Церковно-исторический вестник - № 12 - 13 - 2006

Церковно-исторический вестник - № 12 - 13 - 2005-2006
История русской православной диаспоры в Западной Европе в XX столетии еще только ждет своих исследователей. По словам известного летописца русского зарубежья П. Е. Ковалевского, «в мировой истории нет подобного по своему объему, численности и культурному значению явления, которое могло бы сравниться с русским зарубежьем. Из трех великих исходов — еврейской диаспоры, выезда протестантов из Франции и отъезда русских с их родины — последний является наиболее крупным и значительным и с культурной точки зрения наиболее своеобразным... Русское рассеяние превзошло все бывшие до него и по числу и по культурному значению, так как оно оказалось центром и движущей силой того явления, которое обычно называется русским зарубежьем, но которое следовало бы назвать “зарубежной Россией”» 
 
Оказавшись за пределами своей Родины, эмигранты по-разному относились к своему пребыванию на Западе: одни в изгнании жили болью о России и считали, что их пребывание будет кратковременным, что вот-вот все изменится и они сно-„ва вернутся в свою Россию, другие, оказавшись там, стали сразу же пытаться адаптироваться к новым условиям жизни, впитывая все лучшее, но не отказываясь и от прошлого, третьи же и вовсе родились уже на Западе, будучи эмигрантами во втором или в третьем поколении, а потому и не связанными какими-либо воспоминаниями и сравнениями. В силу всех этих различий и статьи об истории русской церковной эмиграции на Западе столь разнятся в своих оценках как масштабов, так и плодов данного явления. Впрочем, как отмечал в связи с этим один из современников (Н. М. Зернов), «в Церкви тогда было так много контрастов, что любое описание ее, пусть самое противоречивое, несло в себе крупицу истины». А потому и мы, не претендуя на полноценное исследование данного вопроса, дерзаем попытаться дать краткое описание истории лишь одного из явлений русского зарубежья, а именно — истории Экзархата православных русских приходов в Западной Европе.
 
* * *
Из работ, посвященных данной теме, следовало бы в первую очередь назвать, конечно же, книгу воспоминаний самого митрополита Евлогия (Георгиевского) «Путь моей жизни». Она является источником, наиболее полно и последовательно излагающим происшедшие события, но следует сразу же заметить, что, во-первых, описание событий оканчивается смертью митрополита Евлогия, в то время как история Экзархата на этом не заканчивается, во-вторых, митрополит Евлогий был главным действующим лицом разрыва с Москвой, а потому его точка зрения очень субъективна, и в-третьих, что, пожалуй, самое главное, не стоит забывать, что эта книга не была написана им собственноручно. Воспоминания были записаны и изданы после смерти митрополита Евлогия его секретарем Т. И. Манухиной, которая отнюдь не была сторонницей воссоединения. Все это нужно иметь в виду при чтении данной книги. Из других работ следовало бы назвать «Историю Русской Церкви» о. Владислава Цыпина (любое издание), книгу канадского историка профессора Д. В. Поспеловского «Русская Православная Церковь в XX веке», различные статьи, публиковавшиеся на страницах «Церковного вестника западноевропейской епархии», «Вестника Русского Христианского Движения», «Русской мысли», «Журнала Московской Патриархии», «Церковно-исторического вестника», а также публикацию переписки митрополита Сергия (Страгородского) в журнале «Церковь и время». Несомненную ценность представляют воспоминания и дневники представителей русской эмиграции. К сожалению, большая их часть до сих пор не опубликована и находится в частных архивах или же безвозвратно утрачена. Радостным событием стало начало публикации дневников П. Е. Ковалевского, машинопись которых (с авторской правкой) хранится в монастыре Шеветонь в Бельгии. Петра Ковалевского называют летописцем русского зарубежья. Его дневники, написанные в фактографическом стиле, — уникальный памятник эпохи. На протяжении всей своей жизни во Франции он был иподиаконом митрополита Евлогия (Георгиевского) и последовательно записывал все происходящее в русской колонии. Пока еще только выпущен I том, но ожидается публикация следующих, в хронологическом порядке с 1918 по 1959 г.
 

Церковно-исторический вестник - № 12 - 13 - 2005-2006 гг.

М. : Издание Общества любителей церковной истории, 2005-2006 гг. - 264 с.
 

Церковно-исторический вестник - № 12 - 13 - 2005-2006 гг. - Содержание

  • От редакции
  • Агеев Д. А. - Экзархат православных русских приходов в Западной Европе. Хроника взаимоотношений с Русской Православной Церковью
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
  • Приветствие патриарха Московского и всея Руси Алексия участникам конференции «Жизненный путь и наследие митрополита Евлогия (Георгиевского). К 60-летию со дня кончины»
  • Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) - Вступительное слово на конференции «Жизненный путь и наследие митрополита Евлогия (Георгиевского)
  • Кострюков А. А. - Митрополит Евлогий и патриарший указ об упразднении зарубежного ВЦУ от 5 мая 1922 года (№ 348/349)
  • Бурега В. В. - Взаимоотношения митрополита Евлогия (Георгиевского) с Константинопольским Патриархатом в первой половине 1920-х годов: к постановке проблемы
  • Игумен Филарет (Булеков) - Митрополит Евлогий и общественно-религиозная дискуссия в Европе первой половины XX века
  • Фирсов С. Л. - Владыка Евлогий (Георгиевский) как депутат Государственной Думы (К характеристике Холмского вопроса 1912 года)
  • Ребиндер С. А. - Экклезиология митрополита Евлогия
  • Иеромонах Савва (Тутунов) - Церковно-правовые основания существования «Парижской митрополии» в 1921-1946 годах
  • Шаховской Д. М. - Митрополит Евлогий и русское самосознание
  • Шмеман А. Д. - Воспоминания о митрополите Евлогии (Георгиевском)
СТАТЬИ, НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ И ЗАМЕТКИ
  • Митрофанов А. Ю. - Туринский собор 398 г. и ег о значение для внутреннего состояния Западной Церкви на рубеже IV-V вв
  • Получше А. Ю. - Обер-прокуратура Святейшего Синода: основные этапы становления и развития (XVIJI — середина XIX в.)
  • Никулин М. В. - Обер-прокурор Святейшего Синода Дмитрий Андреевич Толстой: штрихи к портрету на фоне церковного переустройства
  • Венедиктов В. Ю. - Болгарская церковная схизма 1872 года и ее отражение в греческой и русской церковно-общественной мысли (по материалам Государственного архива Российской Федерации)
  • Гуревич Л. Л. - «Неоднозначное назначение»: к истории назначения митрополита Серафима (Лукьянова) экзархом Московского Патриархата в Западной Европе
  • Короткая Н. Г. - Обновленческий раскол на Смоленщине в 20-е годы XX века
ПУБЛИКАЦИИ ДОКУМЕНТОВ
  • Шкаровский М. В. - Материалы к биографии профессора Б. В. Титлинова (конец 1943 — начало 1944) 
  • Архиепископ Антоний (Мельников) - Отзыв на работу митрополита Мануила «Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 год (включительно). Публикация А. К. Галкина
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
  • Гуревич А. Л. - Русское православие в эмиграции: опыт фундаментального исторического исследования
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ
  • Священник Илья Соловьев - Памяти протодиакона Сергия Голубцова
  • Протодиакон Сергий Голубцов - Священномученик Любомудров Константин Павлович (27.07.1879-19.11.1937)
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Голосов еще нет
Аватар пользователя brat magistr