных наук. Протоиерей Г. Флоровский, например, всегда надеялся и ожидал сближения богословия и философии. Он, как отмечает составитель вступительной статьи и примечаний к «Избранным трудам по богословию и философии Г. Флоровского “Вера и культура”» доктор философских наук И. И. Евлампиев, «однозначно провозглашал необходимость единства философской и религиозной истины, необходимость взаимодействия и взаимодополнения друг другом философии и богословия. Откровение, — продолжает Евлампиев, — выраженное в Писании и Предании, для Флоровского является той абсолютной и незыблемой основой, на которой должны строиться обе сферы — и богословие, и философия». 
 

Богословский вестник - № 4 (39) - 2020

научно-богословский журнал 
Московская духовная академия. Сергиев Посад: Издательство Московской духовной академии, 2020.  № 4 (39). 348 с. 
ISSN 2500-1450 
 

Богословский вестник - № 4 (39) - 2020 - Содержание

Список сокращений 
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
  • Библеистика
    • Иеромонах Ириней (Пиковский) Значение образа елея, стекающего на бороду Аарона (Пс. 132/133) в традиционной иудейской и христианской экзегезе. Часть II 
    • Монах Нил (Лазаренко) Богословско-экзегетические основания некоторых переводческих решений BTD (на материале Евангелия от Матфея) 
  • Богословие
    • Михаил Степанович Иванов Церковное и социальное измерение личности 
    • Александр Александрович Солонченко Православная мысль в условиях постмодерна: философский контекст и три пути развития 
  • Сравнительное богословие
    • Иеромонах Феодор (Юлаев) Проблемные вопросы христологии в диалоге с нехалкидонскими Церквами. Замечания ко «Второму согласованному заявлению». Часть I 
    • Протоиерей Павел Великанов, Василий Владимирович Чернов Психология в духовном образовании и церковной практике Церкви Англии 
  • Нравственное богословие
    • Архимандрит Платон (Игумнов) Благородство как предпосылка нравственного достоинства личности 
  • Патрология и восточно-христианская литература
    • Диакон Сергий Кожухов Флорилегии Иоанна Кесарийского как средство защиты Халкидонского Собора (из греческих фрагментов «Апологии») 
    • Александр Гивиевич Накаидзе Аргументы в сочинении «О сотворении мира» Иоанна Филопона, свидетельствующие о вероятной принадлежности ему «Ареопагитик» 
  • Аскетика
    • Игумен Дионисий (Шлёнов) Страх человеческий и страх Божий по учению прп. Никиты Стифата в контексте предшествующей традиции 
  • История Русской Православной Церкви
    • Артём Александрович Копылов Патриарх Алексий I (Симанский) в воспоминаниях его иподиаконов 
  • Церковное искусство и археология
    • Анастасия Анатольевна Никитина Архитектурно-археологические обследования и реставрация церкви Спаса на Берестове в 1909-1914 годы под руководством Π. П. Покрышкина 
  • Литературоведение
    • Архимандрит Симеон (Томачинский) «Мёртвые души» Гоголя и «Божественная комедия» Данте: точки соприкосновения 
    • Священник Дмитрий Барицкий Религиозный подтекст повести И. С. Тургенева «Песнь торжествующей любви» 
  • Классическая филология
    • Роман Сергеевич Соловьёв Методы установления хронологии диалогов в Corpus Platonicum 
РЕЦЕНЗИИ 
  • Алексей Сергеевич Кашкин Рецензия на: Выдрин А., иерей. Возникновение монархии в древнем Израиле. Комментарий на Первую книгу Царств. Сергиев Посад: Изд. МДА, 2020.464 с.: илл. ISBN 978-5-6044668-0-3 
  • Священник Иоанн Кечкин Рецензия на: Пантелеев А. Д. Ранние мученичества. Переводы, комментарии, исследования. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2017. 384 с. (Via Sacra. III). ISBN: 978-5-93762-116-0 
  • Варвара Викторовна Каширина Рецензия на: «Старица Московского Ивановского монастыря монахиня Досифея: к 210-летию со дня преставления». Материалы научно-практической конференции. 4 февраля 2020 г./отв. ред. В. В. Каширина; науч. ред. Д. Г. Давиденко. М.: Изд. Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря, 2020.216 с. ISBN: 978-5-9909348-3-2 
  • Ирина Викторовна Гранина Рецензия на: Агомбен Дж. Царство и Слава. К теологической генеалогии экономики и управления. М.; СПб.: Изд. Института Гайдара; Факультет свободных искусств и наук СПбГУ, 2018. 552 с. ISBN: 978-5-93255-521-7 
  • Павел Георгиевич Носачев Рецензия на: Young Francis. A History of Anglican Exorcism: Deliverance and Demonology in Church Ritual. London: I. B.Tauris, 2018.272 p. ISBN: 978-1-78831-347-6
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat Andron